180 лет назад открылась первая в России железная дорога
Сегодня отмечает юбилей железнодорожное движение в России. В1837 году 11 ноября по новому стилю из Петербурга до Царского села отправился первый пассажирский поезд. Тем самым Николай Первый дал старт не только пригородному сообщению в Ленинградской области, но и всей железнодорожной системе страны.
От Витебского вокзала до станции Царское село поезда сейчас ходят по несколько раз в час и каждый день. 180 лет назад никто даже подумать не мог, что когда-нибудь машина на рельсах станет обыденным средством передвижения. В 1837 году билеты на первый рейс не продавались — приглашены были только избранные. Первый поезд с пассажирами в Царское село отправился в 2:30 пополудни. На открытие железной дороги пришел даже лично Николай Первый.
Первую в мире железную дорогу на бюджетные деньги начали строить в мае 1836 года по указу Николая Первого. Руководил стройкой века австрийский инженер Франц Герстнер. К тому времени у него уже был опыт строительства похожей дороги в Англии. Поэтому во многом всё необходимое оборудование — стрелочные переводы, крепления и рельсы — везли из-за границы, а строили дорогу крепостные, которые толком не понимали, как это должно выглядеть. Именно поэтому стройка затянулась, и сдали объект только через год после запланированной даты.
Дорога до Царского села на лошадях занимала около трех часов, а «машина на рельсах» преодолела это расстояние за 35 минут. Тогда в локомотиве было восемь вагонов, это количество не меняется и по сей день. Однако изменилась вместимость. На первый рейс 180 лет назад пригласили 256 человек— максимум, который могло выдержать на тот момент инновационное средство передвижения. Кроме того, в первых поездах не разрешалось ехать стоя. Скорость, которую развивал первый паровоз в стране, была для того времени немыслимая, около 50 — 60 километров в час.
Царскосельскую дорогу строили по примеру Англии. Однако колея первой железной дороги для пассажиров в России была больше — 1829 мм или 6 футов. Проектировщик Герстнер посчитал, что у колеи именно такого размера есть огромное экономическое будущее: чем шире колея, тем крупнее вагоны, которые могут перевезти больше груза.
Позже дорогу сузили и продлили до дачного городка Павловска. С новым участком общая протяженность дороги составляла 27 километров. Но поезда ходили не так уж и часто — по выходным и праздничным дням.
— Билет в первый класс стоил тогда порядка 1,5 — 2 рубля, а в третий и четвертый — около 80 — 90 копеек. К примеру, цена коровы тогда составляла 15 рублей тогда, — говорит Сергей Калинин, мастер производственного обучения Малой Октябрьской детской железной дороги.
Всего на железную дорогу тогда ушло 5 млн рублей. Огромные деньги, но именно эта дорога из Петербурга до Царского села положила начало всему железнодорожному сообщению в нашей стране.