«Безвиз» не сработал: когда толпы китайских туристов снова вернутся в Петербург

Безвизовый режим, или так называемый «безвиз», для китайских туристов действует в России с 1 декабря этого года. Буквально с первого дня некоторые эксперты начали прогнозировать бум поездок из Поднебесной в Москву, Петербург, регионы Дальнего Востока, а также в другие города-миллионники уже в ближайшее время.
Спрос со стороны китайских туристов по ключевым направлениям может вырасти минимум на 30 %, указывала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе в начале декабря. Правда, конкретных сроков она не называла.
Пока можно лишь говорить о кратном всплеске интереса к поиску информации о поездках по «безвизу» в Россию и Петербург, в частности, просмотре гостиниц и расценок на билеты на сайтах и платформах бронирований. Однако во многих случаях дальше общения с туроператором пока дело не доходит, делятся участники рынка. Даже с сентября в России многое поменялось, не говоря уже о допандемийных реалиях, когда ту же Северную столицу посещало до 1 млн туристов из Поднебесной в год.
Рост, если он и случится, возможен не раньше чем через 1–1,5 месяца, когда в Китае начнут отмечать Лунный новый год и у жителей КНР появится время на длительные путешествия.
Что не так с российским «безвизом» для китайцев, почему для них Петербург — это особенный город, и не вернётся ли всё на круги своя, когда до пандемии туристы из Поднебесной жили в «своих отелях, ели в своих ресторанах и пользовались услугами своих же гидов», разбираемся с экспертами.
Почему безвиз для китайцев не «выстрелил»
С 1 января 2025 года по настоящее время Северную столицу посетили более 200 тыс. путешественников из Китая, сообщил 17 декабря генеральный консул Китайской Народной Республики Ло Чжаньхуэй. По данным Смольного, это 55 % от общего числа туристов из дальнего зарубежья.
С большой долей вероятности можно предположить, что речь идёт в основном о тех гражданах КНР, кто приехал ещё по визовому режиму. По нему же в 2024-м город принял около 140 тыс. туристов из Поднебесной.

Важно сделать пояснение: визы в классическом их понимании требовались для тех, кто путешествовал самостоятельно, без туроператора и вне организованных им групп. Но такие туристы выбирали в основном направления Дальневосточного федерального округа либо чувствовали уверенность в своих силах и/или имели богатый опыт поездок по России за плечами.
Для тех, кто путешествовал с туроператором в составе группы, действовала иная схема. На профессиональном сленге она называлась «групповой безвиз» — списки туристов готовились и централизованно подавались в правоохранительные органы, и после этого им разрешали въезд.
С 1 декабря визы туристам из Китая, если путешествие продлится не больше 30 дней, больше не нужны.
Китайцы в принципе привыкли много путешествовать «массовым составом», поясняет президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов. Особенно это поколение среднего возраста и старше, а также молодёжь, отправляющаяся заграницу в первый раз. У россиян несколько другой менталитет в плане поездок, они более самостоятельны.
Поэтому пока «безвиз» для китайцев и не выстреливает. Но это только одна из причин, подчёркивают собеседники 78.ru.
Массового наплыва китайцев не будет?
«Безвиз» облегчает процесс принятия решения, сокращает сроки планирования и оформления поездки, рассказывает генеральный директор CITYTEL и отеля «Санкт-Петербург» Андрей Петелин. Но дело в том, что до пандемии в самом Китае существовали внутренние программы поддержки туризма в Россию. Они вновь не запущены.
— Ничего кардинально не поменялось и с 1 декабря. Такого массового наплыва китайских туристов, как до пандемии, конечно, нет, и вряд ли будет. Но какой-то процент прироста когда-то, я уверен, мы получим, — рассуждает он.
После введения «безвиза» пока ничего принципиально не поменялось, согласен и владелец и управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
— Как было до декабря в среднем по несколько человек в месяц, так есть и сейчас. Например, сейчас у нас есть два, пусть и дорогих, бронирования. Это представительские номера-люкс по цене 90–100 тысяч за сутки. Хотя с туристами массового сегмента, мы конечно, дело не имеем. С другой стороны, мы отмечаем рост просмотров и интереса к продукту в интернете в целом, — констатирует он.

