Переход от Болонской системы к новой системе подготовки кадров в системе высшего образования в России должен проходить постепенно. Об этом в эфире «Открытой студии» на телеканале «78» заявил ректор СПБГЭУ, доктор экономических наук Игорь Максимцев.
Ранее появилась информация о планах создания в России новой системы высшего образования. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия будет формировать свою систему подготовки кадров в системе высшего образования, назвав Болонскую систему «прожитым этапом».
— Часть ребят, которые выезжают за рубеж в нашем вузе — это около 300 человек на семестр, и система, по которой они учатся здесь, помогает гармонизировать их образование. Но за последние годы из тех, кто имеет российский диплом, лишь единицы устраивались за рубежом, на сегодня коллеги не признают наши дипломы. Нам лучше сконцентрироваться на государствах СНГ, нам нужна гармонизация с ними. Переход надо делать, но очень плавно, это затратная работа и её нужно готовить постепенно. У нас также учатся студенты из Африки и Азии, и для них система бакалавриата и магистратуры очень важна, поэтому здесь надо думать о признании России как научно-образовательного центра и в дальнейшем. Возможно, для ребят, которые будут поступать в 2023 году, уже будут подготовлены другие предложения, — предположил Максимцев.
В свою очередь председатель совета ректоров вузов Петербурга и Ленобласти, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов заявил, что изначальное стремление соответствовать европейскому или американскому законодательству кажется чрезмерным.
— Наша страна присоединилась к болонскому процессу в 2003 году, после чего отечественная высшая школа была разделена на бакалавриат и магистратуру. Сделано это было, чтобы наши дипломы признавались в ЕС и США, но в итоге этого не случилось. Рассчитываю, что это не будет революционное преобразование и что это будет постепенно. Изначальная направленность наших реформ, чтобы соответствовать европейскому или американскому законодательству, кажется мне чрезмерной. Почему не китайская, и не индийская, а именно европейская система стала той, под которую подстраиваются? В нашем законе об образовании бакалавриат, специалитет и магистратура признаны разными формами обучения, но бакалавриат был явно предпочтительнее, — отметил Демидов.
Он также добавил, что специалитет по техническим специальностям можно посчитать приоритетной формой.
— Это достаточно мягкая реакция, чтобы не бросаться в крайности. Наше законодательство даёт все возможности, чтобы места специалитета могли быть количественно увеличены, тогда это будет эволюционный переход. В технических и технологических специальностях должен быть специалитет, чтобы подготовить грамотного инженера, конечно, нужно 5 лет. Благодаря болонскому процессу многие вопросы имели решение — например, студенческая мобильность, но мне кажется, сейчас время найти золотую середину и не бросаться резко в другую крайность, так как наши учебные планы адаптированы на бакалавриат и магистратуру, надо постепенно в течение года осуществлять переход и увеличивать места на специалитете по техническим специальностям. Если человек уже учится на бакалавриате, он должен уже доучиться по выбранной системе, — считает Демидов.
Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, Россия присоединилась к ним в 2003 году. Болонская система подразумевает прежде всего сопоставимость образовательных программ стран-участниц, что позволяет признавать дипломы друг друга, а также повышает академическую и образовательную мобильность для «обмена» студентами и преподавателями.
Напомним, ранее в Рособрнадзоре рассказали о судьбе ЕГЭ при отказе от Болонской системы образования.