Шёлк, органза и шерсть ламы: петербургские дизайнеры на выставке Made in Saint Petersburg
Крафтовое производство в Петербурге: от классики до вечерних нарядов
В Петербурге есть не только Эрмитаж и Русский музей, но и «осознанная» мода. Одна из её представительниц — Виктория Гаевская — возрождает старинные ремёсла в современном, модернизированном прочтении. Экологически чистые материалы, безотходное производство — все эти тенденции набирают обороты не только в мировой моде, но и в локальном fashion-пространстве Петербурга.
Обо всём этом рассказала 78.ru Наталия Ямалеева — представитель Центра развития и поддержки предпринимательства, организовавшего в «Ленэкспо» выставку одежды и обуви дизайнеров Санкт-Петербурга Made in Saint Petersburg. На мероприятии, прошедшем 27—28 сентября, собрались 18 современных петербургских брендов одежды.
Каждый бренд представил свои лучшие работы из последних коллекций. Здесь можно было увидеть и розовые шубки из ламы, и удивительные асимметричные платья из натурального итальянского шёлка, и сдержанную петербургскую классику, и очень смелые по крою авторские кожаные рюкзаки Натальи Барсуковой.
— Вся эта одежда создается исключительно в Санкт-Петербурге, — отметила Наталия Ямалеева, — Более того, почти все эти дизайнеры учились также в Петербурге. Коллекции представлены совершенно разные. Здесь есть и детская одежда, и family-look, и одежда больших размеров, и авторская одежда с удивительным кроем, и экомех, и классическая одежда, выполненная на очень высоком уровне — вот вроде обычный брючный костюм, но второго такого вы не встретите нигде.
В «Ленэкспо» в эти дни были и быстро набирающие популярность бренды SB club и Lab Store, и уже довольно известная марка одежды больших размеров Granate, и мистическо-философский бренд OLGA KOLVAKH, и многие, многие другие. Как отметила представительница ЦРПП, дизайнерские вещи набирают в Петербурге популярность с каждым днём:
— Сейчас крафтовое производство становится всё более и более востребованным, — рассказала Наталия Ямалеева. — Потому что всё меньшему количеству людей хочется одеваться в масс-маркете, всё больше людей хотят носить дизайнерские вещи. У нас в городе очень много хороших дизайнеров, и их профессиональная подготовка в Петербурге очень сильная.
Как отметила Наталия, около трети модельеров, принимавших участие в выставке, сами успешно дают мастер-классы по всей России.
— Вот, например, «X муза» — это художественный салон, который объединил несколько мастеров. Здесь делают украшения ручной работы, духи и одежду. Мастера творят все вместе, вдохновляются вместе, к ним в салон можно прийти не только заказать какую-то вещь, но и получить консультацию по стилю, — рассказала Ямалеева.
Подробнее о своих коллекциях, истории брендов и источниках вдохновения рассказали нам сами дизайнеры.
SB club — стиль петербургских белых ночей
Кружево решёток Михайловского сада, ткани цвета белых ночей, пастельные тона, лаконичность и элегантность — всё это особенности коллекции одежды «Петербургские истории» городского бренда SB club. Небольшая дизайнерская студия существует в Петербурге уже четыре года, и за это время стала весьма популярна — причём не только в Северной столице, но и по всей России, и даже за рубежом.
Одной из самых известных и узнаваемых вещей этого петербургского бренда является нежный свитшот с авторским рисунком и забавным манифестом: «Летом надеваю свитер, потому что это — Питер!». Скетч, послуживший основой для принта, нарисовала Алёна Гуминская — одна из двух основательниц этого истинно петербургского бренда. В интервью 78.ru Алёна рассказала, что SB club — семейный бренд:
— Мы организовали его вместе с моей тётей, с Клавдией Капран. Она является генеральным директором бренда, а я — креативным директором и дизайнером.
Свою одежду Алёна Гуминская и Клавдия Капран шьют самостоятельно, не отдавая модели на «аутсорс» — у бренда есть своя мастерская. Основных направлений три: каждый сезон студия выпускает коллекции pret-a-porter de lux, подиумные коллекции, а также шьёт на заказ сценические и концертные костюмы для танцевальных коллективов, школ искусств и так далее.
