Общество
15:2012 января 2023

Доходный дом издателя Карбасникова на Васильевском признали памятником

После революции 1917 года здание национализировали, с 20-х годов XX века квартиры стали коммунальными.
Фото: пресс-служба КГИОП

Доходный дом известного книготорговца Николая Павловича Карбасникова на 18-й линии В.О., 9 лит. А, где в 22-й квартире в 1915—1924 гг. жил один из крупнейших художников прошлого столетия Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, признан памятником регионального значения, сообщает в четверг пресс-служба Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.

Как рассказали чиновники, активная застройка Васильевского острова началась в 1890—1910 годах. С тех пор внешний облик проспектов и улиц сильно изменился. Вместо огородиков и садов появлялись дворовые флигели в несколько этажей и узкие дворы. В 1905-м участок под номером 9 на 18-й линии Васильевского острова с находившимися на нём деревянным домом и хозяйственными постройками приобрёл купец 2-й гильдии Николай Карбасников (некоторые именуют его Карабасниковым). В 1908 году он основал «Товарищество Н. П. Карабасникова», куда, помимо самого издателя, вошли его сыновья. Они занимались издательством учебно-педагогической, научной и художественной литературы, причём успешно: магазин пользовался популярностью.

#

Фото: пресс-служба КГИОП

#

Фото: пресс-служба КГИОП

#

Фото: пресс-служба КГИОП

Дом, о котором идёт речь, возвели в 1905—1906 годах в стиле модерн по проектам военного инженера Александра Тилинского и архитектора Александра Хренова. Его отличает от окружающей застройки планировочная структура: средний и восточный флигели здания соединены общим объёмом. До настоящих дней сохранилась историческая конфигурация и габариты, объёмно-пространственное, архитектурное и декоративно-художественное решения фасадов начала XX века. Кроме того, от прочих здание выделяет оформление лицевого фасада дома с цветным облицовочным кирпичом, трёхосевой фасадной композицией, лепниной с растительным орнаментом, акцентирующей оконные проёмы. Дожили до наших дней и интерьеры: глазурованная плитка, ограждения лестничных маршей, витражи в оконных проёмах, лепные композиции, решённые в мотивах растительного характера, а также исторические деревянные тамбуры.

До революции дом сменил несколько хозяев: в 1906-м он принадлежал инженеру Григорию Абрамовичу Бернштейну, директору-распорядителю лесопильного и столярного завода акционерного общества «Строитель», Великий князь Кирилл Владимирович — второй сын великого князя Владимира Александровича, двоюродный брат императора Николая II. После 1917 года здание национализировали, а спустя несколько лет квартиры стали коммунальными.

Ранее 78.ru сообщал, что императорский дворец Бельведер в Петергофе выставили на торги.

ПамятникиИстория
Новости партнеров