В «Ленинград-центре» открылась выставка художника Владимира Лебедева
Работы художника Владимира Лебедева хотя бы раз в жизни видел каждый. Именно он создавал иллюстрации к таким книгам как «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и «Усатый полосатый». А вот на новой выставке в «Ленинград-центре» можно увидеть совсем другого Лебедева.
Это не тот Владимир Лебедев, которого знают по иллюстрациям к книгам Маршака. И не Лебедев — мастер плаката. В «Ленинград-центре» выставлен Лебедев-живописец. Это женские образы и то право на личное, что художник отстаивал в 20-30-х годах прошлого века. В то время, когда, казалось бы, все в жизни нового советского человека было общественным.
— С детских лет я его люблю, воспитывался на его книжках, оригинальных еще в те далекие годы, когда вы еще были там, в космосе, запрограммированы, а я уже после войны смотрел его иллюстрации. Бабушка приносила с Кузнечного рынка эти книжки и я рассматривал эти удивительные иллюстрации, — сказал в эфире телеканала «78» художник Михаил Шемякин.
Это, конечно, не те работы, что приносила с рынка бабушка Михаила Шемякина. Не для детей. Хотя личное на картинах Лебедева — не всегда значит интимное. Он писал тех женщин, которые его окружали – моделями становились продавщицы из ближайшего магазина или, вот, домработница художника. Простая финская девушка увековечена мастером — о такой чести в Стране Советов мечтали многие, как бы мы сейчас сказали, светские львицы. Но их Лебедев не писал принципиально.
— Это было чуждо его природе. Однажды, когда его попросили написать одну из таких светских львиц, он ответил словами Ренуара: «Простите, я не умею писать хищных животных», — рассказал организатор выставки Игорь Полторак.
Зато своим женам в портретах художник не отказывал. Все они будто встретились на выставке. Вот, первая — Сара Дармолатова — в образе цирковой силачки. В этом портрете – весь Лебедев-сатирик. И будто другой художник писал портрет второй жены — балерины Надежды Надеждиной, ставшей прообразом для серии картин «Акробатки». И будто совсем иному Лебедеву, лирику, позировала третья — Ада Лазо.
— Мы с моим братом неоднократно бывали у Владимира Васильевича Лебедева. А когда еще я был совсем маленьким, я помню, как Лебедев пришел к нам, к моему отцу, с молоденькой девушкой Адой Лазо. Она была в красном берете, цвет как брусника, — поделился воспоминаниями художник Александр Траугот.
А вот девушка в синем берете – отличница ГТО, спортсменка. Но с бусами и красным пояском на талии советской власти она не понравилась. В комсомолках кисти Лебедева разглядели пародию на ударниц соцсоревнования: они вроде бы к труду и обороне готовы, но в то же время просят уважать право на женское. Десятки работ Владимира Лебедева в «Ленинград-центре» можно рассмотреть во всех деталях, и почти все – приобрести. Судя по интересу к картинам, обратно к своим нынешним обладателям эти женщины уже не вернутся.




