Прямой эфир

Где обитает петербургская богема?

Маргарита Звягинцева
16 декабря 2017, 08:00
Если хочется выпить с режиссёром или поговорить об искусстве с художником, нужно знать «рыбные места» в городе. О том, где любит тусоваться питерская богема, рассказала нам Лиза Савина – арт-менеджер, критик и куратор художественных проектов.
Фото: flickr.com/devopstom

Времена, когда новые стихи и пьесы читались только на дымных кухнях, прошли. Сегодня художники и музыканты, писатели и критики расползаются вечерами по особым «точкам сборки» – заведениям, где наливают «правильные» напитки, кормят бутербродами с килькой… А главное – там всегда царит душевная атмосфера.

Лиза Савина/Фото: facebook.com/dvordzen
Лиза Савина/Фото: facebook.com/dvordzen

Нет, конечно, деятели петербургского искусства и культуры проводят время не только в барах.

– Лучше всего современную петербургскую богему искать на вернисажах, – рассказывает бывший галерист Лиза Савина. – Если ты хочешь кого-нибудь встретить, или всех одновременно, можно просто прийти на вернисаж – в Эрмитаж, в Галерею Марины Гисич или в Галерею Anna Nova. В общем, в какие-то базовые места. Иногда ходят в Русский музей, но реже – потому что у них открытие выставок в 4 часа дня, это неудобно.

Без сомнения, есть места, где обитает «старая», советская тусовка, и есть заведения для тех, кто моложе. Есть «точки притяжения» музыкантов, а есть бары и рестораны, где собираются по большей части актёры и театральные критики. «Разделение труда» и в среде богемных тусовок никто не отменял. Каждому сообществу – своё «гнездо».

Фото: flickr.com/Marco Raaphorst
Фото: flickr.com/Marco Raaphorst

– Раньше сидели в «Борее», но я сама там давно не была, – вспоминает Лиза Савина. – Там собирается, скорее, предыдущее поколение, те, кто сформировался в `80е, остатки богемы `90х.

Поколение нового века предпочитает места «помоднее». Так, крупное собрание богемы можно наблюдать по выходным в ресторане «Скотный двор» на Конногвардейском бульваре. Ресторан в своё время открыли Ринат Умяров, Евгений Хитьков, Александр Болтян и Николай Фатьянов.

– В «Скотном дворе» смешанная тусовка. Там я там периодически встречаю всяких прекрасных людей, иногда даже таких, которые в моей картине мира не очень-то могли бы там оказаться, – рассказывает арт-менеджер. – Там можно встретить, например, Пашу Герасименко, прекрасного искусствоведа. Я его всегда слабо себе представляла на каких-то пляшущих вечеринках, ан нет, бывает!

По словам Лизы Савиной, причина такой популярности – уютная и приятная атмосфера ресторана. Там можно и выпивать, и танцевать, и просто курить на террасе, завернувшись в тёплый плед.

Фото: flickr.com/Tim Johnson
Фото: flickr.com/Tim Johnson

Другое популярное богемное место в «списке Лизы Савиной» – Бар «8» на Петроградской. Это, по словам Лизы, очень атмосферное заведение с интересной историей. Изначально здесь была ювелирная мастерская, которую сменил антикварный магазин. На смену магазину пришёл бар, ну а «в начале времён» это помещение вообще было парадной.

- Там я всегда встречаю Лёшу Германа, – рассказывает куратор.

Но не все представители богемы насыщаются только особой атмосферой и напитками. Некоторые, как и обычные люди, сохранили потребность в еде.

Фото: flickr.com/Dmitry Dzhus
Фото: flickr.com/Dmitry Dzhus

- С точки зрения обедов и ужинов мы очень круто освоили ресторан «Гамлет и Джек». Он недалеко от Эрмитажа, при этом такой гастрономический и адекватный по ценам, – делится Савина.

Однако «костяк» тусующейся богемы составляют отнюдь не художники. Они, говорит Лиза, в большинстве своём большие интроверты, и вместо того, чтобы культурно вкушать алкоголь в модных заведениях, сидят по домам и мастерским.

