Комитет по градостроительству и архитектуре согласовал облик новой школы в Сестрорецке. Она появится на месте средней школы № 324.
Как сообщила пресс-служба КГИ, масштаб и цвета фасадов школы не выбиваются из архитектуры окружающей застройки. Более того, внешний облик направлен на мотивацию творческого мышления детей. С помощью цветового решения появляются акценты и функциональные объёмы, а стены бассейна и спортзала выделены витражами.
Напомним, что четырёхэтажное здание будет рассчитано на 550 учеников и разделено на два крыла: младшей и общей школы. Актовый зал будет необычной круглой формы, стоящий на опорах, что образует входную группу.
В новом учебному году на российскую систему школьного образования обрушились едва ли не крупнейшие реформы за последние несколько десятилетий. Помимо неоспоримых плюсов, изменения явно принесут немало головной боли и детям, и их родителям, и педагогам.
С вариативностью в российских школах покончено: с 2023 года во всех учебных заведениях страны будет действовать некий «золотой стандарт» образовательной программы. Это означает, что все школьники во всех регионах будут учиться по одним и тем же учебникам. Об этом предупреждали давно: ещё летом 2022 года министр просвещения Сергей Кравцов на Общероссийском родительском собрании заявлял, что скоро практически по каждому предмету будет один учебник.
До последнего времени школа могла выбирать, по какому учебно-методическому комплексу преподавать тот или иной предмет. Единственным критерием было только соответствие этих учебников ФГОСам (федеральным государственным образовательным стандартам). Например, «началка» могла учиться как по классической «Школа России», так и по более «продвинутой» «Гармонии» или экспериментальной «Школе 2100». А теперь миллионы первоклашек по всей стране будут каждый день открывать одни и те же учебники и решать одни и те же примеры.
В минпросвете уверены — такой подход позволит унифицировать обучение школьников из разных регионов, они будут получать одинаковую информацию, да и проверять уровень знаний при едином учебнике будет намного проще.
В том, что пора избавляться от «слишком авторских», необъективных или откровенно некачественных учебников, убеждены и депутаты Госдумы. Например, представитель «Единой России» Пётр Толстой не раз выражал недоумение тем, что в некоторых учебниках слишком мало внимания уделяется истории Великой Отечественной войны. А кое-где даже присутствуют орфографически и фактологические ошибки, и даже скрытые ссылки, ведущие на порносайты. Новая норма позволит выбрать самый лучший, качественный, проверенный и эффективный УМК, полагают народные избранники.
Ещё один плюс единого подхода в том, что дети, переходящие из одной школы в другую, сразу смогут ориентироваться в учебном материале. Раньше это было достаточно сложно сделать, если в новой школе предметы велись по другой программе.
Но главное, с одним учебником ребятам будет проще сдавать ЕГЭ. Ведь теперь на экзамене не будут встречаться вопросы, которых школьники не изучали в рамках школьной программы.
Стоит отметить, что внедрение федеральных основных образовательных программ (ФООП) будет осуществляться поэтапно. С 1 сентября 2023 года единый стандарт вводится в программы шести предметов — русского языка, литературы, истории, обществознания, географии и ОБЖ. Но уже через два года планируется перевести на ФООП все предметы.
Сами педагоги в целом идею «одна страна — один учебник» одобряют, ведь её преимущества трудно оспорить. Но они отмечают и недостатки такого подхода. Например, преподаватель русского языка из Москвы, пожелавший остаться анонимным, полагает, что некоторую вариативность всё-таки следовало бы сохранить.
«Если существуют разные дети, то должно быть несколько разных учебников», — приводит слова педагога издание «Мел». Учитель считает, что родители и дети должны иметь выбор если не из 15, то хотя бы из 3—4 вариантов.
Ещё один минус единого «золотого стандарта» отметил в беседе с изданием учитель начальных классов Алексей Рубин, получивший в 2015 году титул «Педагог года Москвы». Он полагает, что далеко не по всем предметам можно создать единый на всю страну учебник. По русскому языку и математике — вопросов нет, но как быть, скажем, с окружающим миром? Ведь будет как минимум странно, к примеру, спрашивать московских школьников, хотят ли они навестить столицу нашей родины и увидеть Кремль — зато такой вопрос вполне подойдёт для регионов.
В содержание единых учебных программ также внесены серьёзные изменения. Так, в курсе физики дети начнут изучать основы квантовых и нанотехнологий, а на уроках биологии больше времени отведут изучению генетики. Кроме того, будет намного больше практических и лабораторных работ, чтобы дети научились применять полученные знания в жизни.
Ещё одно новшество касается таких базовых предметов, как русский язык, литература и математика — на них теперь отводится больше часов.
