Дочь известного ленинградского художника Вячеслава Пакулина — 76-летняя Любовь Пакулина — потребовала от Русского музея вернуть четыре картины отца. Об этом 78.ru сообщил её адвокат Алексей Соколов.
— В 2022 году Государственным Русским музеем была организована выставка, и в процессе подготовки этой выставки были обнаружены хранителями ещё дополнительно четыре картины. Истица, Любовь Вячеславовна, попросила Русский музей вернуть эти картины, которые ей по праву принадлежат. В силу некоторых причин Русский музей отказался это сделать, поэтому мы были вынуждены обратиться в суд, — отметил он.
В 2017 году суд признал за Пакулиной право на 11 картин её отца, хранившихся в Русском музее, и истица уже получила эти полотна стоимостью 5,6 млн рублей. Сейчас же речь идёт о следующих произведениях: «Блокадный Ленинград. Пейзаж с кораблём», «На Кировском заводе. Бригада Стахановцев. 1936», «День отдыха на островах» и «Колхоз. Молотьба» общей стоимостью 3,79 млн рублей.
— Вячеслав Пакулин был достаточно плодовитый художник и написал больше количество картин. При жизни часть картин была подарена, продана различным музеям. Но сейчас речь идёт о тех картинах, которые находились в Ленинградском Союзе художников, который в свою очередь передал их в Русский музей. Дискуссия в суде на данный момент идёт о том, были ли подарены Пакулиным или родственниками Пакулина Ленинградскому Союзу художников эти картины, а они в свою очередь передали их (музею), — пояснил Алексей Соколов.
Видео: 78.ru
Он также подчеркнул, что Любовь Вячеславовна является законной и единственной наследницей своего отца.
— У нас позиция достаточно простая: середина XX века, в ленинградских квартирах не было достаточно места, чтобы хранить такие большие полотна. Была организована временная выставка Ленинградским Союзом художников в честь памяти Вячеслава Пакулина. Впоследствии было принято волевое решение родственниками Пакулина о передаче данных картин на хранение в Русский музей. Достаточно большое количество картин известных художников находилось и находится на хранении, это нормальная практика была. А сейчас, к сожалению, мы, как представители наследников, вынуждены доказывать, что мы имеем на них право, — заявил юрист.
При этом он добавил, что Любовь Пакулина не собирается продавать картины отца.
— Те картины, которые были забраны, экспонировались в маленьких музеях. Рассматривается вариант передать их небольшим музеям в различных субъектах федерации. На данный момент это вопрос принципа — забрать эти картины. Я допускаю, что в последующем они также будут переданы туда. Здесь нет задачи продать картины, реализовать, это вопрос принципа. На мой взгляд, Любовь Вячеславовна испытывает искренние чувства и делает всё возможное, чтобы сохранить творчество своего отца, — считает адвокат.
В настоящее время они истребовали документы из Ленинградского Союза художников на предмет того, на каком основании они владели картинами в 50-х годах и на каком основании предали их в Русский музей. В Русский музей также был направлен запрос. Там считают, что картины были подарены Ленинградскому Союзу художников, а затем переданы им на безвозмездной основе.
— Мы поднимаем большой пласт документов, которые подтверждают движение данных картин. Мы верим, что районный суд Санкт-Петербурга разберётся в этом непростом деле. При этом важно заметить, что в принципе Русский музей не отрицает факт, что Любовь Вячеславовна Пакулина является наследницей творчества Вячеслава Пакулина, но в силу некоторых причин отдавать картины не хочет, — сообщил Соколов.
При этом, по его словам, общение с Русским музеем проходит в совершенно деловом формате, без повышенных тонов. Любовь Пакулина и её адвокат представляют свою позицию, а представители музея — свою.
По мнению адвоката Юрия Волошина, все полотна должны быть признаны собственностью наследников, а уже особый режим каждого из полотен придётся доказывать лицу — в данном случае музею, который предполагает, что он обладатель права собственности на конкретные полотна.
— Если в общем об этом говорить, то существенным здесь будет является подтверждение правомочий истицы на имущество, которое она истребует. Здесь спор будет не об авторском праве, это сугубо имущественный спор, — заявил 78.ru адвокат.
Видео: 78.ru
По его словам, ключевым вопросом будет то, кто именно имеет право на конкретные полотна.
— Смоделируем эту ситуацию. Например, художник мог отдать в дар эти полотна, в таком случае у наследников не будет прав на них, поскольку они не войдут в наследственную массу. Наследодатель в праве распорядиться своим имуществом как считает нужным. Истица исходит из того, что имеет право на весь объём полотен её отца, музей должен это опровергать. То есть здесь бремя доказывания распределяется следующим образом: наследнику достаточно подтвердить, что он является наследником полотен, а уже музею придётся доказывать обратное, — объяснил юрист.
Он также добавил, что часты ситуации, когда полотна передаются собственниками — самими художниками или наследниками — на хранение в музей по разным причинам: просветительским или чисто бытовым соображениям. И тогда это не порождает переход права собственности, это просто режим удобный сторонам и посетителям в том числе.
Вячеслав Пакулин родился в 1901 и скончался в 1951 году. Он выполнил немало пейзажей блокадного Ленинграда. В 2021—2022 годах в Русском музее состоялась первая персональная выставка его работ. В общей сложности на экспозиции были представлены около 200 его произведений. Это событие произошло в том числе благодаря усилиям Любови Пакулиной.
Напомним, ранее сообщалось, что в Русском музее покажут редкие натюрморты 1920-1930-х годов.