Прямой эфир

На уровне Бангладеш: появятся ли в России 14-летние водители

Лилия Батршина
20 марта, 17:08
Вопрос, нужно ли выпускать на дорогу водителей младше 18 лет, неоднократно поднимался во всем мире. Ответ на него в своеобразной манере дали на последнем Женевском автосалоне — там представили микроэлектромобиль, технические характеристики которого позволяют его водить в некоторых странах с 14 лет. В том, зачем такой автомобиль разрабатывается и актуальна ли проблема для России, разбирался 78.
Коллаж 78.ru: Alexey Belkin/globallookpress.com, freepik.com/pvproductions; rawpixel.com, flaticon.com/surang

Микроэлектромобиль для юных водителей

На автосалоне, который проходит с 26 февраля по 3 марта в швейцарском городе Женева, компания Micro представила свою новинку — компактный электромобиль Microlino Lite, предназначенный исключительно для города. Он выпускается в двух версиях — с батареей на 5,5 и 11 кВт·ч, при этом первая заряжается за два часа и проедет на одном заряде 100 км, а вторая — за четыре часа и заряда хватит на 177 км.

Машина оправдывает своё название — она действительно очень компактная: всего 2,5 м в длину, 1,47 м в ширину и 1,5 м в высоту, а весит она меньше 600 кг. Дизайн при этом является явной отсылкой к ретро — например, многим она напоминает городской мини-автомобиль BMW Isetta, который выпускался в конце 1950-х годов.

Фото: instagram.com*/microlino_official
Фото: instagram.com*/microlino_official

Microlino Lite не развивает скорость выше 45 км/ч, пиковая мощность её мотора — 12 лошадиных сил. Всё это позволяет отнести данный автомобиль, согласно европейскому законодательству, не к автомобилям в строгом смысле этого слова, а к мопедам: чтобы его водить, потребуются права категории L6e — в российской системе это АМ. Во Франции и Италии такие права получают с 14 лет, в Германии, Испании, Швеции, Австрии — с 15 лет, а в Норвегии, Португалии, Великобритании, Нидерландах, Люксембурге, Греции и Бельгии — с 16 лет.

Ничего нового

Несмотря на пёстрые заголовки СМИ о том, что Microlino Lite — первый автомобиль, которым можно управлять с 14 лет, на самом деле это не совсем так. Ещё как минимум в 2020 году французская компания Citroen выпустила свою версию подобного электромобиля — Citroen Ami, которая также обладает винтажным дизайном, маленьким запасом хода (70 км) и максимальной скоростью не больше 45 км/ч. Кроме того, в целом сама концепция не является новой — в мире уже давно существуют подобные автомобили, которые пытаются выдать в Европе за «новинки».

— Если кто-то считает, что это что-то новое, то рекомендую посетить такие страны, как Бангладеш, Египет. В том же Каире, в некоторых районах Таиланда и так далее — везде большое количество таких вот моторизированных такси, повозок, которые перевозят пассажиров. В общем-то, это те же самые мотоциклы или даже скорее мопеды с кузовом, — констатировал в беседе с 78.ru автоэксперт, член Общественной палаты РФ, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Александр Холодов.

Хотя по форме Microlino Lite похож на автомобиль, это скорее мопед в автомобильном корпусе. Эксперт напомнил, что подобные гибриды существовали ещё в Советском Союзе — например, мотороллеры, которые по сути являлись мотоциклами с отсеком, в котором можно перевозить грузы. Поэтому идея «присвоения» мопедам каких-либо других функций не нова — интересно то, почему она опять стала актуальной.

— Это реинкарнация концепции «доступный автомобиль каждому», но уже с упором не на экономику, а на идеологию экологичного потребления. В городах старой Европы такая концепция вполне себе разумна. С развитием сети зарядок и технологий СИМ (средства индивидуальной мобильности) перерастают идею самоката в подобные гибриды (Microlino Lite — это электрический автомобиль, который относится к категории L6e (AM права), предназначенный для тех, кто ищет альтернативу общественному транспорту или велосипеду), — пояснил в разговоре с 78.ru генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Фото: instagram.com*/microlino_official
Фото: instagram.com*/microlino_official

В условиях плотной застройки и узких улиц старых европейских городов действительно концепция микроавтомобиля актуальна — такой можно «втиснуть» на любое, самое небольшое парковочное место. Использование электродвигателя решает и ещё одну проблему — выхлопов, от которых страдают городские жители. А вот возможность водить такую машину с 14 лет вызывает дискуссии — впрочем, только в России.

Вопрос безопасности

Согласно российским Правилам дорожного движения, в 14-летнем возрасте нельзя водить ничего, кроме велосипеда, — это установлено жёстко. С 16 лет, как и в некоторых странах Европы, доступны права категории АМ. Однако, по словам Александра Холодова, и здесь имеет место правовая коллизия.

