Услуги суррогатного материнства должны иметь право оказывать только медицинские центры с государственной формой собственности. Эту идею поддержали, в частности, в Министерстве здравоохранения РФ, а также — но другими словами — вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, пишет «Интерфакс» во вторник, 8 декабря.
На слушаниях в Общественной палате по проблемам суррогатного материнства директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства здравоохранения РФ Елена Байбарина заявила: предложение об ограничении лицензирования частных медицинских центров разумное.
— Это мы можем сделать введением отдельной лицензии на использование суррогатного материнства, — предложила Байбарина.
Услуги на основе вспомогательных репродуктивных технологий в стране, по её данным, сейчас предоставляют 424 госклиники и 825 частных. В объёме работы этих частных клиник 2% или 4% занимает суррогатное материнство, отметила она, а значит, никто из граждан разорён не будет.
К регистру сурмам Байбарина призвала отнестись осторожно, так как при неправомерном его применении есть риск возникновения серьёзных этических проблем.
Заместитель председателя Госдумы Пётр Толстой считает суррогатное материнство, даже при условии помощи людям, аморальным.
— Безусловно, мы всем должны помочь, но, мне кажется, с точки зрения любой морали, любой нравственности, в любом государстве дети, рождённые на заказ, — это абсолютно аморально. <…> Дети, рождённые на продажу, на экспорт — это абсолютно аморально. Здесь не может быть двух точек зрения», — подчеркнул вице-спикер.
И подобные практики, по его словам, под запретом в ряде стран Европы — Великобритании, Франции и Германии, и он «не очень понимает», почему в России должно быть по-другому, «почему в России мы по-прежнему ориентируемся на ценности 30-летней давности».
Не согласна с противниками суррогатного материнства зампред Совета по правам человека Ирина Киркора. Для многих пар из-за широко распространенного бесплодия — и мужского, и женского, напомнила она, такой способ — единственная возможность стать родителями. Поэтому запрещать услугу нельзя, а нужно, напротив, понять, как её развить.
— Очень не хотелось бы, чтобы суррогатные мамы подвергались травле, у них много вопросов, и не только финансовых, которые стоит обсудить. Хотелось бы, чтобы к репродуктивным технологиям относились как к возможности бесплодной паре родить малыша, стать биологическими родителями своего ребёнка, — заявила Киркора.
Напомним, в Петербурге в октябре во время передержки у няни скончался рождённый суррогатной матерью младенец. После этого агентства, предоставляющие подобные услуги, пригрозили проверить.
Ранее сообщалось, что за осень в Китай и другие зарубежные страны передали 136 детей, рождённых в Петербурге суррогатными матерями.