Каждый десятый петербуржец страдает депрессией. Как пережить кризис среднего возраста?
Глобальная неудовлетворённость как диагноз
– Диагноза «кризис среднего возраста» нет ни в одной классификации болезней, но, тем не менее, это реально существующее состояние, – рассказывает психотерапевт Андрей Каменюкин, генеральный директор петербургской Клиники лечения депрессий и фобий.
Официальной статистики по «кризису среднего возраста» в Петербурге нет, но около 10,4% петербуржцев страдает от депрессивных состояний, сообщил эксперт. И возрастной внутренний конфликт между ожиданиями от жизни и реальностью, безусловно, вносит серьёзный «вклад» в увеличение этих процентов.
По словам специалистов, пол и социальное положение, как и множество других стандартных факторов, по которым обычно классифицируют людей, особого значения здесь не имеют. Женщины, конечно, больше переживают из-за внешности, но это не отменяет главной проблемы – «кризиса смысла жизни», глобального вопроса: «А тем ли я вообще занимаюсь?»
Неудовлетворённость собой, своей жизнью, достижениями, своим кругом общения, сомнения и неуверенность в будущем – всё это, по словам Андрея Каменюкина, «симптомы» кризиса. А депрессия может быть как его причиной, так и – гораздо чаще – его следствием.
Когда детские игрушки тянут назад
Кризис личности – это, как правило, «сбой в работе системы». Психотерапевт Дмитрий Ковпак, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, объясняет: кризис совершенно неизбежен в жизни. Он неизбежно сменяет любой процесс развития. А если ваше развитие сошло на нет – то кризиса личности стоит ждать тем более.
- На определённом этапе мы исчерпываем наши ресурсы. Бывает, что жизнь меняется, а человек не успевает меняться вместе с ней. Условно говоря, мы слишком адаптируемся, привыкаем к определенным этапам нашей жизни, режимам, в которых мы функционируем. Из-за этого мы не готовы менять наш «инструментарий». То есть нам трудно отказаться от традиций в пользу адаптации, – объясняет Дмитрий Ковпак.
Всё просто: реальность меняется, а мы отстаём. И остаёмся на «задворках». Бывает и противоположная ситуация:
– Допустим, мы изменились, но не хотим этого осознавать, потому что привыкли к старым шаблонам. Шаблонам мышления, восприятия, поведения. Нам в них «удобно», но они уже не особо работают. Так и возникает кризис.
Многие вещи мы тащим за собой с детства, изо всех сил сопротивляясь «лечебному купированию». Иллюстрируя эту проблему, психотерапевт рассказывает о ярких игрушках, которых нам могло так не доставать в жизни – и, став взрослыми, мы «компенсируем» детскую неудовлетворённость коллекционированием. Хотя сейчас нам эти игрушки вовсе не нужны – у нас давно другие ценности и цели.
– Иногда человек держится за форму, ностальгирует по этой форме, и не видит её безжизненность, неспособность решать те задачи, с которыми он сталкивается, – поясняет Дмитрий Ковпак.
Загруженный старыми формами и шаблонами, как дохлыми крысами, человек впадает, в итоге, в экзистенциальный кризис. Он сопровождается страхом смерти, поисками смысла жизни с одной стороны – и бытовыми конфликтами с другой. Человеку банально становится скучно. Всё, что раньше казалось важным, видится бессмысленным. При этом, «страх смерти» толкает на поиски нового, того, что раньше себе запрещалось – от новых отношений до любых новых впечатлений.
– Поэтому кризисы среднего возраста часто сопровождаются изменами, сменой работы, партнеров, иногда дауншифтингом. Но в Петербурге это происходит не как в фильме «Красота по-американски» – у нас обычно не идут работать в «МакДональдс», а чаще уезжают куда-нибудь в Гоа «курить бамбук», придаваться йоге, философствованиям и прочим вещам, сопровождающим кризис, – рассказывает психотерапевт .
Но если у вас нет возможности уехать в тёплые страны «искать себя» – можно не удержаться «на плаву».
Уход от проблемы: трудоголизм, ипохондрия и другие «решения»
- Американский журналист Генри Менкен говорил: у человека самой явной тенденцией является поиск простого, быстрого и, в итоге, не работающего решения. Поэтому чаще всего люди не решают свои проблемы, не проходят кризис успешно, а компенсируют его, – рассказывает психотерапевт.