Вещи петербургского бренда производятся небольшими партиями, капсульными и даже мини-капсульными коллекциями. В каждой «мини-капсуле» может быть всего десять моделей, причём каждого размера одной модели — всего три-четыре экземпляра.
— Мы — это нечто среднее между масс-маркетом и дорогими дизайнерскими брендами, — отметила Алёна Гуминская. — Наша одежда — для тех, кто хочет найти что-то оригинальное, но не настолько дорогое, как известные и раскрученные дизайнерские бренды. Наши вещи — это то, что обычный человек может себе позволить. И, в то же время, он может быть уверен, что здесь будет хорошее качество и интересный, уникальный дизайн — ведь таких вещей произведено буквально несколько штук.
Коллекция «Петербургские истории», которую SB club показал на осеннем мероприятии в «Ленэкспо», уже была представлена «большой публике» весной. Тогда, на выставке, организованной в рамках Недели лёгкой промышленности, она заняла первое место в номинации pret-a-porter de lux. В этой коллекции, по сути, воплотилось представление автора о том, что же такое — истинный петербургский стиль.
— Девиз нашего бренда: «Сделано в Санкт-Петербурге, в духе и традициях нашего города», — рассказала создательница SB club. — Вся эта коллекция была навеяна петербургскими белыми ночами, закатами и рассветами, больше похожими на лёгкие сумерки. Решётки парков отражены как в принтах, так и в кружеве шантильи. Всё это — петербургский стиль: некая утончённость, элегантность и, в то же время, сдержанность.
По мнению и наблюдениям Алёны Гуминской, настоящий петербургский стиль отличается лаконичностью, сдержанностью цвета — никаких ярких оттенков, тяготение к пастельным тонам, «интеллигентным» цветам, а также глубоко заложенной элегантностью.
— Для меня петербургский стиль — это некая классика, которая переработана в стиль casual, — пояснила дизайнер.
Секрет успеха и главные проблемы семейного бизнеса
Создавать уникальную дизайнерскую одежду Алёна Гуминская, по её словам, мечтала всегда. Отучившись по специальности художник-модельер, она почти 17 лет работала по профессии на различных крупных фабриках.
— Это моя жизнь, страсть, любовь, я всегда отдавала себя всю этой профессии, — призналась создательница бренда.
Клавдия Капран, тётя Алёны, также всю жизнь работала в этой сфере — но в качестве управленца. И когда дизайнер пришла к выводу, что пора делать нечто исключительно своё, им удалось создать очень удачный семейный тандем.
— Дело в том, что в моде мало быть хорошим дизайнером, надо ещё быть и хорошим управленцем, — отметила Алёна Гуминская. — Надо решать какие-то вопросы, которые касаются договоров, финансов и т. п. У нас очень удачный союз: я занимаюсь дизайном, разработкой, тётя — бизнесом. Всё у нас взаимосочетаемое, мы шли к этому долго и планомерно.
Главной проблемой небольших дизайнерских студий наша собеседница, не колеблясь, называет проблему ретейла. По словам Гуминской, все создатели локальных брендов страдают из-за сложностей при «донесении» товара до покупателя. И это при том, что сам покупатель, сталкиваясь с коллекциями петербургских дизайнеров, готов с радостью приобретать эту одежду. Но вот как эффективно и без потерь попасться ему на глаза?
Масс-маркет требует слишком больших объёмов поставок, которые локальные бренды не способны осилить в принципе. Да этого им и не нужно — ведь тогда дизайнерская одежда перестанет быть таковой, утратит свою уникальность и сольётся с массовым производством.
Есть интернет-магазин, но должны быть и оффлайн-площадки, где локальные бренды смогут представить свою одежду «вживую», а покупатели — увидеть своими глазами, потрогать и померить. И тут на помощь вроде бы приходят небольшие бутики, специализирующиеся именно на дизайнерской одежде. Их в последнее время, по словам создательницы SB club, появилось достаточно много. Но вот беда — никогда нельзя рассчитывать на честность и финансовую «чистоплотность» хозяев этих магазинов.