— По нашему законодательству, на мопеде можно находиться на дороге с водительским удостоверением с 16 лет. Кроме того, надо не забывать о том, что у нас возраст наступления административной ответственности 16 лет, поэтому, на мой взгляд, даже велосипедистов было бы правильнее на дорогу пускать не с 14 лет, а с 16-ти, как водителей на СИМ, потому что у нас всё завязано ещё и на Административном кодексе, и получается некий правовой вакуум с 14 до 16 лет, — указал он.

В целом современные тенденции в России показывают скорее попытки жёсткого госрегулирования средств индивидуальной мобильности, отметил Дмитрий Матвеев. На это указывают и многочисленные инициативы, с которыми выступают общественники и представители власти, особенно летом, когда на дорогах появляется большое количество людей на электросамокатах. Связано это с особенностями российского законодательства и правовой логики: в РФ автомобиль считается источником повышенной опасности, и либерализировать отношение к нему, как и к любому другому источнику опасности, не собираются. Это означает, что ждать понижения возраста получения прав не имеет смысла — для этого нужно перестраивать всю правовую систему.

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Тем не менее Дмитрий Матвеев отмечает: для повышения безопасности на дорогах культуре вождения нужно учить чем раньше, тем лучше. Раньше, во времена СССР, этим занимались ДОСААФ и другие профильные учебные учреждения.

— На сегодняшний день коммерческий подход практически не предусматривает для подростка возможности приобщиться к культуре вождения ранее достижения возраста получения водительских прав. Несмотря на продажу ориентированных на подростков моделей квадроциклов, мопедов, мощных электросамокатов и других транспортных средств, нет единой политики внедрения каких-либо водительских навыков в образовательных учреждениях. Хотя для россиян сегодня (особенно для жителей городов-миллионников) это в первую очередь вопрос безопасности, который должен быть как минимум включён в курс ОБЖ с вручением по итогам обучения аналога водительского удостоверения — сертификата на право управления маломощной техникой: самокатом с электроприводом определённой мощности, мопедом и т. п., — считает эксперт.

Подвижки в эту сторону есть: существует общественное движение «Юные инспекторы движения России», в котором состоят школьники от 8 до 18 лет во всех регионах страны, в некоторых автошколах обучают подростков с 16 лет, а в некоторых даже предоставляют услугу по обучению детей с 12 лет и младше. Однако всё это пока точечная работа, Дмитрий Матвеев же призывает к работе системной.

— Несмотря на то что государство механизм неторопливый, всё идёт именно к госрегулированию и этого сегмента транспорта, включая и такие экзотические решения, как Microlino Lite, — резюмировал эксперт.

Россия не ждёт

Появление на российских дорогах таких автомобилей, как Microlino Lite, маловероятно, считает Дмитрий Матвеев. Даже если забыть про возможность водить его несовершеннолетним, перед ним и подобными ему автомобилями стоят и другие препятствия. Прежде всего это проблемы «взрослого» транспорта и неготовность рынка и покупателей.

Фото: instagram.com*/microlino_official
Фото: instagram.com*/microlino_official

После введения санкций авторынок России регулярно сталкивается с новыми и новыми сложностями: это и уход западных компаний, и отсутствие запчастей, и трудности ремонта, и неизвестные и во многом неожиданные неисправности, с которыми сталкиваются владельцы пришедших на смену западным китайских автомобилей. Кроме того, несмотря на рост интереса к электромобилям, инфраструктура для них по-прежнему неидеальна.

— Здесь и сейчас такие решения необоснованно дорогие для российского покупателя, а с учётом уровня развития зарядной сети, неопределенности правового статуса и перспективы эксплуатации в общей дорожной сети они просто нереальны. Это лишь экзотический транспорт — аналог гольф-каров для закрытых территорий, каких-то рекреационных зон, внутренних территорий, — считает Дмитрий Матвеев.

Чтобы на подобные Microlino Lite автомобили появился спрос, им понадобится выиграть серьёзную конкуренцию с обычными автомобилями — не только в экологичности, но и в экономии денег и времени.

— В России многие предпочитают общественный транспорт, такси, каршеринг, велосипед, так как это удобнее, дешевле и безопаснее, чем собственная машина, — отметил эксперт.

Пока же из-за плохо развитой инфраструктуры электромобили, даже такие маленькие, как швейцарская модель, конкуренции не выдерживают — многим проще пересесть на велосипед или поехать на метро, чем покупать дорогую неудобную «игрушку». А отсутствие предпосылок, что возраст получения водительских прав снизится в обозримой перспективе, и вовсе лишает подобные модели шансов на успех в российских реалиях.

*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.