Об увеличении количества запросов в Сети говорят практически все участники отрасли. Но при этом идёт и другой процесс. Китайцы активно ищут информацию не только о конкретных заведениях, но и в целом… об общем положении вещей в стране. Например, всё чаще туристы из Поднебесной теперь спрашивают, «а что у вас происходит с мобильным интернетом, а как мне, если что, связаться с родственниками». В топе запросов также «а как у вас будет работать моя банковская карта» и «не заблокируют ли мне sim-карту при въезде».
Это те проблемы, с которыми сталкиваются не только китайцы, но и все иностранные туристы, поясняет член совета правления Ассоциации «Лига туроператоров Санкт-Петербурга» Кирилл Соколов. По его оценкам, спрос может вырасти на 25–30 %, и произойдёт это, скорее, в первом квартале 2026 года по мере получения информации и приближения Китайского Нового года.
Wechat, инфлюенсеры и сарафанное радио
На всё это накладывается и ещё одна особенность менталитета китайцев и истории развития Китая. Их практически нельзя заставить приехать на основании рекламы из другой страны — даже из официальных источников, отмечает генеральный директор компании Luna Travel, которая специализируется на въездном туризме из Поднебесной, Константин Яхонтов.
— Поедут ли в какую-то страну китайцы, решается только в самом Китае. И на основании того, какие там действуют установки на уровне общества и на уровне государства, — пожимает плечами он.
Юнис Теймурханлы готов разъяснить чуть проще.
— Китайцы доверяют только своему сарафанному радио: своим соотечественникам, уже побывавшим в России, или своим блогерам. Двоих блогеров мы звали к себе, принимали, теперь ждём результатов, что напишут, и как это всё повлияет, — делится топ-менеджер отеля.
Под «сарафанным радио» в современных реалиях часто понимаются китайские приложения Wechat и Weibo. Они в совокупности с деятельностью инфлюенсеров, имеющих большое количество подписчиков, сейчас составляют «костяк» общения, особенно, для молодёжи.
— Приведу пример. Сейчас по моему приглашению в СПбГУ вот уже более 2,5 лет трудится преподаватель из Китая. Она прекрасно знает русский язык, естественно, работает и проживает в Петербурге. У неё достаточно подписчиков, и через её каналы мы сотрудничаем с китайской аудиторией, а в итоге к нам регулярно приезжают новые студенты из Китая. Вот так и должна быть организована такая работа, — делится доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра.

Китайцы едут не в Петербург, а в Ленинград
Из менталитета китайцев проистекает и их особое отношение к Петербургу, готовы признать даже московские эксперты. По словам Андрея Гаврилова, в силу политической идеологии в Поднебесной всё, что связано с личностью Владимира Ленина и советским наследием, воспринимается как то, что надо изучить, и в идеале — увидеть своими глазами. В Москве это Красная площадь, Мавзолей, ВДНХ, Ленинские горы. Но в городе на Неве — это «Аврора», Дворцовая площадь, Смольный.
Политологи поправляют: Петербург воспринимается многими китайцами до сих пор именно как Ленинград. Это место, где состоялись «три революции», а также город, переживший блокаду.
Как отмечают эксперты, в последнее время часто слышно, что в России серьёзно выросли цены и высокая инфляция. Но именно для китайцев российские направления продолжают оставаться относительно дешёвыми по сравнению с той же Европой. И, конечно, цены в Петербурге ниже, чем в Москве. Это даёт городу дополнительные шансы на более быстрый возврат туристов в целом.
— Другой вопрос, что, наверное, Петербург для китайцев всё-таки стоит позиционировать именно как Ленинград. И в этом направлении тоже надо работать, особенно с учётом современных реалий, — рассуждает Дмитрий Гавра.
Есть у Петербурга и ещё один козырь. Это всё-таки европейское наследие столицы Российской империи: Петергоф, Царское Село и так далее. И с учётом того, с какой резкой риторикой всё чаще выступают лидеры Евросоюза в отношении Китая, сбрасывать со счетов такие объекты тоже не стоит.
С «чёрными» схемами разобрались, «серые» остались
Есть мнение, что в последние годы китайцы стали соответствовать в целом образу международных туристов по объёмам трат и манере поведения, отмечает Сергей Яхонтов.
— Это, конечно, не совсем так. Но ситуация уже лучше, чем в допандемийные годы, когда многие из китайских путешественников ехали в Россию по «чёрным схемам», через своих чёрных туроператоров, пользовались услугами своих отельеров и гидов, ели опять же у своих. А в результате и деньги оставались у своих, вращаясь по существу внутри страны, о чём многие были в курсе в Москве и Петербурге, — полагает Сергей Яхонтов.

