Стареющий Петербург. Рак, инфаркт и белые ночи – главные враги горожан?
Пожилая планета
Если жители средневековой Европы в 30 лет нередко уже качали внуков, то в XXI веке в этом возрасте часто только планируют заводить семью. Поэтому не удивительно, что и Европа, и Россия в последние десятилетия катастрофически стареют.
Старость населения определяется процентом пожилых людей – тех, кто уже отметил 60-летний юбилей. Если в стране или городе доля людей в возрасте от 60 лет и старше достигла 12% – значит, местное население перешагнуло рубеж демографической старости. А вот демографическую молодость страна переживает, если доля пожилых людей меньше 8%.
Без сомнения, стареет сейчас всё население планеты. Демографической молодостью могут «похвастаться» только Африка и некоторые страны Азии. С одной стороны, «старение» населения можно считать положительным достижением цивилизации, ведь объясняется оно общим увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Доступная медицина, обильная и качественная пища, высокий уровень комфорта – всё это позволяет жить дольше. С другой, уменьшается процент работоспособного населения.
За вторую половину XX века количество пожилых людей в мире увеличилось в три раза – с 205 до 600 миллионов человек. А к 2050 году, по прогнозам, общее число пожилых на планете достигнет 2 миллиардов.
Россию и, в особенности, Петербург эта проблема задевает ничуть не меньше, чем Европу. Сегодня количество пожилых людей в нашей стране составляет 13,6%, а к 2025 году, по прогнозам специалистов, достигнет всех 27%. Ещё через десять лет пенсионеров станет даже больше, чем людей работоспособного возраста. Правда, в России пожилые люди в возрасте от 60 до 75 очень часто продолжают работать.
Петербург на фоне общего старения населения страны выделяется особо – помимо звания «культурной столицы», он имеет и статус «столицы пенсионеров». В нашем городе количество пожилых людей чуть выше, чем в целом по стране. И на данный фактор, по словам специалистов, влияет (среди прочего, конечно) высокий уровень интеллектуального развития жителей. Высокие уровень образования и интеллект, как ни странно, очень часто присущи долгожителям.
Тут как будто можно и порадоваться: наши пенсионеры живут дольше, в целом горожане чаще доживают до 60. Однако далеко не всё так просто и однозначно.
Младенцы против мигрантов
Численность населения Петербурга, по данным Петростата, на 1 ноября 2017 года составила 5 333 900 человек. Население города, без сомнения, растёт. Но около 90% этого прироста, как заявляют аналитики ведомства, составляет увеличение населения за счёт мигрантов. И только 10% – новорожденные петербуржцы.
Рождаемость, по данным комитета по делам записи гражданского состояния, неуклонно растёт из года в год. Но не так сильно, как хотелось бы. И в 2017 году прирост населения за счёт рождаемости упал по сравнению с предыдущим годом. В прошедшем году младенцев в Петербурге родилось на 6,3 тысячи меньше, чем в 2016.
А вот со смертностью у нас всё относительно стабильно – в последние годы она держится примерно на одном уровне. Опять же, согласно статистике комитета.
Интересно, что 3-4 года назад резко упала кривая прироста населения за счёт мигрантов. В 2011 году миграционный прирост составил 58,6 тысяч человек, в 2012 году – 74 тысячи, в 2013 – 100 тысяч, а вот в 2014 – уже всего 52 тысячи. Такой обвал объясняется просто: мигрантов из ближнего зарубежья Петербург (как и Россия в целом) стал гораздо меньше интересовать после «чёрного вторника».
Привлекательность города для заработков ощутимо снизилась после падения курса рубля. Об этом нам рассказал и экономист, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Михайлович Ходачек. И, несмотря на это, 90% прироста населения – мигранты.
Впрочем, в 2017 году, по сравнению с предыдущим годом, и процент новорожденных оказался меньше. К чему это приведёт в итоге?..
Главные причины смерти
Однако петербуржцы по-прежнему особенно часто умирают вовсе не от старости. Если говорить о преждевременной смерти, то первое место занимает сегодня в нашем городе смерть от сердечно-сосудистых заболеваний. На втором месте – смерть от рака. Далее, по статистике, следует гибель от «внешних причин» (от аварий и несчастных случаев до убийств) и различных инфекций.