Самые большие изменения в 2023 году коснулись такого предмета, как история. В учебнике всеобщей истории для старшеклассников появится новый раздел, целиком посвящённый СВО. Рабочую группу по разработке нового учебника возглавлял помощник президента России Владимир Мединский. Нужно отметить, что раздел писался в крайне сжатые сроки — буквально за несколько месяцев, поэтому получился он довольно «сырым». В Сети сейчас активно обсуждают неточности и погрешности нового учебного пособия.
В новом учебном году 2023-24 целый ряд привычных школьных предметов исчезнет из расписания. В частности, предмет со странным названием «Технология» заменят на старое доброе «Трудовое обучение». Планируется, что эти уроки будут по большей части носить практический характер. То есть всё как в нашем детстве — девочки шьют и пекут, мальчики строгают и пилят.
В 5-9 классах начнут преподавать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Этот предмет станет логичным продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который проходят в начальных классах.
А вот такие предметы как астрономия, экология, экономика, право исчезнут. Точнее, их по-прежнему будут изучать, но только в рамках других предметов.
Зато у 6-11 классов добавятся еженедельные занятия по профориентации: на них ребятам будут помогать определиться с будущей профессией. На такие уроки хотят приглашать и психологов.
Кроме того, теперь школьники обязаны будут заниматься общественно полезным трудом на благо родной школы. Соответствующий законопроект был принят 20 июля.
В 2024-25 году из программы исчезнет и ОБЖ — вместо «Основ безопасности жизнедеятельности» будут преподавать более актуальный в текущих реалиях предмет «Основы безопасности и защита Родины». Ну, а пока, на время переходного периода, в курс ОБЖ включат блок начальной военной подготовки. Детей научат оказывать первую помощь, расскажут, как вести себя во время катастроф и стихийных бедствий, покажут, как пользоваться противогазом, и даже научат стрелять из автомата.
Впрочем, в этом году каждая школа имеет право выбирать, какой вариант курса ОБЖ выбрать — с военным модулем или без него.
Также через год в каждой российской школе должен появиться свой театр и спортивный клуб — таково указание Минпросвещения. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, уже сейчас в стране работает не менее 12 тыс. школьных театров и 27 тыс. спортивных клубов.
Но этого мало, уверен министр: к 2024 году ученики любой школы, даже в далёкой провинции, должны иметь возможность ходить в театральные студии и заниматься спортом на базе своего учебного заведения.
В новом учебном году 2023-24 выпускникам снова начнут вручать не только золотые, но и серебряные медали. Эта новость, о которой в Минпросвещении сообщили в конце весны, обрадовала многих «почти круглых» отличников.
«Думаю, и для родителей, и для школьников будет приятная новость: мы со следующего учебного года вернём серебряные медали. На мой взгляд, это очень правильно», — заявил тогда Сергей Кравцов.
Напомним, что серебряные медали вручались в советских, а затем и в российских школах более 50 лет подряд и давали серьёзные преимущества выпускникам. Например, обладатель серебряной медали мог поступить почти в любой вуз вне конкурса, к тому же мог рассчитывать на повышенную стипендию и другие «плюшки».
Однако в 2003 году власти почему-то решили ликвидировать эту награду и оставили только одну медаль — «За особые успехи в обучении». Её могли получить только круглые отличники, то есть одна четвёрка могла разрушить все надежды и результат многолетнего труда ребёнка.
Теперь же серебряные медали снова войдут в практику. Ими будут награждать учащихся за определённые достижения:
Правда, преференции за серебряную медаль теперь не столь впечатляющие. Единственное, в чём она поможет — это даст преимущество перед другими абитуриентами в случае одинаковых баллов по ЕГЭ.
Если содержание ЕГЭ-2024 в министерстве просвещения пообещали не менять, то подход к регистрации на итоговую аттестацию претерпит серьёзные изменения. К примеру, подать заявление на участие в экзамене с этого года можно будет дистанционно. Кроме того, экзаменуемый может изменить перечень сдаваемых предметов и даже сроки сдачи, но только при наличии уважительной причины (болезни и т. п.).
Школьникам также дадут возможность передумать и поменять выбранный ранее уровень ЕГЭ. Например, если изначально учащийся выбрал профильный уровень по математике, но переоценил свои силы, он может снизит его до базового, или наоборот.
Ещё одно новшество касается военнослужащих, поступающих в военные академии — как срочников, так и контрактников. Они смогут сдавать ЕГЭ не только в регионе, где расположен сам вуз, но и прямо в том регионе, где проходят службу.
Что касается ОГЭ для девятиклассников, то теперь итоговое собеседование официально разрешено проводить в дистанционной форме. При этом участникам строго запрещено иметь при себе любые учебники, записи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру.
В новой редакции правил проведения экзаменов также подробно расписаны действия в случае опоздания или неявки экзаменуемых. Заодно убрали требование выделять специальные помещения для представителей СМИ и наблюдателей.
Самое важное и приятное для всех школьников изменение коснётся учебной недели. С 2023 года можно будет забыть о шестидневке: теперь все школы должны будут перейти на пятидневную неделю.
