Современное искусство в Петербурге: борьба за жизнь вопреки всему
Рынок современного искусства существует в Петербурге не благодаря, а вопреки. Почему? У нас ведь на почти семимиллионный город – всего три галереи! Это Marina Gisich, Anna Nova и Name Gallery.
У нас очень плохо функционируют институции с точки зрения поддержки современного искусства – собственно, их почти нет. У нас есть Эрмитаж и Русский музей, где Олеся Туркина по собственной инициативе делает выставки видеоарта. Есть Манеж, не очень ровный по выставочной программе. Там бывают, конечно, неплохие выставки, но сказать, что это сейчас показатель, я не могу.
Интересные художники у нас, без сомнения, тоже есть. Например, молодой скульптор Лиза Бобкова – совершенно прекрасная барышня. Мне также нравится, как развивается художник Денис Патракеев. Я наблюдала за ним с тех пор, как у него была какая-то непонятная графика, а недавно он сделал просто замечательный чистый проект в галерее Анна Нова.
Проблема в том, что с тех пор, как закрылась «Тайга», им особенно негде выставляться. Большая часть молодых художников работает с московскими площадками. Потому что в Москве есть, к примеру, проект СТАРТ (специальный проект Центра современного искусства Винзавод – прим. ред.), который занимается поддержкой молодого искусства, есть биеннале молодого искусства.
Слава богу, у нас на фоне глобального хайпа вокруг образовательных программ тоже что-то стало происходить – но, к сожалению, не много. Всё это находится на первичном уровне.
В Петербурге есть несколько коллекционеров, которые целенаправленно поддерживают молодое искусство, покупают работы молодых художников. Среди них – Денис Хемиляйне, Александр Большаков, Сергей Лимонов, Иван Третьяков. У нас есть люди, которые этим увлеченно занимаются. Их не очень много, можно пересчитать по пальцам одной руки, но всё же кто-то есть – и это уже хорошо.
Вообще, в Петербурге есть сильные художники. Есть Виталий Пушницкий, один из наиболее активных художников на нашем рынке, есть Керим Рагимов. У нас есть авторы, которые «делают рынок», но основной оборот делается всё-таки за счёт галерей. Потому что частных дилеров у нас не много.
Галерея Марины Гисич, например, активно над этим работает. Они делают много ярмарок, и я думаю, что именно Гисич делает основной оборот по петербургскому рынку современного искусства.
Когда мне говорят, что в России нет современного искусства, я не согласна. Я была в этом году в Черногории, Армении и Болгарии – вот там нет современного искусства. А у нас – есть!
Мнение эксперта может не совпадать в мнением редакции.