Проблемы «ВИМ-Авиа» и ее клиентов в понедельник достигли апогея. Компания прекратила осуществлять чартерные рейсы. Сложнее всего приходится тем туристам, которые застряли за границей. На прощание руководство авиаперевозчика перед ними извинилось, признавшись в безденежье, но кому от этого легче.
– К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров, – заявили в «ВИМ-Авиа».
В сообщении также отмечается, что компания планирует введение внешнего управления.
По оценкам Ассоциации туроператоров, общее число пострадавших может составить 100 тысяч человек. По данным 78.ru, на долю жителей Петербурга приходится около десяти тысяч из них, что тоже весьма немало.
– Среди них есть те, кто сейчас находится на отдыхе и пока не может вернуться домой, и те, у кого приобретены туры с перелетами «ВИМ-Авиа», и эти люди сейчас не могут улететь на отдых, - рассказал председатель Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Петербурга Валерий Жилкин. Пока компания не ответила на официальный запрос.
– В Петербурге, в отличие от Москвы, гораздо меньше людей, которые купили туры с «ВИМ-Авиа», – подтверждает региональный директор компании «РоссТур» Дмитрий Мазаников. – Сейчас мы ждем официальную информацию для турагентов от «Интуриста», который как основной туроператор, работающий с «ВИМ-Авиа», будет решать сложившуюся ситуация. Я надеюсь, это произойдет цивилизованным образом – деньги за купленные туры будут либо возвращены туристам, либо будут предложены новые программы.
В системе страхования туристических рисков сложившаяся ситуация оказалась не предусмотрена. Как отмечают в Ростуризме, если бы проблемы возникли у одного из туроператоров, средства на возвращение туристов предоставила бы «Турпомощь». Однако теперь ее средства не могут быть использованы, так как туристические компании полностью оплатили билеты авиакомпании.
– Нас всех спасло то, что сейчас конец сезона. Если бы это был июль, то нам пришлось бы возвращать не сотни человек, а десятки тысяч, - отмечает основатель компании «Премьер-тур» Марина Самородская.
Серьезные проблемы у «ВИМ-Авиа» начались летом, а в последние дни задержки рейсов стали массовыми. В ситуацию пришлось вмешаться Минтрансу и Росавиации. Сейчас в Ростуризме объявили о создании оперативного штаба по возвращению клиентов «ВИМ-Авиа» из-за рубежа.
– В настоящее время совместно с туроператорами ведется работа по формированию списков туристов и установлению местонахождения каждого из них, – сообщили в ведомстве.
Там отмечают, что по состоянию на 25 сентября проблемный авиаперевозчик осуществлял регулярные полеты по 16 международным маршрутам. Российских туристов придется искать в Армении, Китае, Греции, Бельгии, Испании. Также производились чартерные рейсы в Турцию, Иорданию, Болгарию, Италию, Саудовскую Аравию и на Кипр.
Туристам, оказавшимся в сложной ситуации, следует связаться с туроператором. В настоящее время ведутся переговоры с другими авиакомпаниями, которые могли бы взять на себя перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа». Однако многие из них понимают, что помощь может задержаться. Те, у кого есть средства, вместо отдыха вынуждены самостоятельно решать вопрос о возвращении в Петербург. В частности, четверо жителей города на Неве рассказали 78.ru о том, что застряли в бельгийском Льеже. Намеченный на вторник вылет на родину уже отменен.
– МЧС будет присылать борт в Турцию, а в такие места нет. Поэтому мы вынуждены тратить деньги и строить маршруты до Петербурга самостоятельно, – сообщил один из туристов.
А тем временем правоохранительные органы занялись поиском денег пассажиров, которые были уплачены за билеты. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК («Мошенничество в особо крупных размерах»). По данным следствия, компания продолжала продавать билеты, когда уже было ясно, что денег для закупки топлива нет.
– Не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея, таким образом, возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн руб., – заявили в СК.