Способов компенсации, которая умело маскируется под решение проблемы или «очень важные дела», существует много. Среди них Дмитрий Ковпак выделил несколько самых «популярных»:
- Шопомания
- Ипохондрия
- Трудоголизм
- Нарушения пищевого поведения
- Алкоголь и наркотики
- Уход в виртуальную действительность
- Промискуитет, сексуальные связи случайного характера
Шопоголизм как поиск смысла жизни
Шопомания – это не обязательно бесконечные весёлые рейды по бутикам одежды, ворох чеков за туфли, сумочки и дорогие мужские часы. Часто люди просто ударяются в бесконечные и бессмысленные траты, которые «создают иллюзию смены привычных действий».
– На самом деле, это просто импульсивные покупки, которые характеризуют ситуацию кризиса как неопределенности, конфликта интересов. Человек теряется и задаётся вопросом: чего я хочу? Что мне по-настоящему нужно? – поясняет психотерапевт.
Понять, «чего хочу именно я», зачастую настолько сложно, что переживающий кризис и не пытается. Гораздо проще идти за популярными трендами.
– Человек идёт на поводу у сложившихся социальных паттернов тех групп, микросоциумов, к которым он принадлежит. И поэтому он едет на курорты, которые популярны в его социуме, идёт к модному парикмахеру, покупает модную одежду, следует популярным трендам. Это такая иллюзия: «если я буду этим обладать, это поможет мне справиться с кризисом». А кризис только усугубляется: траты есть, удовлетворения нет, новые нагрузки из-за кредитов…
Попытка компенсировать свои проблемы тратами выливается в декомпенсацию – вместо новых смыслов вы хороните себя под грудой модных вещей и новых обязанностей. Вместе с этой кучей наваливается депрессия. Она может быть и не явной, «фоновой», но не менее от этого разрушительной.
– Возникает чувство опустошённости, неприкаянности, – рассказывает эксперт. – Всё это может соматизироваться – в головные боли, боли в шее, спине.
Болезни тела как проблемы личности
Проблемы со здоровьем как «звоночки» кризиса личности – вовсе не выдумки. От перегрузки нервной системы часто появляются (и нарастают) проблемы с внутренними органами и системами. Из-за гипертонуса мышц, которые постоянно сжаты от внутреннего стресса, появляются боли то тут, то там. Начинает постоянно болеть голова.
– Сами головные боли – это такой метафорический признак: «О чём болит твоя голова?» – поясняет психотерапевт.
В то же время, кропотливый поиск у себя болезней может быть другим способом ухода от кризиса. Что может быть удобнее, чем спрятать голову в свои болезни, как в песок? «Срочно лечить остеохондроз» гораздо проще и удобнее, чем разбираться в правильности выбора жизненного пути.
– «Пока я чиню организм, я не очень задумываюсь о кризисе, вот починю – задумаюсь», – описывает ситуацию Дмитрий Ковпак.
Но за одной болезнью приходит другая, и своей ипохондрией человек лишь закрывается, как щитом.
Всё потрачено. На труд
Трудоголизм – тоже один из способов отсрочить решение проблемы кризиса среднего возраста. Вам может казаться, что ваша карьера, достижения на службе и социальная успешность и есть ваша жизнь, но забитое в уголок мозга понимание самообмана всё равно не отпустит.
– Человек начинает вкалывать, чтобы не видеть проблему. «Вот я сейчас продвинусь по службе, заработаю, и будет мне счастье», – думает он. Но это как сосиска на удочке перед носом. В итоге, появляется ещё большая проблема – ангедония, потеря удовольствия от жизни. Нет времени, нет желания, от всего устал, то, что раньше приносило радость, уже никакого удовольствия не доставляет. Всё потрачено на гиперкомпенсацию с помощью трудовых успехов и социальных подвигов, – обрисовывает положение психотерапевт.
При этом, сам кризис личности может сгубить вашу карьеру – даже если когда-то работа была для вас всем. Нерешённая внутренняя задачка окрашивает всё в серый цвет и лишает энергии.
– У человека нет мотивации, нет веры в будущее и перспективы. Это накладывает жесткий отпечаток на социальное состояние. На работу он идёт с усилием, без мотивации. Опаздывает, а потом засиживается, но не потому, что так много работает. Просто ему становится сложно укладываться в привычные сроки. Страдает продуктивность, и все вечерние переработки – «не в коня корм». Портятся отношения с начальством, с коллегами, растёт напряжение на работе.
Вот так из-за кризиса личности можно запросто лишиться должности или сломать себе карьеру – если вовремя честно себе не признаться, что есть проблема, которую нужно решать.
«Каждую пятницу я…»
Алкоголь – конечно, самое простое «решение» любого экзистенциального кризиса.