- Поэтому богема у нас – в более широком смысле: люди без определённого рода занятий, но творческой деятельности. Эта богемная среда, конечно, очень разнородная, – поясняет Савина. – Здесь есть и театральная тусовка, и киношная среда, но театральная у нас, конечно, сильнее, потому что киношники по большей части уехали в Москву. Есть музыкальная, есть художественная тусовка, и иногда они пересекаются. Обычно это какие-то социальные ивенты.

Бар «Хроники»/Фото: vk.com/xronikibar
Бар «Хроники»/Фото: vk.com/xronikibar

У каждого из этих «комьюнити» есть свои «точки сборки», говорит арт-менеджер. Среди старых «мест силы» – Fish Fabrique на Пушкинской и «Грибоедов». А вот, например, современная «пишущая тусовка» облюбовала бар «Хроники». Здесь можно встретить писателя Вадима Левенталя, журналиста, лингвиста и писателя Сергея Полотовского и других представителей «бумажной богемы».

Сверхпопулярным заведением Лиза назвала рюмочную «Рядом» на Гороховой улице:

- Это очень богемное место. Там можно встретить вообще всех – и кинокритиков, и киношников, и артистов, и музыкантов, и художников. Все туда любят ходить. Потому что оно сделано по принципу олдскульной рюмочной, с коротким меню, состоящим из простых бутербродов (есть бутерброд с килькой, например) и разных видов крепкого алкоголя, который мужская часть богемной тусовки очень приветствует.

Помимо атмосферы и меню правильные богемные места «оснащаются» также правильными барменами – такими, с которыми всегда приятно поговорить.

- Например, в «Хрониках» есть чудный бармен Тим Хмелёв, с ним приятно пребывать в коммуникации, – рассказывает Лиза Савина – Когда ты начинаешь куда-то ходить в постоянном режиме, ты знакомишься с персоналом. Понятно, что Бар «8» – это Бокучава и Шальнов (рестораторы Екатерина Бокучава и Роман Шальнов – прим. ред.) и те, кто вокруг них собрался. «Скотный двор» – это Умяров и Болтян (рестораторы Ринат Умяров и Александр Болтян – прим. ред.), и так далее.

Фото: flickr.com/Hajime NAKANO
Фото: flickr.com/Hajime NAKANO

И, конечно, даже в богемном списке – никуда без культового «Терминала» Павла Штейнлухта, изначально появившегося на Рубинштейна, а после перекочевавшего на Белинского, и бара «Шляпа» (The Hat) Сида Фишера.

- Это «музыкантские» заведения, народ постоянно ходит между «Терминалом» и «Шляпой», курсирует с Рубинштейна на Белинского, – поясняет Лиза Савина.

«Околомузыкальная» среда в принципе любит тусоваться на Рубинштейна (впрочем, кто же не любит?).

- Вообще, конечно, богемных заведений много, но если слишком увлекаться – нужна usb-печень, - подводит итог арт-менеджер.

Такой волшебной печени, к несчастью, у нашей богемы не бывает со времён Довлатова. Что же пьют петербургские деятели культуры? Конечно, у каждого свои предпочтения, но есть и незыблемые вещи.

Фото: flickr.com/Mohamed Aymen Bettaieb
Фото: flickr.com/Mohamed Aymen Bettaieb

- Традиционным напитком петербургской богемы всегда было красное вино, – считает Лиза Савина. – В `90е, когда не было ещё такого выбора вин, существовал магазин «Вина Молдовы». Мы его, правда, называли «ВинА Молдовы». Там продавали Мерло. Так что напиток богемы начала нулевых – Мерло. А сейчас у нас большой выбор вин, плюс в Петербурге очень популярны местные напитки, которых бесконечное количество: «сто видов чачи» и т. д.

Так что, если вы хотите ощутить себя современным художником и частью питерской богемы, не выходя из дома – запаситесь парой бутылочек Мерло. Без сомнения, вино хорошо влияет на навыки коммуникации. А там – можно и в рейд по «богемным местам»!