Решающий вклад в развитие телевидения (тогда оно еще называлось «дальновидение») сделал Борис Розинг. В 1907-ом году ученый создал новое приемное телевизионное устройство, которому не требовалась механическая развертка изображения. Годом позже он получил первый в мире патент на электронный «телевизор». Свое право на изобретение Розинг закрепил не только в России, но также в Англии и Германии. По сути 110 лет назад петербургский ученый сформулировал основной принцип современного телевидения.
Три года спустя Розинг перешел от теории к практическому воплощению своей идеи. 9 мая 1911 года ученому с помощью сконструированного им кинескопа удалось передать изображение из одного корпуса Технологического института и принять его в другом. Это были всего лишь четыре черные полоски на белом фоне. По сути, они и стали первой в истории телевизионной передачей.
Один из студентов профессора Владимир Зворыкин в своем дневнике писал:
Казалось бы, воспоминания ученика не могут быть показателем значительности для работы преподавателя, тем не менее этот случай – особый. В скором времени студент Зворыкин если не превзойдет, то по меньшей мере станет в один ряд со своим педагогом.
Владимир Зворыкин поступил в Технологический институт в 1906 году, а в 1912 получил диплом инженера-технолога с отличием. В период обучения он ассистировал Розингу в опытах по дальновидению и электронике и вдохновился его работой. Во время Первой мировой войны он служил связистом в Гродно, а в Гражданскую понял, что не сможет продолжать исследования в России и переехал в Америку.
В Соединенных Штатах молодой исследователь продолжил работу, которую начал с Розингом еще в Петербурге. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, функционирующее полностью по электронному принципу. Прошение исследователя удовлетворили только через 10 лет. Патентное бюро несколько раз его отклоняло, ссылаясь на то, что реализация предложенного метода на практике пока технически невозможна.
Не получил ученый поддержки и от компании Westinghouse Electric, в которую устроился после переезда, поэтому был вынужден в одиночку работать над претворением в жизнь своих теоретических расчетов. Тем не менее уже через два года, в 1925-ом, Зворыкин подал еще одну патентную заявку, на этот раз на изобретение цветного телевидения.
Воплотить на практике полностью электронное телевидение Зворыкину удалось только в начале 30-х годов. К этому времени ученый не только улучшил передающий прибор, кинескоп, но и создал с нуля принимающий – иконоскоп.
Результаты своей работы Зворыкин обнародовал только в 1933 году в Чикаго. Они открыли новый этап не только в телевидении, но и во всей радиоэлектронике. С этого момента стала возможна одновременная передача изображения и звука на расстоянии.
После столь значимого изобретения авторитет Зворыкина в научных кругах сильно вырос. Изобретателя приглашали выступать в разные страны, в том числе в Англию, Германию и Францию. Одним из первых инженер решил посетить Советский Союз.
За те 15 лет, что Зворыкин не приезжал на родину, многое в стране изменилось. Продвинулись вперед и разработки, связанные с телевидением. Однако результаты работы советских ученых отличались, точнее, отставали от американских. В ходу до сих пор была механическая передача изображения. В Советском Союзе она чувствовала себя настолько уверенно, что даже начался серийный выпуск телевизоров для приема механического сигнала. Их производство наладили в Ленинграде, на старейшем радиотехническом приборостроительном заводе имени Козицкого.
Первые советские телевизоры Б-2 представляли собой по сути приставку к радиоприемнику. Ее главными частями были фанерный ящик, лупа, лампа и диск Нипкова. Даже с увеличительным стеклом размер картинки едва достигал 3 на 4 см. Смотреть передачи по Б-2 мог только один человек, но даже этот счастливчик видел нечеткую черно-белую картинку, а чтобы хоть что-то услышать, ему пришлось бы поставить рядом второй приемник для звуковой дорожки.
Пробное производство устройств началось в 1933 году. Всего завод выпустил около 3000 этих телевизоров, больше всего – в 1936 году. Еще 17 тысяч собрали буквально на коленке. Конструкция была настолько простой, что хоть сколько-нибудь опытные радиолюбители при наличии деталей могли собрать ее самостоятельно. Разработчики учли это, и часть телевизоров поступила в продажу в виде наборов «Сделай сам». Кроме того, в инструкция для постройки телевизора даже была опубликована в журнале «Радиофронт».
Регулярное оптико-механическое вещание, рассчитанное как раз на Б-2, началось в Ленинграде, Москве, Томске и Одессе в конце 1931 года. Тогда же в городе на Неве на Всесоюзной конференции по телевидению решили принять международный стандарт телевещания. Другими словами, советские программы можно было смотреть и за границей. Со временем стало понятно, что перспектив у механических телевизоров нет, тем не менее у нас в стране вещание для него велось вплоть до 1940-го: намного дольше, чем где бы то ни было.