– Алкоголь становится «средством самолечения», – рассказывает Дмитрий Ковпак. – Вроде бы отвлёкся, снял стресс, поднял настроение. Правда, это работает не во всех случаях – иногда человек просто помнит, что когда-то напитки поднимали настроение. В итоге, появляется ситуация, когда понедельник наступает сразу после пятницы, выходные «выпадают» из-за алкоголя – именно потому, что человеку приходится как-то «лечить» свой кризис. Уже очень далеко зашедший.
По словам эксперта, в такой ситуации человек уверен, что просто снимает стресс. Однако грызёт его не стресс, а глубокий системный кризис.
В самых запущенных случаях алкоголь заменяют наркотики, из которых «лёгкие» не приносят облегчения, и приходится обращаться к «тяжёлым».
Виртуальная курица как символ пустоты
Но всё это, конечно, самые жёсткие варианты развития событий. Гораздо чаще в наше время человек выбирает другую аддикцию – уход в виртуальную реальность.
– Это не только игры, но и интернет-общение, иллюзия друзей в соцсетях. Человек уходит от кризиса, закрываясь псевдозанятостью. Это как виртуальный ужин – раздразнить себя можно, а насытиться невозможно. Так же и виртуальное общение, как виртуальная курица. В этом фокус виртуальных сред, где человек проживает, как ему кажется, активную насыщенную жизнь, а в сухом остатке – пустота, – считает психолог.
При этом, на самом деле «виртуальный герой» где-то в уголке подсознания понимает, что его активная социальная жизнь в сети – лишь профанация. И пытается порой вырваться из своей ловушки, вступив уже в любые реальные отношения.
- И тут наступает другая форма ухода: промискуитет, сексуальные связи случайного характера, служебные романы, – рассказывает Дмитрий Ковпак. – Часто такие отношения начинаются легко, а приводят только к усугублению проблем.
Бессонница и мысленная жвачка как симптомы
Самоосознание – главное, что может помочь справиться с кризисом среднего возраста. И даже если вы ещё далеки от «жёстких вариантов», важно обнаружить у себя «внутренний системный сбой» в самом начале.
– «Первые ласточки кризиса» оказывают влияние на тонкие сферы, – рассказывает специалист. – Это сон – если он нарушается, значит, есть проблемы, внутренний конфликт. Если нарушение системное, что-то грызёт изнутри, то проблемы приобретают хронический характер. Вторая тонкая сфера – либидо, сексуальная сфера. Любое нарушение там отражает нарушение системы.
От кризиса личности страдают также память и мышление, обучаемость и внимательность. Интеллектуальные способности начинают откровенно хромать. В голове постоянно «жуётся» мысленная «жвачка».
– В психиатрии это называется «руминация», – поясняет Дмитрий Ковпак. – Человек постоянно жует какую-то «мысленную жвачку», не может расслабиться и отвлечься. Память «сжигается» вопросами, связанными с кризисом. Мы можем даже не осознавать их, но они всё время кружатся роем, как мухи, уводят в сторону. В итоге, теряешь концентрацию внимания, не запоминаешь вещи, которые раньше легко давались.
Но «кризис системы», в итоге, проявится во всех сферах – и психических, и физических, и в работе, и в личной жизни.
– Вся система начинает приходить в дисбаланс. Это может выплёскиваться в заболевания: гастрит, артериальная гипертензия, синдром раздраженного желудка, раздраженного кишечника, мочевого пузыря, – рассказывает специалист.
Конечно, «жёсткий маршрут» проходят не все. По словам Дмитрия Ковпака, четверть населения вообще не замечает никаких изменений. Это самые гармоничные люди, для которых «все сезоны жизни одинаково приятны». Половина кризис всё-таки переживает, и четверть из этой половины, утверждает психотерапевт, подвержена самым большим «системным сложностям». Случается также, что «кризис середины жизни» человек переживает не единожды. Особенно если в прошлый раз проблема была решена неверно.
- Можно ли справиться с кризисом самому? «Простой рецепт» здесь – это как простой способ вырезать аппендикс. Сможете ли вы вырезать его себе сами? Сможете – ведь сделал же это хирург в Антарктиде. Но не обязательно решать проблемы в форсмажорном режиме, есть много специалистов, к которым можно обратиться, чтобы не причинить себе вреда, – советует специалист.
Но главное – конечно, не дожидаться катастрофы.
- Умейте расставлять приоритеты, выделять главное, жить более осознанной жизнью, понимать свои мотивы и интересы, – даёт рекомендации Дмитрий Ковпак. – Всё возможно, всё – дело рук человека. Главное – сознание, работа над мышлением и поведением. Надо использовать кризис, чтобы получить от жизни то, что мы хотели, а не то, к чему мы привыкли.