— Очень много недобросовестных ретейлеров, — пожаловалась Алёна Гуминская. — Дизайнерские бутики часто берут на реализацию одежду у дизайнеров, вещи продают, а деньги дизайнерам не выплачивают. У нас была такая история, мы подали в суд, сейчас с тем же бутиком судятся и другие дизайнеры — очень многие от них пострадали. Вообще это повсеместная проблема, очень многие грешат этим делом, судятся сейчас и с другими бутиками. Продавцы очень недобросовестно относятся к работе с дизайнерами.
По словам модельера, пока единственный максимально безопасный и удобный способ донести свою продукцию до покупателя — это различные ярмарки, выставки и специализированные маркеты. Именно благодаря участию в подобных мероприятиях SB club и получил известность, а вещи петербургского бренда «разлетелись» по всей России.
Есть, однако, и ещё один путь, на который надеются все петербургские дизайнеры и модельеры.
Мультибрендовый бутик как спасательный круг для локальных брендов
Выходом из глобальной проблемы ретейла создательница SB club и её коллеги считают создание мультибрендового бутика для петербургских дизайнеров. Как рассказала Алёна Гуминская, довольно большое число дизайнеров Северной столицы готовы объединиться для этого:
— На данный момент это единственный выход на потребителя, потому что самим держать магазин очень сложно — аренда очень дорогая. В мае был круглый стол с вице-губернатором, и мы от коллектива дизайнеров Петербурга подали письмо с просьбой о создании такого бутика в нашем городе — в рамках программы поддержки петербургских дизайнеров. Мы попросили, чтобы нам выделили какое-то помещение, где дизайнеры сами соберутся и создадут свой бутик. Объединиться хотят самые разные дизайнеры: производящие одежду, обувь, аксессуары, сумки, совершенно разные по стилистической направленности и так далее. Потому что эта проблема для всех одинаковая — и список желающих довольно большой.
Miraldo: меха и кружева для целеустремлённых женщин
— Когда ты приходишь в магазин тканей, ты просто влюбляешься в какую-то тряпочку — и уже не можешь без неё уйти — настолько она вдохновляет! Настолько она тактильно приятная, что очень хочется её приобрести.
Мирослава Смирнова — дизайнер-модельер и основатель бренда Miraldo, который существует в Петербурге уже шесть лет. Сама Мирослава шьёт на заказ около восьми лет. В её коллекциях — итальянские ткани и кружева, натуральные материалы и бесконечная уверенность женщины в себе как главная цель всех нарядов.
— Я специализируюсь на женской одежде, в основном, это женственные элегантные платья, шубки, пальто, всё достаточно необычного кроя, из натуральных материалов, из меха, кожи, кашемира, с натуральных мехом ламы либо норки, — рассказала Мирослава. — Если это платья — то, естественно, пышные, вечерние, с кружевами. Я шью для успешных, целеустремлённых женщин, которые знают себе цену и хотят чувствовать себя в любой ситуации очень уверенно, чтобы окружающие на них смотрели с восхищением.
А начиналось всё довольно просто — с недовольства одеждой из масс-маркета и желания создать для себя нечто особенное и уникальное. Всё, что попадалось на глаза Мирославе в сетевых магазинах, не совмещало главных требований женщины. А хотелось чувствовать себя комфортно в одежде из качественной ткани, хорошо скроенной и необычного, уникального фасона.
— Вещи в масс-маркете у нас продаются достаточно клонированные, а если это эксклюзив — то их выпускают в определённом количестве, штук десять, и где-нибудь на Невском всё равно встретишь такую же, — поделилась Мирослава Смирнова.
Поэтому пришлось действовать самой.
— Я начала шить на себя, потом стала выкладывать фотографии в интернет, их увидели знакомые, стали хвалить, приглашать на конкурсы, на выставки. Первый же конкурс — огромные продажи, второй конкурс — призовое место, третий конкурс — реклама в журнале, четвёртый конкурс — и снова моя коллекция в журнале. Затем фотографы уже начали приглашать на съёмки, — вспоминает дизайнер.
