На признавшегося в убийстве 24-летней Анастасии Ещенко историка Олега Соколова однажды напали вооружённые грабители, рассказал во время очередного заседания в понедельник, 2 ноября, старый друг обвиняемого Павел Суслов.
По словам сотрудника отдела геральдики в Эрмитаже, это произошло ещё в 1990-е, и тогда увлечение Соколова реконструкцией ему сильно помогло — при нём оказался меч. Именно с помощью этого орудия удалось разогнать агрессоров, утверждает Суслов, знающий эту историю, из рассказа самого наполеониста.
— Он схватил меч, и этих людей человек с мечом отрезвил. Вооружённых людей, — рассказал приятель подсудимого.
В целом же жизнь Соколова, по наблюдениям Павла, протекала довольно спокойно. Были какие-то упоминания об угрозах, но за 30 лет дружбы ярких моментов, помимо ограбления, он вспомнить не смог.
Также свидетель рассказал об убитой девушке — они не были хорошо знакомы, но представление о возлюбленной известного знатока истории он имел. И оно было, судя по всему, не самым впечатляющим.
— Видел в 2015 или 2016-м, она ассистировала ему на лекциях. Потом видел на реконструкциях. Последний раз видел в сентябре в Гатчине. Спокойный взгляд на происходящее. Я видел настоящие эмоции дам, другие. С большей заинтересованностью в процессе, — отметил Суслов.
Зато он был в курсе того, что при Анастасии Ещенко якобы не разрешали упоминать о детях Соколова от Анны Кукушкиной, его третьей супруги.
— В ноябре-декабре 2019 я беседовал с товарищем, и он рассказал, что они с семьёй хотели прийти в гости к семье Олега. И товарищ получил сообщение от Соколова с просьбой не упоминать при Ещенко о его детях от брака с Кукушкиной. А для Соколова дети — это святое, — подчеркнул его приятель.
О самом историке Суслов отзывается очень высоко — они и подружились на почве науки. Соколов три десятка лет назад принял его в сообщество историков «Империя», и с тех пор дружба не прерывалась.
— Сам я являюсь профессиональным историком, охарактеризовать могу его — это профессионал. Он не просто изучает материал, он пропускает это через мозг и через сердце. Если на что-то ссылается, то только проработав этот источник. Олег Валерьевич — высочайший профессионал. Как реконструктор — достойнейший организатор, человек с харизмой, способный повести за собой, — поведал свидетель.
Всё, что ему довелось за долгие годы видеть лично, только убедило Павла в том, что Соколов эмоционален, но это никому и никогда не наносило вреда. Напротив, он душой проникался к людям.
— Это человек, который в нужный момент подставит плечо. Оказал помощь деньгами, когда заболела мать, несмотря на конфликтные отношения в тот период. Когда надо — человек встал рядом и подпёр плечом, — сообщил Суслов.
Даже если обвиняемый в жестоком убийстве мужчина и мог «рявкнуть» в реконструкции, то это, утверждает его друг «не носило желания обидеть человека».
— Я сам получал по шапке. Но что делать — идёшь выполнять приказ. Но это что касается реконструкции, — добавил он.
По поводу травли другого историка, Евгения Понасенкова, Суслов знал, и даже был в это вовлечён. Но не воспринимал всерьёз — ведь кто такой Понасенков, а кто — Соколов!
— Как историк, я не могу его считать профессионалом. Насколько я знаю, у него нет законченного профильного образования — как он может что-то утверждать? Историческая наука построена на дискуссии. Это профессиональный уровень дискуссии. Но здесь это начало принимать формы угроз, судебные формы. Осенью 2018-го Понасенков обратился ко мне лично. Могу зачитать: «Павел, привет. Напишите mail, пришлю прекрасные письма по плагиату Соколова. Мы сейчас с ним судимся», — рассказал свидетель, после чего материалы были приобщены к делу, несмотря на протест со стороны адвоката Ещенко.
И так совпало, что Суслов был одним из свидетелей скандала на лекции, когда студенты задали вопросы относительно претензий Понасенкова по поводу плагиата.
— Соколов высказался эмоционально. Дискуссия не имела отношения к теме лекции. Все люди были в шоке. Я жалею, что не остановил Олега, когда он начал эмоционально отвечать. Это явная провокация была. Я заметил неприятную улыбочку этого мальчика, — высказался друг Соколова.
Сейчас, сказал Павел, по его мнению, Понасенков радуется трагедии, и это не может не шокировать, считает он.
— Я нашёл ролики Понасенкова, начал их смотреть. Меня поразило, что человек радуется, что произошло. Что человек так оступился, — заключил Суслов.
Напомним, 9 ноября 2019 года около 5 часов утра Соколова достали прохожие из реки Мойки с рюкзаком, где лежали, как выяснилось практически тут же, две женские руки и травматический пистолет. В квартире Соколова полиция провела обыск и нашла части трупа. Историка задержали по подозрению в убийстве его бывшей студентки, аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко, с которой он начал встречаться в 2015 году. Уже во время суда появилось сделанное Соколовым в день убийства видео, где он ссорился с девушкой, и та убежала без верхней одежды на улицу.
Согласно обвинительному заключению, после этой ссоры 8 ноября подсудимый в своей квартире, где жил вместе с Ещенко, выстрелил ей в голову из обреза охотничьего карабина, придушил, а после ещё трижды выстрелил в неё.
Ранее актёр в суде рассказал о просьбе Понасенкова избить Соколова и помочиться ему на лицо.