К 1937-му все государства, кроме Советского Союза, перешли с оптико-механического вещания на электронное. Опытные передачи в этом формате начались в СССР в 1938 году. В Москве они шли из телевизионного центра на Шаболовке, в Ленинграде – из центра на улице Академика Павлова. Интересно, что Опытный ленинградский телевизионный центр (ОТЛЦ) в отличие от столичного был оснащен исключительно отечественной техникой. Ее разработали годом ранее на противоположном берегу Малой Невки. Над созданием необходимой аппаратуры трудился Ленинградский институт телевидения, располагавшийся на Каменном острове.
Для нового формата потребовались и новые телевизоры. Их производили там же, где и первые механические Б-2: на заводе имени Козицкого в Ленинграде. ТК-1 представлял собой вертикальный деревянный ящик продолговатой формы. Необычность конструкции заключалась в том, что экран кинескопа смотрел строго наверх. Для удобства зрителей к верхней крышке телевизора создатели прикрепили зеркало. Четкость картинки нового устройства не шла ни в какое сравнение с предшественником, а размер экрана достиг 14 на 18 см.
В течение трех лет завод выпустил около 2000 ТК-1. Эта модель производилась по американским документам в рамках сотрудничества двух государств в области телевидения. В каждом устройстве стояли кинескопы, спроектированные Владимиром Зворыкиным. В конце 30-х советская промышленность начала выпускать приборы отечественной разработки. Они стали дешевле, но по-прежнему были по карману далеко не каждому. Чаще всего их покупали для домов культуры и красных уголков.
Во время Второй мировой войны развитие телевидения остановилось не только в СССР, но и во всей Европе. Сотрудники ОЛТЦ работали у радаров: определяли местоположение вражеских самолетов, подлетающих к Ленинграду, и передавали данные в штаб.
Советский Союз стал первой страной, возобновившей телевещание в послевоенное время. Московский центр на Шаболовке заработал в тестовом режиме еще 7 мая 1945 года. В Ленинграде телевидение возродилось только в 1947 году. Свое отставание Северная столица компенсировала техническими новшествами. Так, в нашем городе разработали передвижную телевизионную станцию (ПТС). Небольшой автобус с аппаратурой сделал возможным внестудийную передачу. Впервые советские зрители увидели в прямом эфире Дворцовую площадь, на которой шла первомайская демонстрация и парад 1948 года.
Еще одной разработкой ленинградских ученых стал телевизор КВН-49. Советские инженеры смогли добиться качества передачи изображения, которого не было нигде в мире. В последствие оно стал образцовым. Для приема такой хорошей картинки потребовались новые телевизоры. Их, как и все предыдущие знаковые модели, разрабатывали в Петербурге на заводе Козинцева.
Развитие телевидения не стояло на месте. Инженерам удалось добиться передачи четкой картинки на относительно большой экран, и теперь они начали работу над тем, чтобы добавить цвет. Кремль рассчитывал ввести цветное вещание в 1958 году, однако тестирование затянулось. Первая передача цветного телевидения состоялась только в 1960 году с опытной станции Ленинградского электротехнического института связи.
Спустя три года в 1963 году в Северной столице появляется крупнейший в Европе телецентр. Комплекс включает в себя помещения на 21 студию и телевизионную башню высотой 320 метров. Она до недавнего времени оставалась самым высоким сооружением в городе. Столь значительные размеры сооружения позволяли передавать сигнал даже на территорию Ленинградской области. Вероятно, это стало причиной того, что менее чем за 10 лет количество телевизоров выросло более чем в трое и достигло 850 тысяч штук.
На Ленинградском телевидении впервые в СССР появились многие современные форматы программ. Во многом это заслуга Тамары и Владимира Максимовых. С легкой руки редактора передач и режиссера появилась первая телеигра «Один за всех и все за одного». Программа для подростков выходила в эфир с 1968 до 1975 года. После завершения этого цикла Максимовы взялись за новый проект. «Янтарный ключ» стал игрой уже для молодежи. Главное новшество передачи – использование телемостов между Ленинградом, Ригой, Вильнюсом и Таллином.
Вторым заметным вкладом Максимовых в отечественное телевидение стало создание первого телешоу. «Музыкальный ринг» впервые вышел в эфир в 1984 году и беспрерывно существовал до 1990 года. В течении выпуска на сцене, выглядящей как боксерский ринг, выступала одна или несколько музыкальных групп. После небольшого концерта исполнители должны были отвечать на каверзные вопросы людей в зале и телезрителей.
Еще одной новинкой от четы Максимовых стала программа «Телекурьер». Первый выпуск вышел в 1985 году. Каждую субботу ведущие программы рассказывали о городской жизни. Часто это были откровенные и очень смелые сюжеты и специальные репортажи.
Говоря о вкладе Максимовых, нельзя не упомянуть еще и о первом 24-часовом благотворительном телемарафоне «Детский». Его основой стала публицистика, а главной задачей – донести до зрителей информацию о жизни тяжелобольных детей в СССР и призвать людей помочь им. Эта идея подкреплялась музыкальными номерами и личными примерами известных участников.
В наши дни Петербург тоже играет заметную роль в российском телевидении. Из десяти каналов, входящих в первый мультплекс, есть один родом не из Москвы. Это петербургский «Пятый». Теперь в игру вступает еще один участник с берегов Невы. Пожелайте ему успеха.