От первого fashion-шоу до концептуальных головоломок
Первым конкурсом, в котором приняла участие Мирослава Смирнова, стало модное шоу Art Fashion Runway, прошедшее в «Пассаже» в 2015 году. Тогда в выставке и дефиле приняли участие, как и в этот раз, 18 самых разных российских дизайнеров одежды. Но если другие участники готовились к конкурсу много месяцев, то у Мирославы всё получилось спонтанно: за две недели до fashion-шоу ей сообщили о нём друзья — и предложили принять участие:
— Пришлось просто срочно отшить коллекцию платьев-трансформеров, простейшую, даже без идеи. Они были яркие, сочные, достаточно насыщенные, и очень хорошо продались.
Однако после первого показа основательница бренда Miraldo поняла: в первую очередь надо ориентироваться на идею.
— Сначала ты находишь идею, потом подбираешь ткань, потом придумываешь, как всё это сделать, начинаешь создавать, переделываешь, доводишь до ума. Тогда и результативность гораздо лучше, — поделилась петербурженка.
Среди последних таких «концептуальных идей» — необычное платье из трёх видов ткани с тремя разными принтами.
— Это вообще удивительное платье, — делится Мирослава, — Первая ткань — 100% шёлк, вторая — плотный атлас, третья — 100% итальянская шерсть, и попробуй ты в один образ это запихай. Но суть в чём: сначала ты закрываешь глаза, представляешь себе готовое изделие, а потом уже ходишь по магазинам и собираешь его как паззл. Всё это очень похоже на сбор головоломки.
Неопреновый Малевич
Среди других интересных работ последнего времени — коллекция неопреновых платьев с геометрическими рисунками. На эту коллекцию Мирославу вдохновил Казимир Малевич — перелистывая один из художественных альбомов, она наткнулась на репродукции его работ и лаконичные геометрические образы так и не смогла выкинуть из головы.
— Всё это показалось мне очень интересным, но здесь нужно было подумать. Все эти треугольники — но ты же не сделаешь треугольное платье, это будет нелепо! Я взяла неопрен как самый необычный материал, который есть сейчас на рынке. Неопрен в этом и прошлом году — самый актуальный материал. Я сделала простое платье — чёрный колокольчик: клёш-рукава и колокольчиком юбка чуть выше колена. После этого отошла подальше, взяла мелочек и начала в голове разрезать, пытаясь понять, чего я хочу. Дальше прикладывала цветные кусочки к платью — вот так и получилась эта коллекция.
Неопреновая коллекция имела оглушительный успех на битве дизайнеров («FASHION битва № 3»), прошедшей в прошлом году в Петербурге, а также Москве и Казани. Как вспоминает Мирослава Смирнова, историк моды Анатолий Вовк от души похвалил коллекцию, на которую дизайнера вдохновил Казимир Малевич, и отметил: «Это ваша лучшая работа».
— И всё это — не за счёт качества материала или качества шитья, а за счёт самой идеи, за счёт необычной геометрии, — поделилась основательница бренда. — Яркие цвета, одни размеры — от 46 до 52, очень хорошо садятся по фигуре, и хорошо продаются. Мне уже пришлось делать вторую коллекцию, потому что первая полностью продалась.
Любовь с первого прикосновения
«Малевич в неопрене», созданный брендом Miraldo, — коллекция очень бюджетная и доступная. Дизайнерские платья стоимостью в 2000-3000 рублей — разве можно мечтать о лучшей цене? Но среди работ Мирославы Смирновой есть вещи и совсем другого уровня. Вторая большая любовь дизайнера — мех ламы. Из него Мирослава шьёт шубки, пальто, платья и даже сумки.
— Не хватает только шапки для полного комплекта — шутит модельер.
Такие шубки стоят около 40 тысяч, в зависимости от кроя и покраски. Молодой человек Мирославы рассказал, что одну из шубок пришлось долго и мучительно красить вручную специальной краской для волос — зато и вышло удивительно. Правда, петербуржцы наряды из ламы заказывают редко. Чаще за такой роскошью обращаются москвичи, а также, как ни странно, сибиряки.
