Нина Торопченкова — женщина по настоящему уникальная и удивительная. Силе её духа можно только поражаться. Сегодня она — старейший работник легендарных «Крестов» — главного петербургского следственного изолятора.
Пожилая женщина в свои 80 лет успевает все. Погладить халаты и простыни для врачей. Приготовить баню для осужденных. И самое главное – покормить своих пушистых любимцев.
— Когда я иду на работу, меня 12-13 котов встречают. И большие и маленькие. А я им корм по горсточке кидаю, — рассказывает Нина Федоровна.
Вера в людей и во второй шанс – вот что помогает ей уже 35 лет работать в знаменитых «Крестах». По сути, Нина Торопченкова – бригадир. В подчинении у нее пять осужденных, которые помогают по хозяйству. Сначала с ними всегда сложно, но потом доброе слово и человеческое отношение делают свое дело.
Трудиться она привыкла с детства. Когда ей было пять лет – началась блокада. Маленькая Нина как могла, помогала старшим. Зимой под вражескими обстрелами она ходила за водой к полынье.
— Квартиры были все открыты, люди лежали, почти умирать собирались. Но дать им могла я только водички. Приходила и давала, — вспоминает Нина Федоровна.
В медчасть «Крестов» она пришла уже зрелой женщиной, после завода. Деньги платили неплохие, работа была тяжелая, но интересная. За долгие годы – почти ни одного конфликта. Разве что в 90-е было трудно. Тогда бригада у Нины Торопченковой состояла из осужденных женщин. А характер у слабого пола за колючей проволокой – не сахар.
— Однажды я кого-то поругала из женщин. И ее подруга пришла ко мне в кладовку и говорит: «Ты чем-то недовольна? Ну, мы тебе сейчас устроим». Повела меня за дверь. Я поняла, что она не шутит. Ну, я ее успокоила, поговорила. Это был единственный случай, когда мне чуть не попало,— делится пенсионерка.
Нина Федоровна не скрывает, что когда «Кресты» переедут в Колпино, она, передав все дела, со спокойной душой уйдет на пенсию. Но и там ей будет чем заняться —как-никак пять правнуков! — иронично подмечает женщина.