Кстати, в прошлом году на обязательную пятидневку уже перешли школы, в которых обучение разделено на триместры. Теперь же на эту схему переведут и все остальные учебные заведения.
Между тем переход на пятидневку одобряют не все. Например, некоторые педагоги полагают, что при пятидневке многие уроки, особенно углублённой программы, будет просто невозможно «впихнуть» в расписание. И тут либо придётся нарушать нормы СанПиН и ставить детям по 8-9 уроков в день, либо недодавать знания.
Некоторые учителя вообще не понимают, чем так уж плоха шестидневка. Например, завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин считает, что шестидневная неделя никак не влияет на эффективность обучения: «Это чисто организационное мероприятие, никак не связанное с педагогикой», — подчеркнул учёный в беседе с «АиФ».
Зискин напомнил, что многие родители нынешних школьников учились по субботам, и ничего страшного не происходило.
С этим мнением современные школьники, разумеется, категорически не согласны. Один из них написал в блоге на «Т-Ж», что учащимся просто необходимы два дня отдыха: «Ежедневный будничный мозговой штурм от 8 до 15 и последующие занятия с репетитором или занятия в онлайн-школе (не говоря про выполнение домашнего задания) сильно выматывают ученика».
К тому же, утверждает школьник, шестидневка практически никак не помогает уменьшить нагрузку. Просто в некоторые дни у тебя не семь уроков, а шесть — большой разницы нет. «Лучше я буду в напряжении пять дней в неделю и полноценно отдыхать два дня, чем я буду ехать куда-то шесть раз в неделю», — утверждает молодой человек. Тем более, что в субботу администрации школ «из жалости» часто делают сокращённые уроки, поэтому учителя иногда просто не успевают дать весь материал.
В Министерстве, очевидно, осознают все плюсы и минусы, а потому принятие окончательного решения — сохранить шестидневку или перейти на пятидневку — оставили на откуп самим школам.
В новом учебном году во всех школах России появится новая должность: советник директора по воспитательной работе. Этот сотрудник должен будет курировать патриотическое воспитание ребят, работать с юными талантами, организовывать всяческие спортивные и культурные мероприятия. Также на плечи советника ложится проведение «Разговоров о важном».
Введение новой штатной единицы вызвало немало вопросов среди учителей, тем более что её функционал вроде бы повторяет обязанности уже имеющегося заместителя директора по воспитательной работе.
«В школе прибавился ещё один человек с хорошей зарплатой, который дублирует прежнюю работу», — пишет на одном из форумов представительница педагогического сообщества из Петербурга. Она уверяет, что вся эта работа в школах и так ведётся в лучшем виде.
На самом деле советник по воспитательной работе будет кем-то вроде пионервожатого в советской школе. По крайней мере, так это видит директор 74-й гимназии Выборгского района Алла Лакко. В беседе с «Фонтанкой» она подчеркнула, что на эту должность ищут именно молодых активных людей, которые способны зажечь ребят. «Нужен специалист, который работает максимум пять- семь лет», — отметила она.
С сентября 2023 года советники по воспитанию появятся в 451 школе Петербурга, а уже со следующего учебного года они начнут работать во всех учреждениях.
Определённые изменения произойдут и в жизни петербургских школьников. В рамках ранней профориентации в школах Северной столицы откроют профильные предпрофессиональные классы. Как обещают в администрации города, ребята смогут выбрать одно из девяти направлений: Курчатовский, гуманитарно-технологический, химико-биологический, инженерный, информационно-технологический, психолого-педагогический, медицинский, кадетский или медиакласс.
Губернатор Петербурга Александр Беглов уверен, что такая система позволит детям уже в школе определиться с будущей профессией и приобрести практические навыки в избранной отрасли. Кроме того, окончив профильный класс, выпускник вместе с аттестатом получает ещё и диплом о профессиональном образовании. «Вузы очень заинтересованы в таких абитуриентах», — отмечает губернатор.
В этом учебном году в Петербурге будут работать 58 инженерных классов, 47 психолого-педагогических, 25 гуманитарно-технологических, 22 химико-биологических, 20 кадетских, 12 информационно-технологических, 10 Курчатовских, 5 медицинских и 14 медиаклассов.
Даже неспециалисту очевидно, что нововведения в российской школе всё больше приближают её к школе советской. С одной стороны, это неплохо, ведь система образования в СССР не зря считалась одной из лучших в мире. Однако с другой стороны, родители не без оснований опасаются перегрузки: с учётом внеурочной деятельности и увеличения часов у детей практически не остаётся времени на отдых. Многим также не по душе уход от вариативности и замена многих важных предметов на новые, ещё не прошедшие проверку временем.
Успокаивает только мысль о том, что школам всё же оставили некоторую самостоятельность в выборе и принятии решений, а значит, всегда можно найти компромисс.