Мех ламы — настоящая любовь Мирославы. Началась же эта история любви довольно спонтанно:
— Я кинестетик, воспринимаю мир через тактильные ощущения, — поделилась девушка. — И вот однажды я пришла в магазин итальянских тканей — хожу, трогаю… И вдруг — лежит мех! Случайно потрогала его и поняла, что больше без него не могу. Он как самая любимая пушистая кошка, которую постоянно тискаешь! Такая приятная ткань, когда ты её надеваешь — чувствуешь себя как облачко. При этом, силуэт может быть любой: квадратный, удлинённый, с капюшоном, без… Может быть любой крой, вплоть до того, что на 52-й размер можно сшить шубку, в которой женщина будет изящной, стильной, яркой и очень лёгкой, как истинная леди.
После этой неожиданной встречи Мирослава поняла, что «просто не может не делать ламу»:
— Эта ткань настолько тактильная — надеваешь и понимаешь, что вылезать из неё не хочешь!
Причина оставаться «на плаву»
Конечно, не вся жизнь петербургского модельера — сплошное вдохновение и облака из ламы. Как и коллега из SB club, основательница бренда Miraldo жалуется на сложности продаж:
— Сконструировать для меня несложно, сшить, найти швею — тоже, а вот продать — сложно. В России, к сожалению, на данный момент пока нет единого раскрученного интернет-магазина для продажи изделий ручной работы. Есть «Ярмарка мастеров», там вещи продаются достаточно неплохо, но, всё равно, не те объёмы, которые хочется.
Иногда сложности наводят на мысли о том, чтобы всё бросить. И тогда Мирослава Смирнова вспоминает историю дома «Версаче»:
— Когда Джанни Версаче умер, его сестра взяла на себя управление, и восемь лет они уходили в минус. Но она всё равно не сдавалась и делала то, что считала нужным. Мне понравилось, что такой бренд всё-таки выдержал восемь лет неудач, — поделилась девушка.
Историю дома «Версаче» Мирослава вспоминает каждый раз, когда становится слишком трудно:
— После какого-то неудачного конкурса я даже думала бросить это всё, но друзья говорят: «Ты что, у тебя такой талант, ты умеешь любую фигуру преобразить, сделать так, чтобы человек любого типа просто не хотел из этой одежды вылезать, — как ты можешь зарывать свой талант?». Я смотрю на свои коллекции, на людей, которые приходят за индивидуальным пошивом, а уходят с готовым платьем, которое просто висело на вешалке, и понимаю, что просто не имею права это всё бросать.
Olga Kolvakh: философия, мистика и шёлк необычной фактуры
Бренд Olga Kolvakh носит имя своей основательницы — петербургского дизайнера Ольги Кольвах-Поповой. Собственно бренд появился на свет в 2014 году, однако сама Ольга занимается конструированием и созданием одежды всю свою жизнь, с шестого класса. Именно тогда будущий модельер пошла обучаться конструированию одежды к художнику-дизайнеру. Затем Ольга окончила Финэк, а после — Британскую школу дизайна в Москве.
До того, как выйти в «самостоятельное плавание», Ольга работала с другими дизайнерами. Но в 2014 году решила выпустить свою первую коллекцию одежды — Reincarnated Soul, «Перевоплощённая душа». Несколько вещей из той первой коллекции можно было увидеть и на сентябрьской выставке в «Ленэкспо» — они, по словам модельера, стали бестселлерами.
— Некоторые модели приходят ко мне как информация свыше, я просто считываю эту информацию и воплощаю, — поделилась Ольга Кольвах с 78.ru. — В основе коллекции Reincarnated Soul, например, была история перевоплощения аристократической души XVII века в наше время.
Аристократичность, благородность, исторические мотивы и философская, а также мистическая подоплёка — главные особенности работ Ольги Кольвах. А воплощаются эти особенности в благородстве тканей, необычных фактурах, асимметрии и нетривиальных деталях.
