Масонский Петербург и теория заговора. Почему 2/3 россиян верят в тайное правительство?
Растущий процент веры в тайну
В июле 2018 года Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал данные довольно необычного опроса. Специалисты ВЦИОМ провели исследование представлений наших соотечественников о том, кто же на самом деле правит нашим миром. Результаты оказались довольно любопытными: 67% россиян не сомневается, что тайное мировое правительство существует. И постоянно вмешивается в мировую политику, дёргая глав государств за невидимые ниточки.
Интересно, что аналогичный опрос центр проводил четыре года назад — и тогда результаты были иными. В 2014 году в существование «мировых кукловодов» верили 45% наших соотечественников — на треть меньше, чем сегодня. Впрочем, почти половина опрошенных, верящих в мировой заговор, так и не смогла объяснить свою позицию: 33% замялись, отвечая на вопрос об истоках таких идей.
Вполне ожидаемо идея с тайным заговором на планетарном уровне оказалась значительно ближе людям старшего поколения и пожилым, чем молодёжи: среди людей старше 60 лет отрицают подобные идеи всего 16% респондентов, а среди молодёжи — 45%.
Кроме того, по данным ВЦИОМ, россияне уверены: мировое правительство настроено отнюдь не дружелюбно по отношению к России. Причём за последние четыре года доля тех, кто придерживается такой позиции, увеличилась с 57% до 74%.
Природа «когнитивного скряги»
Психотерапевт Андрей Каменюкин, генеральный директор петербургской клиники лечения депрессий и фобий, поясняет: ничего катастрофически страшного в подобных цифрах, на самом деле, нет. Даже самые рациональные на первый взгляд люди могут верить в глубине души в тайные заговоры и «серых кардиналов», стоящих за спинами глав государств. Причина такой веры — в самом механизме нашего мышления.
— Наш мозг так устроен, что он всегда должен искать какие-то ориентиры, смыслообразующие конструкции. Кто-то верит в Бога, кто-то верит в науку, а кто-то начинает верить в конспирологические теории. Это своего рода потребность каждого из нас, — рассказывает врач-психотерапевт.
В отсутствии таких ориентиров человеческое сознание просто теряет почву — ведь если не на что опереться, то не на чем и построить картину мира. А без картины мира человек существовать не может — это тот холст, на котором он рисует свой жизненный путь.
— Если у людей не будет таких ориентиров, им будет сложнее — будет возникать чувство внутренней тревоги, напряжение. А наш организм всё-таки постоянно стремится к гомеостазу, — объясняет специалист. — И поэтому поиск чего-то смыслообразующего позволяет добиться внутреннего равновесия. Это особенность нашей психики.
Конечно, возникает вопрос: почему не наука, а мистика, не точные данные, а конспирология и «непознанное»?
— Когда возникает дефицит знаний или человек не утруждает себя чтением научно-популярной литературы, чтобы объяснить какие-то феномены, то он доверяет всему, что легко воспринимается, — рассказывает Андрей Каменюкин. — Там, где мозгу не требуется напрягаться, он легко впитывает любые гипотезы, которые могут содержать хоть какую-то долю правдоподобности. Это облегчает восприятие, и человек начинает верить во что угодно, абсолютно исключая критический подход, критическую составляющую своего мышления.
По словам психотерапевта, наш мозг чрезвычайно ленив по своей природе: там, где можно не напрягаться и «экономить энергию», он будет это делать. Автор книги «Рациональное мышление» Кейт Станович нашёл прекрасно определение для человека, «экономящего» на мышлении — «когнитивный скряга». И большинство людей являются таковыми по своей природе.
Парадоксы человеческой психики
Вера в тайные общества и сговоры свойственна отнюдь не только россиянам.
— На самом деле, это характеристика вообще homo sapiens, — отмечает психотерапевт. — И за рубежом, например в Америке, есть вообще абсурдные верования.
Адепты теории плоской земли, к примеру, существую по всей планете. В ноябре 2017 года они провели в Северной Каролине, США, первую международную конференцию, где обсудили «ложь от NASA» и другие «спорные теории» официальной науки.
По словам директора клиники лечения депрессий и фобий, сомнительные идеи могут укорениться даже в сознании людей с высоким интеллектом, в том числе успешных и состоявшихся:
— Я как психотерапевт в своей практике сталкиваюсь с тем, что очень успешные люди начинают вдруг бояться вещей, которые, в принципе, не представляют опасности. При стечении определённых обстоятельств у них не работает критика. Здесь примерно такой же механизм — человек может быть даже начитан, знать современные научные гипотезы — но, при этом, он может верить в конспирологические теории, потому что это облегчает ему миропонимание. И объясняет, как устроен мир.
