Первый заместитель Руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко поделился впечатлениями после посещения фестиваля «Школьная классика» в рамках Дней Пушкинской поэзии и русской культуры в Псковской области.
— Здесь невероятно талантливые ребята. У нас восхищение от того, насколько профессионально это сыграно, это ж надо прочувствовать так, а не просто пересказать текст, выученный на уроке. Целый ряд произведений, который они показывали на сцене, он и для гораздо более взрослых людей непростой, а у них это получилось очень точно с одной стороны, а с другой стороны, очень по-своему. Благодаря этому русская классика жива, — отметил он.
Кириенко добавил, что решение Минпросвещения об открытии школьных театров в российских школах очень верное.
— У нас уже 7 тыс. школьных театров, которые приняли участие во второй «Школьной классике», это говорит о том, что для ребят это важно, им это интересно, и это на совершенно другой уровень выводит изучение российской литературы и понимание российской культуры. Это крайне важно. Весь смысл того, что делает государство, и что должны сделать взрослые по отношению к юному поколению — это сделать так, чтобы всё удивительное наследие русской культуры пришло не как музейная ценность, а как живое творчество, — объяснил он.
По его мнению, школьный театр требует соавторства и сотворчества, и дети, соприкасаясь с ним, добавляют к тому, что они прочитали, что-то своё. Для каждого из детей эти произведения, по словам Кириенко, остаются на всю жизнь глубоко в сердце, и это с точки зрения воспитания играет фантастическую роль.
— Абсолютно уверен, что такая вещь, как школьный театр, сильно ребятам поможет не только в творчестве, ведь многие из них смогут стать знаменитыми актёрами и режиссёрами, но и всем этот опыт даст серьёзный задел для опыта общения, уверенность в себе. И важно, что всё это происходит на Псковской земле, в Пушкинских горах, — заметил он.
Первый заместитель Руководителя Администрации президента РФ также заявил, что Фестиваль, безусловно будет жить.
— И мечта о том, чтобы перебить советский рекорд в 100 тыс. участников, довольно скоро сбудется, глядя на то, какая здесь атмосфера. Точно ставлю себе галочку в календарь, что на следующий год надо не забыть приехать, — пообещал он.
Напомним, что Дни Пушкинской поэзии и русской культуры в Псковской области проходят с 3 по 6 июня. Это главное литературное событие в культурной жизни России, посвящённое Пушкину.
Ранее 78.ru писал, что к могиле Пушкина в Псковской области возложили цветы в Дни Пушкинской поэзии.
В Петербурге важная историческая находка — захоронение, которое долгие годы считалось утраченным. На лютеранском кладбище обнаружена могила легендарного врача. Её искали 80 лет, думали — всё уничтожено. Речь про могилу известного доктора, который за считанные дни вылечил от горячки царя. В 1832 лечил Михаила Лермонтова. Но всё это, как позже выяснилось, были всего лишь репетиции перед главной операцией. Перед битвой Пушкина со смертью, которую он проиграл. Детективную историю расскажет корреспондент 78.ru.
— Конечно, мы там запрыгали. Чем очень даже возмутили архивных работников, они привыкли к тишине, — Эльвира Жейдс о результате упорной работы в архиве Института истории материальной культуры РАН.
Поводом для бурной реакции стала неожиданная находка — фотография начала прошлого века с подписью на обороте: могила Николая Арендта. После дополнительных изысканий и уточнений исследователи пришли к выводу, что склеп на фотографии и участок № 66 Смоленского лютеранского кладбища — одно и то же место.
— Это место было идентифицировано. И, как я предполагаю, вот это останки основания склепа. Всё, что осталось. Естественно, мы захотели отметить место, где был похоронен Арендт, — говорит пастор церкви Святой Екатерины Эльвира Жейдс.
Николай Арендт — лейб-медик Николая I, знаменитый врач 20-30-х годов XIX столетия, который лечил практически всю элиту того времени, в том числе и из литературных кругов.
— Известно, что у него лечился Лермонтов. Ещё в юности у поэта была довольно серьёзная травма ноги. И благодаря Арендту, который сделал что-то особенное, у него осталась только лёгкая хромота. Он наблюдал какое-то время Гоголя, Гнедича. То есть был достаточно известным в своё время врачом, — отмечает экскурсовод Елена Погребная.
На протяжении 80 лет захоронение врача считалось утраченным. Было известно, что лейб-медика похоронили на Смоленском лютеранском кладбище в 1859-м, но без указания конкретного места. Причина забвения — даже не прусские корни Арендта (в 1914 году после начала войны с Германией всё немецкое вымарывалось и подвергалось гонениям), а то, что в 1837-м ему не удалось спасти от смерти солнце русской поэзии — Александра Пушкина, получившего тяжёлое ранение на дуэли.
— 1837-й год. У нас ещё нет наркоза, антибиотиков, УЗИ и всех остальных вещей, которые бы могли помочь. Даже, кстати, современные врачи не готовы утверждать, что при имеющихся сегодня методах при таком ранении смогли бы спасти жизнь поэта, — объясняет Погребная.
Спустя годы в лечении Николая Арендта увидели преступное бездействие и даже вредительство. На заслуженного врача повесили ярлык иностранца, который «залечил» Пушкина до смерти. Арендт был похоронен в семейном склепе, который находился на кладбище. Памятник просуществовал до 1937-го. В год столетия смерти Александра Пушкина захоронение было разрушено до основания.
В годы блокады на месте разрушенного склепа появилось несколько новых могил — все датированы 1942 годом. Точное количество захороненных людей пока не определено. К тому же неизвестно, были ли перенесены останки самого Арендта и его родственников. Для этого нужно провести обследование участка.
— Мы сейчас работаем над тем, чтобы сформировать какой-то научный круг людей, который может делать экспертизу по наличию именно захоронения. Не памятника на почве, который мы можем увидеть, а есть ли что-то там, в земле. И как только мы поймём, какие специалисты и какими средствами могут это делать, закажем такую экспертизу, — добавляет Эльвира Жейдс.
Для детального исследования понадобятся время и средства. Пока же энтузиасты из группы попечителей Смоленского кладбища хотят увековечить память Арендта и установить на месте могилы выдающегося врача табличку, где будет указано, кто был похоронен здесь в середине XIX века.