Так, в отношении гидов на уровне федерального законодательства было установлено, что работать ими могут только граждане РФ, сдавшие экзамены и прошедшие обязательную аккредитацию. При этом работать можно только в том регионе, где выдано разрешение. Если, например, кто-то получил документ в Москве, а трудиться решил в Петербурге, то процедуру придётся проходить заново.
— На уровне Северной столицы аккредитацией занимаются специалисты комитета по развитию туризма. Но это мы говорим об экскурсиях в целом по городу. Для проведения таких мероприятий в большинстве музеев требуется отдельная лицензия, которая и выдаётся такой организацией: ГМЗ «Петергоф», государственный музей «Исаакиевский собор» и так далее, — отмечает Сергей Яхонтов.
По его словам, другой вопрос — как это исполняется на практике. К сожалению, как отмечает эксперт, всё ещё можно встретить группы, где гидом выступает под большим сомнением — россиянин, хотя, проверить это непрофессионалу трудно.
Андрей Гаврилов согласен: тут каждый субъект занимает свою политику в отношении контрольных мероприятий. В Москве проверки в последнее время довольно жёсткие.
Для гостиниц с 1 января 2025 года опять же на федеральном уровне заработала система обязательной сертификации. Объекты, не имеющие сертификации, не имеют права принимать туристов и работать через туристические агрегаторы. С 1 января в Северной столице действует туристический налог в размере 1 % от стоимости. В 2026-м он станет дифференцированным в зависимости от сезона и увеличится до 2 % с 1 апреля до 30 сентября.
Но всё это не исключает «серых» схем аренды у частников при самостоятельном бронировании путешествий.
А денежки за покушать — врозь?
Меньше всего было сделано, чтобы урегулировать хотя бы на законодательном уровне ситуацию с рестораторами и общепитом, единогласно признают участники рынка. Многострадальный городской закон о «наливайках» вылился в появление в Северной столице реестра ресторанов. Но участвуют в нём, причём, на добровольных началах только те объекты, которые располагаются в многоквартирных домах и хотят торговать горячительным по ночам. Присутствие в списке и призвано известить петербуржцев и гостей города о том, что заведение «белое» и соответствует стандартам ресторанной культуры Петербурга. Но «серых» точек, принадлежащих диаспорам, в том числе, китайской, в городе по-прежнему много.
До пандемии они, а также просто локальные продуктовые азиатские магазины, часто базировались на Васильевском острове. В годы жёстких карантинных ограничений часть из них закрылась. Пока они массово не перезапускаются, но… ещё не вечер, если туристы вернутся, рассуждают участники рынка.

Эксперты припоминают и скандалы в самом Китае с оплатами услуг и товаров через Wechat и Alipay, когда деньги уходили от одного частного лица к другому, либо между физлицом и организацией, но по всё тем же «серым» схемам, без уплаты налогов. Как поясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, в России такие переводы не пройдут.
Между тем, на фоне роста популярности у россиян атрибутов китайской и южно-азиатской культуры, в 2026-м в Петербурге стоит ждать открытия ряда точек заведений в подобном формате. Привлекать к работе для создания подобающей атмосферы планируется сотрудников соответствующей национальности. Платить налоги с зарплаты они будут в России, но с большой долей вероятности эти деньги вернутся в страну происхождения таких специалистов, либо к проживающим там родным.