Андрей Каменюкин подчёркивает: результаты исследования ВЦИОМ вовсе не означают, что все эти 67%, верящих в тайные сговоры, — люди слабоумные и недалёкие.
— Просто это особенность нашей нашей нервной системы — так парадоксально функционировать, — разводит руками эксперт.
Страх публичных выступлений, ужас перед самолётами и прочие подобные фобии — из той же «линейки жизнеобразующих теорий».
— Самолет, на самом деле, — это самый безопасный вид транспорта, намного опасней ездить на машине или даже пешком ходить, чем летать. Но люди, которые боятся летать, создают некую внутреннюю теорию, и в этой теории, в этой картине мира есть целый свод доказательств того, что это опасно, — рассказывает психотерапевт.
«Подгонять факты» под свои убеждения — также типичная особенность нашей психики. Все мы уверены, что наши убеждения строятся на результатах анализа каких-то внешних данных, фактов, полученного опыта. На самом же деле часто всё происходит наоборот: мозг находит картину мира, которая ему удобна, и уже под неё подгоняет историю, вычленяя из повседневной действительности подходящие доказательства.
— Люди склонны подкреплять свою точку зрения, — подчёркивает наш собеседник. — Когда нас начинают разубеждать, мы сопротивляемся. Это механизм, заложенный в нас природой — сохранять определенные верования, свою личную точку зрения.
Когда «информационная интоксикация» на пользу
Тот факт, что люди старшего поколения верят в конспирологические теории с большей охотой, можно объяснить разными факторами.
— С одной стороны, это связано с биологией и тем, как функционирует наш организм. С возрастом он всё-таки утрачивает скорость, быстроту реакций и действий. Человек становится более ригидным и плохо переключаемым. И если он привыкает к одной идее и она кажется ему правдоподобной, то он начинает её отстаивать, — поясняет психотерапевт.
Отказ от привычных верований, укоренившейся точки зрения, по словам Андрея Каменюкина, может привести к катастрофе:
— Изменение внутренних ценностей приносит сильный внутренний дискомфорт, и с возрастом это ощущается сильнее, острее. С одной стороны, это обусловлено биологически, с другой стороны, это психологический феномен, — рассказывает специалист.
Тот факт, что молодёжь настроена более скептично, также объясняется, во-первых, биологическими факторами — более быстрыми в силу возрастами мыслительными процессами. Во-вторых, конечно же, имеет значение и современное обилие информации. В этом плане «информационная интоксикация» играет положительную роль:
— Обилие информации даёт возможность думающим людям анализировать, сравнивать разные точки зрения. У них не доминирует одна точка зрения, как у людей в возрасте — раньше ведь не было так много разных СМИ, и люди старшего поколения больше привыкли придерживаться одной позиции. А молодежь видит в СМИ полярные точки зрения, может их сравнивать, — объясняет директор клиники лечения депрессий и фобий.
Но у каждого человека, без сомнения, своя история формирования «веры в тайное правительство»: влияют и социальные факторы, и события в стране, и, конечно, личные внутренние установки. А значит, и теория заговора у каждого — исключительно своя.
Петербургские масоны: от Петра до обещаний графа Калиостро
Так всё-таки, иллюминаты или масоны? Для Петербурга теории о мировых заговорах тайных обществ имеют особое значение. Дело в том, что в нашем городе масонские знаки можно найти на самых важных архитектурных доминантах. Кроме того, существует мнение, будто некоторые правители России и представители дворянства не просто симпатизировали масонам, а прямо состояли в масонских ложах.
Есть легенда, что масонство в Россию привёз сам Пётр I. Это, однако, вопрос спорный. Существует также мнение, что принят в масонскую ложу был в своё время Павел I. Глубокие симпатии сына Екатерины Великой к Мальтийскому ордену известны всем, и тому есть архитектурные подтверждения в самом сердце Петербурга: как известно, Михайловский замок был в своё время построен в виде мальтийского креста. Сам же Павел принял титул магистра ордена Мальтийских рыцарей в 1798 году.
При этом, его отношения с масонами остаются невыясненными. По одним неподтверждённым данным, Павел стал масоном во время поездки за границу в 1776 году, ещё до смерти своей матери. По другим источникам, императора якобы приняли в тайное общество в Петербурге, во дворце сенатора И. П. Елагина.
А вот что не подлежит никакому сомнению — так это членство в масонской ложе Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля времён Екатерины II. На карте Петербурга Иван Перфильевич оставил весьма заметный след: принадлежавший ему остров до сих пор называется Елагиным, а построенным здесь дворец — Елагиноостровским.
