Прямой эфир

Психолог объяснил, вредит ли школьникам «удалёнка»

Мария Иванова
31 января 2022, 10:48
Онлайн-образование может быть успешным для старших классов.
Фото: Andreas Poertner/globallookpress.com

Кандидат психологических наук, доцент, детский и семейный психолог и психотерапевт Александр Викулов рассказал 78.ru, как влияет на школьников дистанционный формат обучения.

В первую очередь, он отметил, что «всё-таки онлайн-коммуникация проигрывает живой коммуникации — это общий фактор». При этом онлайн-образование может быть успешным для старших классов, оно подходит тем, у кого уже выработались навыки обучения, есть мотивация, сформирована учебно-познавательная деятельность. Однако, по мнению эксперта, в живом общении больше оперативных обратных связей (невербальных и несловесных), и все трудности более или менее могут быть компенсированы, в онлайн-режиме это труднее.

— Допустим, ученик отвлёкся, и учитель может отреагировать: в живом общении он читает, как книгу выразительные движения учеников. Дети ведь никогда не молчат, говорит их невербальное поведение, а в онлайн-процессе контроль идёт только по результату более менее конечному: контрольная покажет, что он что-то не усвоил, но учитель не увидит это в процессе, — отметил Александр Викулов.

Психолог, впрочем, подчеркнул, что талантливые учителя могут и на «удалёнке» создать для детей необходимые условия обучения. Родителям также следует узнавать у ребёнка, для чего он учится, чего он хочет достичь, какие у него планы. Также они должны оценить, умеет ли ребёнок учиться, как он работает с информацией. Если у него не получается выделять главное, и он не владеет приёмами запоминания, то следует найти специалистов вне школы. В качестве одного из возможных упражнений специалист назвал работу с повторениями.

— Сначала нужно подготовить вместе с ребёнком шпаргалку или майнд-карту. Затем ребёнок с ней сверяется после активного воспроизведения. Важно, что работать это начинает только после третьего воспроизведения, а в идеале десятого — дети здесь, как правило, не дорабатывают, — объяснил специалист.

Ранее 78.ru писал, что в Минпросвещения не планируют переводить все школы России на удалёнку из-за «омикрона».