ФАС потребовала пересмотреть новые правила крупных маркетплейсов

Члены экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий пришли к выводу, что новые правила для продавцов Озон и Вайлдберриз требуют пересмотра. Специалисты обсудили данный вопрос после прошедшего на площадке заседания.
В августе в ФАС России поступили многочисленные жалобы от представителей МСП в связи с изменением порядка работы с продавцами Вайлдберриз.
Одним из нововведений стало применение индекса остатка товара. После его внедрения предприниматели с низким индексом должны либо оплачивать хранение товаров по более высокой цене, либо на их товары устанавливаются скидки без надлежащего согласования или они должны будут вывезти товары со складов.
Также площадка внедрила порядок оказания дополнительных услуг через механизм «Конструктор тарифов», от которых невозможно отказаться ранее установленного срока, даже если предприниматели перестали быть в них заинтересованы.
Ранее маркетплейс уже ввёл инструмент «Привлекательная цена», которая вынуждает предпринимателей продавать продукцию по установленным компанией, а не продавцами, ценам. Благодаря внутренним алгоритмам площадка рассчитывала цену товара за определённый период и предлагала продавцам. При согласии предприниматели получали скидку постоянного покупателя, при этом, если продавцы незначительно поднимали цены на товар, то компания прекращала действие скидки.
Также в ФАС России поступает значительное количество обращений относительно нововведений компании Озон.
Ранее продавцы могли забирать возвращённые или отменённые заказы себе, либо отправлять их на склад площадки. С 1 октября маркетплейс изменил правила обработки возвратов. Теперь, если заказы были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству, товары отправляются на склад для повторной продажи.
Помимо этого, у продавцов появляются трудности в вызове товара со склада. При этом у площадки отсутствуют обязательства по предоставлению периодов самостоятельного вывоза товара. Это может приводить к тому, что продавцы будут оплачивать услуги хранения продукции на инфраструктуре маркетплейса неопределенное время.
Также в ведомство поступают жалобы и от пользователей маркетплейса, чьи личные кабинеты блокируются на площадке без объяснения причин, что влияет на возможность совершения покупок.
Члены совета ФАС считают, что введение подобных правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий применения. Новые механизмы в обязательном порядке должны носить прозрачный и понятный характер, а также учитывать ценовую политику представителей МСП.
В случае невыполнения рекомендаций ФАС России примет меры антимонопольного реагирования.
В компании Wildberries & Russ прокомментировали заявление ФАС России по итогам заседания Экспертного совета ведомства:
— По итогам заседания Экспертного совета ФАС России компания примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов. Ранее компания по итогам тестирования уже отказалась от инструмента «Привлекательная цена» и вернулась к логике работы, которая действовала до эксперимента.
Ранее 78.ru писал, что Минэнерго и региональные управления Федеральной антимонопольной службы начали направлять владельцам заправочных сетей запросы с требованием обосновать рост цен на топливо.




