От тысячи чертей до тысячи террас: петербургские традиции борьбы с табаком
Курильщиков спустили с террас
Петербургские политики научились идти в ногу с современной информационной эпохой, подгоняя под нее свою законотворческую фантазию. К примеру, 7 ноября блогосферу и интернет-СМИ заполонили материалы об Октябрьский революции, и тут же подоспел депутат Госдумы Виталий Милонов с предложением выкапывать тела революционеров с Марсова поля. В другой день эту наиважнейшую инициативу могли бы и не заметить, несмотря на всю ее нарочитую скандальность и оригинальность. А 16 ноября – День отказа от курения. И тут как тут целая группа депутатов Заксобрания с очередным антитабачным законом.
Вроде бы в кафе и так курить нельзя – федеральные власти давно об этом позаботились. Но у международного праздника должно быть свое петербургское лицо. Тщательно изучив ситуацию, парламентарии пришли к выводу о том, что летние террасы и веранды со столиками под зонтами под действующие запреты не подпадают. И принялись устранять этот вопиющий пробел в законах.
«Сегодня, если человек закурит в кафе, штраф грозит и самому курильщику, и администрации. Но по закону всё, что располагается за дверями заведения, уже не относится к его территории – в том числе и так называемые летние террасы», - объяснил один из авторов документа Александр Тетердинко.
Если новый законопроект примут, владельцам заведений грозят солидные штрафы. Для индивидуальных предпринимателей они составят от 30 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – от 60 до 90 тысяч рублей. Персонал должен более тщательно следить за порядком, уверены в городском парламенте.
Петербургские традиции борьбы с табаком
К слову, год назад в Петербурге День борьбы с курением также был отмечен антитабачной инициативой. Но тогда отличились не депутаты, а производители вейпов. По теории «клин клином» они избавляют горожан от одной пагубной привычки, распространяя другую.
На этот раз в маркетинговых целях решили использовать образ знаменитого борца за права курильщиков Михаила Боярского. В его честь назвали серию новых смесей для вейпинга. А одна из курительный жидкостей получила название «Тысяча чертей».
Сам актер отреагировал на эту инициативу по-философски. Мол, занимаются всякими глупостями. И лишний раз заверил, что курил, курит и будет курить. Назло Миндраву, ВОЗ и Госдуме.
К слову, в 18-м веке Петербург также стал оплотом борьбы за права курильщиков. Пока столица была в Москве, по Руси распространили строжайшие ограничения. Соборное Уложение 1649 года запрещает торговать табаком под страхом смертной казни. А потом Петр Первый съездил в Европу, где, как говорят, научился не только хорошему, но и плохому. Он построил Петербург и вернул его жителям табак. Вскоре табакерочные производства начали укреплять промышленный потенциал новой столицы.
Холостой выстрел
По подсчетам Геннадия Онищенко, ежегодно сигареты сводят в могилу 400 тысяч человек. Это 45% всех преждевременных смертей. Остальные, вероятно, умирают от алкоголя. Ну, а те, кто все-таки не попал в эту статистику, оттого, что надоело смотреть на этих алкоголиков и курильщиков.
Антитабачный закон вписывается в осеннюю цепочку инициатив петербургских властей, посвященных здоровому образу жизни. Депутаты усиленно борются с спиртным, энергетиками, вейпами и кальянами. Вроде бы дело хорошее, только невольно возникает вопрос: а смысл? Большинство антиалкогольных инициатив, по мнению экспертов, либо бесполезны, либо несут обратных эффект, а практически все предложения против курения повторяют различные пункты новой антитабачной концепции, которую в ближайшие годы планируется реализовывать по всей России.
Там и распространение жестких запретов, действующих в отношении сигарет, на кальяны и вейпы. И появление новых антитабачных зон, где все виды табака и его заменителей окажутся вне закона. И рост акцизов, которые сделают все перечисленное слишком дорогим удовольствием.
Если верить социологам, уже принятые меры дали весомый эффект. К примеру, опросы ВОЗ показали, что в 2009 году в России курило 39,4% населения, а к 2016 году это число сократилось до 30,9%. Не берут все эти меры лишь на Михаила Боярского. Узнав о концепции и грядущем подорожании табачных продуктов, «мушкетер» заявил, что дорогие сигареты даже приятнее.
Курить – плохо, с этим никто не спорит. Но многим ли лучше писать петербургские законы, если скоро куда более радикальные меры будут приняты уже в масштабе всей страны, и все эти меры потеряют актуальность? Может быть, лучше стоит сосредоточиться на более локальных проблемах? Например, более пристально присмотреться к бюджету на 2018 год, который вызывает немало вопросов.