— Вот это, например, — натуральный шёлк необычной фактуры, — показывает дизайнер топ из специфической ткани, происхождение которой, действительно, сразу определить сложно. — Кто-то путает его со льном, но это стопроцентный шёлк. Здесь подразумевается застежка на брошь, но сейчас броши не очень любят…
По признанию Ольги, далеко не все профессионалы могут сразу определить, что же за ткань использована в том или ином наряде.
— Я люблю эксклюзивные материалы, нестандартные, необычные фактуры, — поделилась Ольга. — Ткани — только натуральные, обычно итальянские. Если я куда-то езжу, я всегда нахожу и привожу что-то интересное. Когда я была в Москве, находила невероятные ткани в стоках, когда ездила на учебу в Париж, покупала ткани в Париже, ездила во Владивосток — привозила и оттуда. В общем, привожу ткани отовсюду, где бываю.
А вот принтов в работах Ольги Кольвах пока нет — но не потому, что она категорически против штампов на ткани:
— Принты я пока не использую, потому что хочу использовать только свои. Сейчас у меня как раз идёт разработка принтов для следующей капсулы.
Ольга рассказала, что над своими вещами работает как инженер — тщательно проектирует сложный фасон, и, в то же время, в каждую модель закладывает частичку души, определённую концепцию. У вещи должна быть душа, уверена модельер.
— Как сказал знакомый маркетолог, моя сильная часть — брать какое-то явление, идею, и реализовать её в вещах, — поделилась создательница бренда.
К примеру, идея перевоплощения души, перехода души из одного состояния в другое дизайнер ярче всего воплотила в асимметричном платье из шёлковой органзы, которое она подшила собственноручно.
— Низ 4 метра — всё подшито вручную, несколько часов работы, — рассказала Ольга Кольвах, — Асимметрия отражает здесь переход: одна часть очерчена, вторая — нет. Асимметрия — одна из моих визитных карточек. Она сложна для восприятия, но здесь человек больше размышляет.
Впрочем, несмотря на всю любовь к мистицизму и философии, сейчас Ольга Кольвах больше относится к своей работе как к бизнесу, чем как к сакральному творчеству.
— Творчество — это одна стезя, в нём можно выразиться, это импульс. А бизнес — это более массовая история. У меня отношение уже немного перестраивается. Сложно, конечно, потому что иногда импульс захватывает, а бизнес и креатив не совместимы. Этим должны заниматься два разных человека, а мне приходится делать всё одной.
«За каждым успешным творцом стоит успешный менеджер»
Организовать бизнес, будучи творцом — одна из главных проблем всех начинающих дизайнеров, отметила Наталия Ямалеева.
— С одной стороны, это творчество, а с другой — это такой же бизнес, как и другие. И вот здесь дизайнеры сталкиваются с проблемой, что они творцы, но не бизнесмены. А ведь за любым успешным дизайнером стоит успешный менеджер, который помогает продвигаться на рынке, — рассказала представитель Центра развития и поддержки предпринимательства.
По словам Наталии, одна из основных целей проекта — помочь дизайнерам стать предпринимателями:
— Творческих людей очень много, и научить их делать бизнес, помочь в этом деле — наша задача. Поэтому в нашем центре постоянно проводятся мероприятия для дизайнеров, в любой момент можно получить консультацию в отношении бизнеса: как начать бизнес, как выйти из сложных ситуаций. Таможня, экспорт — по всем вопросам мы консультируем.
У подобных выставок несколько целей: показать дизайнеров покупателям, дать возможность дизайнерам продать свои вещи, а также познакомить творцов между собой — потому что для начинающих модельеров обмен опытом крайне важен.
Помимо выставок-продаж, ЦРПП проводит самые разные мастер-классы, лекции, семинары и другие обучающие мероприятия. В октябре, к примеру, мастера из Италии приедут в Петербург, чтобы рассказать нашим дизайнерам, как и зачем создавать lookbook-коллекции. А совсем недавно прошёл цикл мастер-классов Марины Седовой — известного петербургского шляпного мастера.
Но главное — даже не конференции и мастер-классы, а поддержка, на которую, по словам Наталии Ямалеевой, все петербургские дизайнеры могут рассчитывать здесь. Чтобы научиться быть не только вдохновлённым творцом, но и успешным менеджером для своих же творений.