Обер-гофмейстер императорского двора Иван Елагин в 1772 году стал провинциальным великим мастером — это высшая масонская должность в провинциальной ложе (то есть любой ложе помимо Объединённой великой ложи Англии). Именно Елагин возглавил во второй половине XVIII века всех масонов России, включая 14 лож, названных в честь древних муз и богов.
Существует мнение, что елагиноостровская ротонда, или «Павильон под флагом», служила местом масонских сборищ. Именно там, по легенде, граф Калиостро проводил обряд посвящения в масоны, обещая тому, кто сможет повторить его через 50 лет, несколько тысячелетий жизни.
Всевидящее око, заполонившее город
Впрочем, это лишь легенды. Между тем, в Северной столице есть совершенно явные и конкретные следы главной мировой тайной организации. Основным масонским символом является Всевидящее око, или лучезарная дельта. Графически этот символ выглядит как глаз, вписанный в треугольник. Кроме того, часто треугольник окружает множество лучей, обозначающий свет из ока Великого архитектора вселенной.
Важными символами в масонстве являются также соединённые вместе циркуль и наугольник — вместе они образуют одну из главных эмблем масонства. И тот, и другой символ можно встретить в Петербурге в самых неожиданных (для неосведомлённых, конечно) местах.
Так, Всевидящее око в обрамлении лучей можно найти на подножии Александровской колонны — в самом сердце города. Кроме того, главный масонский знак сияет и с фасада Казанского собора — огромное золотое украшение расходится лучами по фронтону, смотрящему на Невский проспект.
Тот же знак украшает целый ряд петербургских храмов. Например, маленькая аккуратная церковь Иоанна Крестителя в Пушкине может похвастаться очень крупным Всевидящим оком на фасаде. Есть треугольник со вписанным в него глазом и на Большом дворце в Петергофе, и на соборе Святой Екатерины в том же Пушкине.
Красивая лучезарная дельта, окружённая ангелочками и облаками, располагается над главным входом в Чесменскую церковь — церковь Рождества святого Иоанна Предтечи на улице Ленсовета, 12. На колокольне Крестовоздвиженского собора, расположенного на Лиговском проспекте, 128, также можно увидеть классическое масонское «око».
Немного другого вида масонский треугольник можно увидеть на фронтоне Свято-Троицкого собора в Александро-Невской Лавре — ока в нём нет, зато вместо этого в центр фигуры вписано слово «БГЪ». Такой же треугольник с надписью есть, к слову, и на обратной, алтарной части Казанского собора.
Альтернативные смыслы тайных знаков
Главные символы масонского общества можно обнаружить не только на храмах и церквях. Так, вполне оформленные циркуль и угольник в классическом масонском сочетании расположены на одной из стен дома архитектора Виктора Шрётера. Этот небольшой аккуратный домик располагается на набережной Мойки, 112 и имеет статус регионального памятника.
На углу Мойки и Невского проспекта располагается, пожалуй, самый «масонский» дворец Петербурга — дворец Сергея Григорьевича Строганова. Его восстанавливал после пожара архитектор Андрей Воронихин, принадлежавшей к масонской ложе. Внутренние пространства здания он наполнил масонскими символами разного толка.
При Горном институте есть своя церковь — церковь Макария Египетского. Располагается это небольшое скромное здание на 21 линии Васильевского острова. Центральную часть его фасада также украшает лучезарное око в обрамлении целого каскада лучей.
Впрочем, такому поразительному обилию масонских символов в Северной столице многие находят объяснения, никак не связанные с существованием ложи. Так, циркуль и наугольник на доме архитектора Шрётера, как и на фасаде Академии художеств многие считают символами архитектуры и строительства. Тут однозначно ответить сложно — в конце концов, масоны — это тоже общество «вольных каменщиков», почитающих Архитектора Вселенной.
Существует также и альтернативное объяснение многочисленных масонских треугольников на христианских церквях. По мнению некоторых, глаз в данном случае обозначает всевидящего Господа, а треугольник символизирует троицу. Этот же знак активно использовался при Александре I на орденах и медалях.
Вот только сам Александр I, по мнению некоторых историков, был тесно связан с масонами. Именно в начале его правления случился расцвет масонских лож, и сами они прекрасно функционировали — государь их не трогал, несмотря на то, что прекрасно знал о каждой. Более того, по мнению некоторых историков, он и сам был масоном. Правда, в 1822 году Александр издал указ «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ».
«Все тайные общества, под какими бы они наименованиями не существовали, как-то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять», — значилось в нём.