Переворот в горизбиркоме: ЦИК занялся принуждением кланов Смольного и ЗакСа к миру
Борьба за избирателя начинается с избиркома
В Петербурге появился уже третий за последние два с небольшим года глава городской избирательной комиссии. Виктор Миненко со скандалом сменил Виктора Панкевича. Последнему при этом жёстко досталось от главы Центризбиркома Эллы Памфиловой. Впрочем, как и его коллегам — рядовым членам ГИК.
Новый глава горизбиркома пришёл из полпредства в СЗФО. Он призван встать над конфликтом Смольного и спикера Заксобрания Вячеслава Макарова, которые, как считается, усиленно делят места в участковых комиссиях всех уровней перед предстоящими муниципальными и губернаторскими выборами.
Но несмотря на громкие обвинения ЦИКа в различных нарушениях, пока речь идёт скорее о рокировке и размене, чем о разгроме. Панкевича забрали в полпредство. Он стал помощником Александра Беглова по вопросам организации работы аппарата. Почти одновременно с отставкой Панкевича стало известно о назначении его 32-летнего сына Евгения главой комитета по туризму. Причём отставка его предшественника Андрея Мушкарёва вызвала немало вопросов. При последнем Петербург штамповал туристические «Оскары» и стабильно наращивал турпоток. Сам Мушкарёв остался недоволен увольнением и прямо заявил, что, возможно, его место пришлось передать кому-то «своему».
Битва за ГИК
Панкевич возглавил горизбирком в 2016 году, сменив Алексея Пучнина. Под его руководством в городе проходили выборы в муниципалитеты, Заксобрание, Госдуму, а также президентская кампания. И каждый раз у ЦИКа возникали серьезные претензии. 25 июля Элла Памфилова не преминула о них напомнить.
В 217-м округе мандат депутата Госдумы делили Оксана Дмитриева из «Партии Роста» и единоросс Михаил Романов. Дмитриева уступила, но обвинила главу ТИКа Тимура Шохина в масштабных фальсификациях. Член ЦИК Евгений Шевченко лично приехал в Петербург требовать пересчёта голосов, но так и не сумел ничего добиться. А Романов обвинил Дмитриеву в попытке использовать дружбу с Памфиловой в своих политических интересах. В итоге Дмитриевой пришлось довольствоваться местом в Заксобрании.
— Вы нас ни разу не поддержали, — заявила Памфилова членам горизбиркома, напомнив о том, как территориальная избирательная комиссия «горой встала» против пересчёта.
Вспомнили горизбиркому и грехи, совершённые в ходе президентской кампании. Не секрет, что показатели явки учитываются при оценке работы региональных органов власти. Горизбирком обвиняли в попытке манипуляций с открепительными удостоверениями с целью перевести в другие регионы как можно больше неголосующих избирателей и тем самым повысить явку. По словам Памфиловой, ЦИК нарушения в итоге предотвратил, но с тех пор с Панкевичем отказывались иметь дело его коллеги из других российских субъектов.
Упомянула глава Центризбиркома и другую болевую точку: «каждый начальник околотка больше влияет на избирательную систему, чем городская комиссия». За формирования комиссий идёт острая борьба, причём её отголоски периодически прорываются в публичное поле. 78.ru уже писал, как конфликт за ТИК № 7 довёл депутата Госдумы Виталия Милонова и депутата Заксобрания Дениса Четырбока, представляющих одну и ту же партию, до странного обмена картофельно-гомофобными панчами.
Чуть ранее ЗакС жаловался Памфиловой на горизбирком в связи с формированием избирательной комиссии Владимирского округа. За неё также борются два клана управленцев. Причём команда Вячеслава Макарова недавно публично предъявила претензии губернатору Георгию Полтавченко прямо на заседании городского правительства: от имени ЗакСа Михаил Бродский призвал потратить на решение общих задач энергию, которая ныне «тратится на интриги внутри нашей команды». А главе Центрального района Андрею Хлуткову разносы устраивают чуть ли не на каждом втором заседании городского парламента. Говорят, спор также идёт вокруг избирательных комиссий, на которые также претендует депутат Мария Щербакова.
Памфилова решила раздать всем сёстрам по серьгам, предъявив претензии и Заксобранию, то есть, фактически Макарову и вице-губернатору Константину Серову, который представляет Георгия Полтавченко.
Последняя попытка отстоять статус-кво
Возможно, выступление главы ЦИК получилось бы более политкорректным, если бы уже накануне решающего заседания семеро членов горизбиркома не попытались отбиться от назначения Миненко. Они написали письмо, в котором настаивали на предварительных консультациях в духе демократических традиций Северной столицы. Считается, что документ подписали как раз люди Макарова. Панкевич считался человеком Полтавченко, но часто не мог повлиять на решения, принимаемые коллегиально. Однако в письме напротив речь шла о том, что последние главы горизбиркома якобы пытались узурпировать власть.
Элла Памфилова в ответ поинтересовалась, почему подписавшиеся промолчали об этих проблемах в апреле, когда она вызывала их на «откровенный разговор». И вообще ничего не делали с творящимися «безобразиями» или даже прямо в них участвовали. Глава ЦИК заявила, что по итогам весенних проверок готовилось постановление о выражении недоверия всей городской избирательной комиссии. В итоге Панкевич предвосхитил события и добровольно ушёл в отставку.
— Панкевич ушёл, но вы остались, вы работаете, — добавила Памфилова, намекнув на возможную реорганизацию всей комиссии.
В итоге членам ГИК пришлось смириться. В ходе тайного голосования кандидатуру Миненко поддержали 12 человек, против выступил только один. Вполне возможно, речь идёт о члене комиссии от «Партии Роста» Алексее Миненко. Он считает, что новый глава может оказаться независимым лишь от одной стороны конфликта. При этом прозвучало имя Константина Серова. К слову, именно Смольный ввёл Миненко в горизбирком по своей квоте.
Очевидно, что на этот раз речь идёт лишь об очередном раунде поединка. Возможно, стоит говорить даже о нокдауне, но до финального гонга ещё далеко. Во всяком случае, об этом говорит печальный опыт двух предшественников Миненко на новом посту.