Петербургские архитекторы выступили в защиту модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году, сообщается на странице Санкт-Петербургского союза архитекторов «ВКонтакте». Согласно публикации, управляющая компания аэропорта, ООО «Воздушные ворота Северной столицы», планирует снести советский терминал.
Градостроители намерены добиться признания здания памятником архитектуры Ленинграда, и на сайте Archi.ru накануне появилась соответствующая петиция.
В обращении архитекторы рассказали, что аэропорт Пулково-1 на момент открытия был самым большим пассажирским терминалом в СССР. Уже тогда он выделялся рядом архитектурных и технологических новшеств, во многом опередивших своё время: сложные технологические циклы были организованы логично и ясно, траектории перемещения пассажиров оптимизированы, встречные потоки разделены средствами вертикального зонирования, доставка людей к самолёту и обратно осуществлялась с помощью подземных движущихся тротуаров. Они выделили просторный зал аэропорта, залитый светом из пяти конусообразных фонарей на грибовидных опорах, что стало одной из эмблем нового Ленинграда, визитной карточкой города. А перекрытие центральной части здания, подвешенное к грибовидным опорам на стальных тросах, по праву считалось достижением инженерной мысли, говорят эксперты.
— Эта работа не только получила высокую оценку ещё в советские годы и была удостоена Государственной премии СССР, но остаётся важным и любимым зданием для нескольких поколений петербуржцев. Архитектор аэропорта Александр Владимирович Жук — легенда ленинградской архитектуры. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней, корифей Ленпроекта и заведующий кафедрой архитектуры в Академии Художеств, Александр Владимирович построил немало зданий, признанных эталонами высокого ленинградского модернизма, — рассказали архитекторы.
Невзирая на не совсем удачную реконструкцию 2014 года, добавили специалисты, и утрату частей архитектурного произведения, важнейшие элементы композиции сохранились, и здание продолжает исполнять свою функцию. Но если так будет продолжаться, аэропорт Пулково-1 пополнит печальный список утрат выдающихся зданий и сооружений советского периода.
— Союз архитекторов Санкт-Петербурга инициирует процесс присвоения аэровокзалу статуса объекта культурного наследия и предлагает обсуждать его дальнейшую судьбу максимально открыто, на базе архитектурного конкурса, который позволит определить наилучший способ приспособления здания-памятника, — говорится в описании петиции.
Письмо подписали десяток известных архитекторов, среди которых генеральный директор Архитектурной мастерской «Головин & Шретер» Антон Головин, Пётр Советников и Вера Степанская из KATARSIS architects, архитекторы Илья Филимонов и Фёдор Опарин, а также Никита Явейн — руководитель бюро «Студия 44», которое работает над концепцией парка «Тучков буян».
На момент публикации материала петицию подписали 1292 человека.
Напомним, ранее губернатор Александр Беглов подписал постановление об утверждении перечня объектов культурного наследия, в отношении которых будут проводиться мероприятия по сохранению в рамках подпрограммы «Наследие» госпрограммы «Развитие сферы культуры в Петербурге».