Признавшийся в убийстве и расчленении Анастасии Ещенко историк, бывший преподаватель и возлюбленный жертвы Олег Соколов не имел прямого намерения лишить жизни девушку, оно было лишь косвенным. А значит, по ч.1 ст. 222 УК РФ (о незаконном хранении огнестрельного оружия, из которого была убита аспирантка СПбГУ) ему должны дать ограничение свободы, по ч.1 ст. 105 УК РФ — не более 8 лет, заявил во время судебных прений в понедельник, 14 декабря, адвокат подсудимого Сергей Лукьянов.
Юрист напомнил слова из заключения психиатрической экспертизы, в которой «сторона обвинения не сомневается, а мы [защита] сомневаемся», что «действия подэкспертного были для него субъективно неожиданными».
— Согласно требованию закона, преступление считается совершенным с прямым умыслом, если лицо желало их наступления. Как может быть, чтобы Соколов желал наступления опасных последствий — смерти Анастасии, если его действия были для него субъективно неожиданными? Тогда его действия должны были быть для него субъективно ожидаемыми. То есть для прямого умысла в данном случае отсутствует третий обязательный элемент умысла — волевой, — подчеркнул Лукьянов.
В то же время для косвенного умысла, отметил юрист, характерно не желание, но сознательное допущение опасных последствий.
— Конечно, если он взмахнул обрезом, он допускал, что это может привести к смерти, но он этого не желал. Сторона обвинения — не знаю, что здесь может возрастить, потому что возразить нечего. Потому что его действия, ещё раз подчеркну, для него были субъективно неожиданными, — ещё раз отметил он.
На отсутствие прямого умысла, считает Лукьянов, указывают и показания Соколова из разных допросов, где он говорит, что «взял обрез, чтобы возможный грохот выстрела привёл Анастасию в чувство», что это была ответная реакция на её действия, «стрелять по сути не собирался, но попал ей в голову», «куда-то конкретно не целился».
— Эти обстоятельства согласуются с выводом эксперта о том, что его действия были субъективно неожиданными. Это выстрел наотмашь — в ответ на высказывание, «дикий крик» и на замахивание ножом, — добавил адвокат Соколова.
Помимо этого, он призвал суд при вынесении решения учесть в качестве смягчающих обстоятельств признание Соколовым вины, раскаяние, наличие детей, хронические заболевания, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, психическое и эмоциональное состояние Соколова, а также его положительные характеристики. Кроме того, он указал на противоправность и аморальность поведения потерпевшей, что подтверждено СМС-переписками.
— Отношение Анастасии к детям стало ухудшаться. Мы исследовали эту переписку. Если показания Олега Валерьевича подтверждаются перепиской, то мы должны поверить и той части показаний, которая не подтверждается перепиской. Я более чем уверен, если бы переписки не сохранились, если бы Анастасия не оскорбляла его детей, не желала им смерти, не называла их так, как она их называла, но не было бы переписки, ему бы не поверили, — заявил Лукьянов.
Видео: объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга
Напомним, Анастасию Ещенко, по версии следствия, убил Олег Соколов в ночь на 8 ноября выстрелом в голову, после чего труп расчленил, а ночью 9 ноября пытались утопить части тела девушки в реке Мойке.
Ранее сообщалось, что государственное обвинение просит отправить историка Олега Соколова, обвиняемого в убийстве аспирантки Анастасии Ещенко, в исправительную колонию строгого режима на 15 лет.