Причём болезни системы кровообращения отрываются от прочих факторов очень серьёзно. Так, за первый квартал 2017 года от болезней сердца умерли 717 человек из каждой тысячи умерших «от социально значимых причин», а во втором квартале количество таких смертей составило 623 на тысячу человек. От новообразований, при этом, скончались, соответственно, 259 и 247 человек на тысячу. А количество погибших от внешних причин за те же периоды составило 60 и 70 человек.
Чаще всего от рака умирают люди в возрасте около 50 лет и старше. Но в последнее время болезнь «молодеет», и число раковых больных, не перешагнувших 40- и даже 30-летний рубеж, стремительно растёт.
Но даже если вам повезло, и болезни сердца и сосудов, как и онкология, обошли вас стороной – вы всё равно в зоне риска. Петербуржцы, хоть и живут дольше, в целом подвержены преждевременному старению гораздо сильнее жителей многих других городов.
Стресс и плохая экология – конечно, самые очевидные причины преждевременного старения горожан. Но в Северной столице есть и свои, эксклюзивные факторы, заставляющие местных жителей терять молодость раньше времени.
К числу таких факторов, как ни странно, относятся белые ночи. В самый популярный среди туристов период петербуржцы начинают активно стареть. Дело в том, что во время белых ночей организм реагирует на свет – даже если этого света не видит. Сон нарушается, а вместе с ним «сходят с ума» и все биоритмы. Из-за нарушений сна в организме хуже вырабатывается гормон мелатонин, замедляющий старение. Как результат, во время каждого «высокого туристического сезоны» петербуржцы теряют немного молодости.
«Бьёт» по молодости и ночная жизнь. Как утверждают специалисты, мелатонин вырабатывается в организме только в период с полуночи но трёх часов ночи (а некоторые считают, что только до двух). Так что, если вы привыкли ложиться ближе к утру, вероятность состариться раньше для вас серьёзно увеличивается.
Вредят петербуржцам также неустойчивый климат с температурным разбросом. Впрочем, относительно последнего многие могли бы возразить: холодное лето и тёплые зимы в определённом смысле нивелируют температурные колебания. Но и это не очень идёт нам на пользу.
Специалисты считают, что возрастной предел для человека – 120 лет. Петербуржцы же, в среднем, доживают до 75 лет. Но качество этой жизни из-за стрессов, климата, экологии и зимней депрессии зачастую не слишком велико. И часто состояние организма среднего петербуржца лет на десять опережает реальный возраст.
Бедная старость
Профессор факультета экономики Европейского университета Дмитрий Травин рассказал, чем Петербургу грозит катастрофическое старение населения. По словам экономиста, нас ждут два основных «побочных эффекта» демографического перекоса: падение уровня жизни пенсионеров и увеличение общей численности мигрантов.
– У нас на каждого пенсионера становится всё меньше работающих. Это значит, что нужно либо брать с работающих больше денег, чтобы содержать пенсионеров, либо пенсионеры будут получать меньше пенсии. Скорее всего, пенсионеры в ближайшем будущем будут жить хуже. Это самый реалистичный вариант, – считает профессор.
А вот гостей из ближнего зарубежья придётся приглашать, даже несмотря на падение их интереса к работе в России в целом и Северной столице в частности.
– Поскольку будет относительно меньше рабочей силы, придётся компенсировать её недостаток за счёт ввоза работников из других мест, – отметил Дмитрий Травин. – У нас будет больше мигрантов, будет меняться национально-этнический состав населения.
Решить проблему недостатка рабочей силы за счёт внутренних ресурсов невозможно, считает специалист:
– Проблема с внутренними мигрантами в том, что этот резерв был исчерпан ещё в советское время, в 70-е годы, когда люди приезжали из маленьких городов, деревень в Ленинград. Сейчас их особо не привезёшь: что греха таить, многие спившиеся, не умеющие работать, а те, кто умеет работать, и в своих городках имеют работу. То есть резерва нет. А вот в Узбекистане и Таджикистане резерв есть.
Конечно, «в Питер по любви» каждый год приезжает множество молодых и бодрых провинциалов, но они претендуют совсем не на те «места под солнцем», которые у нас вакантны.
– Когда человек по собственной инициативе приезжает в Москву или в Питер – это, как правило, энергичный, мотивированный, интеллектуальный человек, который здесь поступит в университет, а затем постарается остаться на интеллектуальной работе. А у нас проблема с дорожными рабочими, уборщицами, дворниками, больничными сиделками, даже водителями маршруток и автобусов. И эти места пассионарии из маленьких городков не замещают.