Трёхлетний Лев Федоренко умер в ночь на 15 июля 2021 года. Мальчика похоронили без половины черепа — она осталась в индийской клинике, куда Минздрав РФ направил ребёнка на трансплантацию сердца. Почти за два года ожидания донорского органа не нашлось. Состояние малыша ухудшалось с каждым днём. Когда ситуация стала критической, маленькому пациенту поставили аппарат «искусственное сердце». Индийские СМИ распространили информацию, что ребёнок поправился и улетел на реабилитацию домой. Однако в это время он продолжал находиться в клинике, перенёс три инсульта, трепанацию черепа, гидроцефалию и умер от сепсиса — в антисанитарных условиях малыша заразили синегнойной палочкой.
Спустя год после возвращения домой семья Федоренко получила исковое заявление в суд. Минздрав требует вернуть почти 10 млн рублей и обвиняет родителей умершего ребёнка в растрате. Эту историю 78.ru рассказала Валентина Федоренко, мама Льва.
— Было сделано заключение медкомиссии. Направили нас на трансплантацию, сердце не справляется, — поделилась историей Валентина.
Это было в январе 2019 года. Минздрав выделил квоту на лечение ребёнка за границей. Льва направили на трансплантацию сердца в Индию. Мать ребёнка призналась, что другого выбора не было, поскольку Россия имела договор только с этой страной.
— Мы долго очень ждали договора от Минздрава, параллельно мы также продолжали лежать в больнице. В сентябре ребёнок был уже в тяжёлом состоянии, то есть с середины августа по сентябрь мы находились в больнице, состояние совсем было не стабильным. И нам Минздрав, наконец, разрешил подписать договор, чтобы мы могли ехать в место лечения, в Индию.
Самостоятельно мы не могли туда поехать, потому что ребёнок был на внутривенных инфузиях. Это было невозможно. Нужно было медицинское сопровождение. К сожалению, наш Минздрав такое не предусматривает. Нужно самостоятельно добираться до места. Обратились к нашему губернатору с просьбой помочь добраться нам до места лечения. Наш губернатор помог, одобрил нам борт МЧС, который нас туда доставил, — рассказала мать мальчика.
Условия в индийской клинике повергли семью Федоренко в ужас. Антисанитария и неквалифицированный персонал. По прилёте их не встретил переводчик, поэтому объяснять, что ребёнку нужно подключать инфузомат — устройство, позволяющее отмерить и ввести пациенту точную дозировку определенного лекарственного препарата, — пришлось едва ли не языком жестов.
— Когда мы туда прибыли в октябре, у ребёнка случился ещё один скачок, и он перестал уже ходить. Он превратился уже в лежаче-сидячего малыша. Мы потом узнали, что доктор, к которому мы прилетели, находится под следствием. Он нелегально провёл операцию, сделал трансплантацию российскому пациенту. И так как местный закон предусматривает распространение органов только на местных, мы находились в каком-то вторичном листе ожидания, который никогда не двигается. И этот закон, оказывается, принят был с 2018 года. И когда мы туда приехали, это был уже 2019 год, и нас никто об этом не оповестил. Мы были в шоке, доктор ушёл из этой больницы, пришёл совершенно другой доктор, который не занимался никогда детской трансплантацией. Начали умирать пациенты с других стран. Там были с Казахстана, с Украины, то есть начали умирать те дети, которые с такими же диагнозами, — рассказала мать Льва.
Ситуацию усугубила пандемия коронавируса, которая началась в 2020 году. Операции по трансплантации органов в Индии запретили. Единственным выходом было поставить ребёнку аппарат «искусственное сердце».
— Это немецкая разработка, но немецкие специалисты не могли приехать, так как всё было закрыто, авиасообщение приостановлено. По видео сделали эту операцию, операция прошла успешно. <…> Это был первый опыт Индии по установке такого искусственного сердца нашему сыну. Они сделали очень большую рекламу, даже не спросив у нас, хотим мы об этом говорить или нет, — заявила Валентина Федоренко.
В сентябре 2020 года мальчик перенёс три инсульта. У него парализовало всю левую сторону. Родители ребёнка вновь были вынуждены просить помощи у петербургского Комздрава.
— Мы просили, чтобы нам дали врача, специалиста, чтобы помочь ребёнка реабилитировать. С помощью этого специалиста мы делали массажи по рекомендациям. Мы смогли восстановить ребёнка, реабилитировать, чтобы он мог шевелить ногами и руками, потому что если бы он не вышел из этого состояния, трансплантация нам была бы противопоказана. Такие были очень жёсткие условия. Мы также продолжали писать в Минздрав РФ о том, что такая ситуация, находимся ли мы на контроле. Нам постоянно говорили, что да, мы находимся на контроле, да, мы всё соблюдаем, — вспоминает мать ребёнка.
В марте 2021 года у Льва произошло кровоизлияние в мозг. Ребёнок очень много плакал и капризничал, а врачи не могли понять причину.
— У нас произошло обширное кровоизлияние, они сделали КТ, пообещали нам, что они сделают небольшое отверстие, уберут сгусток крови, но получилось по-другому. Когда его привезли после операции, они сняли нам просто половину черепа левой части. Просто сказать, что мы были в шоке, — ничего не сказать. Ребёнок был безо всяких обезболивающих, спазмы и всё такое, открытый и под кондиционером — на тот момент в реанимации было градусов 15. Потому что там лежали пациенты с других стран, для которых это комфортная температура.
На следующий день провели вторую операцию, потому что опять обнаружилось кровоизлияние. И после этого у ребёнка начались ещё большие ухудшения, у нас началась гидроцефалия, всё закупорилось, у нас начала расти голова. При этом у нас не было части черепа, которая поддерживала бы нужное давление в голове. И потом местный доктор сбежал из больницы на неделю. Его вся больница неделю искала. Мы поняли, что операция была неудачной, и спинномозговая жидкость не выходила, как нужно, показатели все начали скакать, соответственно. Ухудшение за ухудшением. И потом уже дошло до того, что инфекция уже попала в голову, мозг, потому что все манипуляции делались в палате. Это нестерильное место для проведения каких-либо операций, — поделилась историей мама ребёнка.
Причиной смерти малыша стал обширный сепсис. 15 декабря 2022 года состоится судебное заседание по иску Минздрава РФ к Валентине Федоренко. От матери мальчика требуют почти 10 млн рублей, перечисленных на проживание в отеле, перелёты, суточные расходы, а также проценты «за пользование чужими денежными средствами».
— Мы узнали об иске в суд относительно недавно, наверно недели две назад, они нас особо не оповестили, пришло вот что: на вас подан иску в суд, явиться в связи с договором. Сейчас они вменяют нам растрату. Мы не понимаем обоснований, что мы должны вернуть? Мы отчитались за все 10 млн, просто хочется задать вопрос, а не хотите вернуть нам сына? Зачем вы тогда отправили в ту страну, где нет никакого шанса на самом деле, когда доктор находился под следствием, когда перешёл в другой госпиталь, бросил нас. Потом вот эти все усложнения, ужасные кошмары, причём при нас ни один ребёнок не вернулся. Все дети просто умирали. Сейчас последняя русская девочка осталась в Индии, она тоже в тяжёлом состоянии, мы не знаем, какие у неё будут шансы, — отметила женщина.
При этом представитель Минздрава РФ в беседе с корреспондентом 78.ru заявил, что министерство действует в соответствии с законодательством. Родители мальчика, которому так и не пересадили новое сердце, не предоставили никаких отчётных документов и не вернули деньги.