От топора до вуали: самые интересные fashion-проекты Петербурга
«Преступление и наказание». Скромное очарование колонии в Тосно
Петербург и Достоевский, как известно, – две стороны одной медали. Поэтому совсем не удивительно, что в нашем городе появился недавно новый бренд модной одежды, который так и называется: «Преступление и наказание». Правда, чаще создатели этой марки используют аббревиатуру CXP (Crime and Punishment).
Под брендом CXP продаются толстовки, худи, футболки и шапки-балаклавы – в общем, стандартный набор современного питерского Раскольникова. Среди надписей на вещах лидируют «Охрана» и «Цел и невредим», а также стилизованное изображение архангела Михаила, которого сами создатели марки считают защитником от всех бед. К слову, «Цел и невредим» – авторский перевод названия музыкального лейбла Safe’n’Sound, который также создали основатели Crime and Punishment.
От многих популярных линеек одежды этот питерский бренд отличается тем, что пошив вещей происходит не на собственном производстве и не по заказу на какой-нибудь местной фабрике, а в исправительной колонии в Тосно. Как рассказали основатели бренда журналистам, это значительно удешевляет производство. Да и в общую концепцию вписывается идеально.
«Преступление и наказание» появилось на свет лишь в 2017 году, но популярность получило уже нешуточную. Его основатели Михаил Сидоров и Леонид Вильнер познакомились в клубе «Грибоедов» после показа Гоши Рубчинского – пожалуй, самого популярного сейчас на Западе российского дизайнера. При этом, у Леонида уже тогда был свой бренд «чисто питерской» повседневной одежды – Saint-P Apparel. Под этим брендом и сейчас можно купить толстовки, кепки, трусы с якорями или чехол на телефон с картой Петербурга.
Первоначальные вложения ребят в бизнес были, по их слова, минимальны – всего пара сотен тысяч рублей. Со временем они стали закупать ткань лучшего качества, и результатами их совместного творчества быстро заинтересовались байеры.
На московском форуме модной индустрии Be-in партнёры сделали эффектный стенд-инсталляцию: три старых монитора охраны поставили друг на друга, и каждый, кто проходил мимо, мог видеть себя на экране. Отсылка к «большому брату» неплохо вписалась в концепт «Преступления и наказания». Стенд имел успех.
Понравились ребята и посетителям Pitti Uomo-2018, выставки мужской моды во Флоренции. Здесь бренд представил новую коллекцию с отсылками к другим произведениям классики – в конце концов, не Достоевским единым жив петербургский интеллигент. Среди новых тем – «Солярис» в интерпретации Тарковского и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта.
St. Friday Socks. Носки как искусство и индикатор настроения
Свитер с оленями – позавчерашний день в гардеробе истинных питерских модников. С оленями сегодня должны быть носки. Если вы не готовы к оленям на ногах, можно выбрать носки с фрагментами картин Казимира Малевича, Михаила Ларионова и других российских художников-авангардистов. Можно «закосить» под баночку сгущенки, а также панду, коалу или енота.
Принт с варежками на носочках – почему бы и нет? Олень, стучащий в дверь юрты или красный Чебурашка, коротко и ёмко именуемый «Чеб» – любой креатив имеет право на существование и найдёт своего носителя. Всё это – продукция одного сверхпопулярного петербургского бренда St. Friday Socks.
Расшифровывается St. Friday Socks довольно просто: «Saint» отсылает к названию нашего города, а «Friday» – пятница – это просто самый весёлый день недели. Именно так объясняет название бренда журналистам его создатель Сергей Тонков.
Ещё лет пять назад Сергей и не подозревал, что станет выпускать самые модные носки в городе (а может, и в стране). Он работал директором по маркетингу в крупной туристической компании. Но в 2014 году компания разорилась, и Тонков остался без работы. Поработав на временном проекте, он решил, что пора заняться своим бизнесом.
Идея пришла неожиданно: будущий предприниматель вдруг обнаружил совершенно пустую нишу на нашем рынке. Веселые носки три года назад можно было купить лишь у зарубежных производителей. А ведь дизайнерские носки – это и повседневный продукт, без которого не обойтись, и своего рода искусство. Так почему бы и не попробовать занять пустую нишу?
Помимо просто забавных принтов и надписей, в коллекциях St. Friday Socks можно найти носки, выпущенные для популярных музыкальных групп, от Animal Jazz до АИГЕЛ.
Возможно, успех питерского бренда носков – не только в ярких картинках и забавных слоганах, которые создают хорошее настроение, но и в умении вовремя «хайпануть» – в тему и на злобу дня. В конце концов, не зря же создатель бренда – маркетолог.
Так, совсем недавно под маркой St. Friday Socks появились милые белые носочки «Можно/Нельзя». Создатель бренда «приурочил» их презентацию к шумихе вокруг домогательств Вайнштейна и всех остальных конфликтов этого рода. Как заявлено на странице бренда в «Фейсбуке», эти носки – защитные, ведь с одной стороны там прямо написано: «Нельзя приставать», а с другой: «Можно». Какой стороной надеть носки сегодня – каждый выбирает сам.
