Выставка «В кадре и за кадром. Фотоархивы Ленфильма. Часть первая» знакомит зрителя с выдающимися мастерами своего дела.
На экспозиции представлены работы четырёх фотографов: Юрия Трунилова, Галины Лисютич, Самоэля Кацева и Елены Карусаар. В дальнейшем зрителей познакомят с работами других фотографов, остававшихся «за кадром»: Валерия Плотникова, Аркадия Загера, Юрия Зайцева, Жанны Блиновой, Ольги Моисеевой, Сержа Самойлова, Рудольфа Ельника и других.
Принято считать, что киноактёры, особенно актрисы, стараются дружить с операторами. И это понятно: именно от их искусства зависит, как они будут выглядеть на экране. Такое же отношение и к фотографам на съёмочной площадке. Любой фильм начинается с фотопроб. Актёр или актриса могут неотразимы, но если на фотографиях, которым предстоит пройти множество согласований на худсоветах, он не «покажется», то на роль могут и не утвердить.
В советские годы на «Ленфильме» был фотоцех, где работало два десятка профессиональных фотохудожников. Они делали фотопробы, выезжали на выбор натуры вместе с художниками-постановщиками, должны были «отщелкать» рабочие моменты на съемочной площадке, а в итоге подготовить целый комплект снимков для рекламы фильма. Все эти фотографии отбирал лично режиссёр.
В кино фотограф всегда находился «в тени» — «тише воды, ниже травы», чтобы не мешать на съёмочной площадке. Фотографы искали лучшие ракурсы и самые интересные моменты на площадке. Для этого нередко им приходилось и в кустах прятаться, и на деревья залезать, и стоять по пояс в холодной воде, если этого требовало дело.
— В советском кино существовали четкие правила: как только ленту запускали в производство, готовили портреты сценариста, режиссера, оператора. После того, как отсняли первые метры, с нас требовали пять-шесть кадров из нового фильма. Перед выпуском на экраны мы делали портреты главных героев и печатали десятки снимков рабочих моментов. Пленки давали в обрез, чуть ли не ровно столько, сколько требовалось кадров. А съемки, как правило, долгие, с экспедициями… Вокруг так много интересного! Всю свою скромную зарплату я спускала на приобретение пленки в магазине. Жила на командировочные, — рассказала Галина Лисютич, проработавшая фотографом на Ленфильме 36 лет.
— Работа в кино творческая и эмоциональная. Среди режиссёров, операторов и рядовых сотрудников встречались и самодуры. Но работа должна быть выполнена. Если ты выбрал эту профессию — трудности нужно стойко переносить, — заявил фотограф Юрий Трунилов.
Ленфильмовские фотографы были особенными, как и все, кто работал и продолжает работать на «Ленфильме». Все это вполне возможно рождено и определено самим нашим городом, его историей, архитектурой, «белыми ночами», гладью Невы, морскими ветрами и весьма переменчивой погодой. Эта атмосфера «ленинградского кино», конечно же, передана в снимках фотографов.
Сейчас каждый человек — сам себе фотограф. Для проб или поиска натуры подчас достаточно камеры мобильного телефона. Обязанности фотографа нередко совмещают представители других кинопрофессий. Но произведения фотографов кино прошлого не забыты. Они буквально пропитаны настроением тех фильмов, на которых сделаны. Это остановленное мгновение, запечатленная история нашего кино.