Ни водолазок, ни машинисток: как трансгендер пытается вернуть женщинам 500 профессий
Женщина с мужской профессией
Фрунзенский районный суд частично поддержал трансгендерную женщину, уволенную в прошлом году после смены пола. Дело в том, что по закону печатником глубокой печати может быть только мужчина, а других вакансий под рукой не оказалось. После того, как сотрудник прошёл все медицинские процедуры и поменял документы на женские, компания решила расторгнуть трудовой договор.
— Летом 2017 года Анастасия сменила указание на пол в паспорте, а неделю спустя типография уволила её с должности печатника, на которой девушка проработала много лет. Работодатель сослался на то, что профессия печатника входит в перечень работ, «вредных для женского здоровья», — отмечают в организации «Выход», которая оказывает правовую поддержку уволенной сотруднице.
Женщина посчитала свои права нарушенными и попыталась через суд добиться восстановления на работе. Уже в двух инстанциях подряд она проиграла и в настоящий момент готовит апелляцию. В компании же тем временем посчитали юридические издержки и, видимо, решили отбить у Анастасии всякое желание продолжать борьбу, потребовав возместить расходы на сумму 375 тысяч рублей. На этот раз победа в суде осталась за трансгендером.
Запретные вакансии
В России с 2000-го года действует постановление правительства «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В него входят 456 различных профессий. Некоторые запреты выглядят достаточно неожиданно. К примеру, женщинам не только запрещено работать машинистами поездов, портовыми грузчиками и водителями бульдозеров на стройке, но и водолазами или, к примеру, шкиперами на судах. А ещё им нельзя «обслуживать быков, жеребцов-производителей и хряков». Те могут вести себя слишком дерзко.
Анастасия добивается отмены этого списка. Как отмечают в организации «Выход», женщина считает, что запреты связаны с «охраной материнства и детства», а, следовательно, «слабому полу» просто указывают — нужно «рожать, щи варить, нянчить ребёнка». И ничего кроме. А депутат Госдумы Виталий Милонов уверен, что Анастасию надо «лечить». Не так давно он заявил о подготовке законопроекта о запрете на операции по смене пола на территории России, а заодно предложил отправить всех трансгендеров в психбольницу. По мнению парламентария, охрана материнства — это как раз хорошо, а никаких трансгендеров природой не предусмотрено.
Поддержка по рельсам
Тему запретных профессий этим летом поднимали в петербургском метрополитене. В своём телеграм-канале пресс-служба подземки рассказала, что при запуске первой линии женщины-машинисты были частым явлением. Но вскоре выяснилось, что даже на мужской организм такая работа действует не самым лучшим образом.
Зато в 2018 году стало известно, что у Анастасии есть союзники в руководстве РЖД. Зимой компания обратилась в министерство труда и социальной защиты с просьбой отменить список запретных профессий. Авторы инициативы считают, что полномочия по введению ограничений нужно возложить на работодателей. Тогда с основным посылом в Минтруда согласились. Максим Топилин признал, что перечень устарел, так как условия труда на многих производствах улучшились. Однако подчеркнул, что никаких полномочий передавать не будут, а просто поправят список.
Во время ПМЭФ-2018 гендиректор РЖД Олег Белозёров заявил в Петербурге, что уже скоро будет готов приказ, который позволит женщинам управлять «Сапсанами». А что будет с печатниками, пока не известно.
Госдума против равноправия
Противники запретного списка есть и в Госдуме. В частности, за его отмену выступала депутат Оксана Пушкина. Недавно нижняя палата парламента приняла резонансное решение отклонить законопроект о равноправии мужчин и женщин. В нём речь шла о защите от дискриминации и одинаковых зарплатах на работе, а также об установлении квот на женщин в органах власти. Документ пролежал на полке с 2003 года и давно устарел.
В настоящий момент Пушкина работает над новым законопроектом о равноправии. Предполагается, что тема квот больше подниматься не будет. Акцент будет сделан на трудовых правах. К примеру, депутатов беспокоит то, что женщин не повышают в должности или не берут на работу, объясняя это потенциальной перспективой декретного отпуска.
Также в разгар скандала вокруг Леонида Слуцкого, обвинённого в приставании к журналисткам, Оксана Пушкина заявила о необходимости введения в законодательство понятия «харассмент». Напомним, как выяснил телеканал «78», эта проблема характерна и для петербургского Заксобрания, не говоря уже о местах, далеких от внимания СМИ. Попадёт ли данная новелла в новый законопроект о равноправии, пока неясно. Виталий Милонов точно против. По его мнению, на такое могут решиться только «вонючие лесбиянки». Кажется, пока реальной победой остается лишь скорое сокращение списка запретных профессий.