Pocket Cat. Когда котик всегда с тобой
Модных брендов, завоевавших рынки нашей страны и зарубежья, в Питере немало. Но нет более «уютного» бренда, чем тот, что плотно связан с самыми милыми созданиями на этой планете – котиками. И пёсиками. Пёсики тоже милые.
Бренд Pocket Cat появился в Петербурге в 2015 году. Его основатели Анна Янишевская и Артём Шлячков решили поставить на поток увлечение японской художницы, которая вышивала на заказ портреты любимых питомцев своих клиентов.
Под питерской «карманной» маркой продаются рубашки, свитшоты, шапки – с помпонами и без, лаконичные городские рюкзаки и поясные сумки. Одним словом, прочная «база», вещи на каждый день. Но у каждого предмета одежды этого бренда есть изюминка – вышитая мордочка милого котика или пса.
Все портреты – реальные, никаких абстракций. На рубашках и шапках Pocket Cat вышиты реальные коты, мопсы и бигли из питомников: их фотографии прислали основателям бренда сами заводчики. Блэки, Абби или Бакс, Спок или Митя – выбирая котика в кармане, вы, можно сказать, выбираете реального друга.
Pirosmani. Геометрия стиля
Создательница известного петербургского бренда Pirosmani Евгения Малыгина говорит журналистам, что придерживается концепции антиподиума. Между тем, её коллекции с подиумов не сходят. Удивительная и нетривиальная геометрия, фантастические образы, одежда будто из будущего – всё это о Pirosmani by Jenya Malygina.
В честь знаменитого грузинского художника Женя Малыгина назвала свой бренд, по её словам, не из каких-то особых философских побуждений. Как рассказала дизайнер журналистам, в первую очередь ей понравилось само звучание слова. А ведь впечатление от броского названия – полдела при продаже одежды.
Марка появилась 19 лет назад, в 1999 году. А четыре года назад на Миллионной улице открылась Pirosmani Studio – шоу-рум, магазин и площадка для вечеринок бренда. Кроме того, Евгения Малыгина открыла и школу дизайна для тех, кто мечтает создавать собственные вещи. Школа так и называется – «Мечта».
Сама Женя сравнивает дизайнеров с режиссёрами и уверена, что творчество ничто не должно ограничивать. Коллекции Pirosmani создаются чаще всего в сдержанных и тёмных цветах, но необычный крой не даст такой вещи затеряться – ни в гардеробе, ни в толпе.
Rad Hats. Петербургская вуаль
Мир питерской моды, впрочем, живёт не только провокационными слоганами, лаконичным casual-ассортиментом и нетривиальной геометрией. В Северной Венеции до сих пор осталось немало места для утончённой женственности в самом классическом её понимании. А что ещё можно назвать символом идеальной женственности, как не дамскую шляпку?
Шляпная мастерская Rad Hats существует в Петербурге уже почти шесть лет. Её создателем и идейным вдохновителем, дизайнером, главным мастером и подмастерьем является один человек – Диана Макеева. Именно она создаёт все изящные шляпки в своей мастерской – своими руками.
– Моя мастерская – это моя пара рук и небольшая уютная комната у меня дома, – рассказывает Диана. – Для изготовления шляпки по-прежнему, как и сто лет назад, нужны фетр, деревянная шляпная колодка (шляпная болванка), руки мастера и немного времени.
Коктейльные шляпки с вуалью и фетровые шляпы с широкими полями, шляпки-таблетки и шляпки-клош в стиле ‘20х годов, викторианские цилиндры и котелки – хозяйка мастерской Rad Hats делает самые разные головные уборы. По словам Дианы Макеевой, индивидуальный образ каждой шляпки рождается в процессе изготовления, и каждый раз он новый.
Цилиндр от Дианы Макеевой есть и в коллекции Михаила Боярского. Кроме того, шляпу у петербургского мастера заказывала Леся Гисматулина, солистка группы «ГильZа» – именно в ней она выступала на фестивале «Нашествие-2016».
История Дианы – та самая история осуществления детской мечты, которых нам так не хватает.
– Еще в школе я мечтала стать модельером, придумывала разные фасоны платьев, зарисовывала их, и поняла, что модельер должен уметь хорошо рисовать. Это привело меня в художественное училище. А затем я так увлеклась, что выучилась на учителя изобразительного искусства, – рассказала Диана Макеева. – Уже во время учебы стала придумывать, расшивать, декорировать шляпы для себя, заинтересовал процесс создания шляпы от начала и до конца.
Шить шляпы на заказ мастерица начала в 2012 году.
– Первые заказчики пришли с сайта «Ярмарка Мастеров», где я разместила свои первые шляпки. К слову, и сейчас заказчики в основном приходят с «Ярмарки». Что приятно – приходят и остаются постоянными заказчиками, – поделилась Диана.
В данный момент у петербургского шляпного мастера перерыв в работе – три месяца назад Диана родила дочку, и пока ей не до искусства. Но в скором времени, когда дочка подрастёт, создательница мастерской Rad Hats планирует вернуться к любимому делу. И в первую очередь новоиспечённая мама планирует создать коллекцию «для маленьких принцесс».