Позорят Петербург: как Китай захватил сувенирный рынок Северной столицы

Сувениры позорят Петербург
У Петербурга неожиданно обнаружилась проблема с сувенирами. На неё обратил внимание депутат петербургского Заксобрания Дмитрий Панов. И прежде всего это отсутствие проверки качества сувениров: фактически любой предприниматель может отпечатать любой эскиз, в том числе с городскими видами, и начать его продавать. Это приводит к ситуации, когда на сувенирах искажаются пропорции и цветовая гамма символов Петербурга, пожаловался депутат профильному вице-губернатору города Борису Пиотровскому.
«По оценкам экспертов, доминирующая часть такой продукции представляет собой импорт из стран ближнего и дальнего зарубежья, что не только влечёт за собой экономические потери для городского бюджета, но и негативно сказывается на качестве изделий, снижая тем самым привлекательность городского образа и представляя угрозу ослабления культурной идентичности Петербурга», — отметил Дмитрий Панов в обращении.
По большей части сувениры производят в Китае. Звучали даже данные, по которым 80% сувенирной продукции производится именно в Поднебесной. При этом брелоки, магнитики, календари, кружки и другие мелкие сувениры выполняются в отвратительном качестве и просто позорят Петербург, указывал депутат в интервью «Парламентской газете».
Решение депутат видит в том, чтобы постепенно перевести всё производство сувениров непосредственно в Северную столицу, а в других регионах выпускать только под маркировкой «Сделано для Петербурга». Продукцию из-за рубежа предлагается продавать только с индивидуального согласования городского правительства. Кроме того, в кулуарах звучали также идеи о том, чтобы сократить число сувенирных магазинов, оставив только несколько «цивилизованных» мест торговли.

Для туристического города тема сувенирной отрасли актуальна, ведь её годовой оборот, по словам Дмитрия Панова, насчитывает миллиард рублей. И предложения депутата звучат достаточно логично и патриотично — согласно задумке, город не только вернёт престиж сувенирам со своими символами, но и разовьёт собственный малый и средний бизнес. Но к чему это приведёт на самом деле?
Общероссийская проблема
Действительно, большая часть сувенирной продукции Петербурга производится за рубежом, как правило в Китае, подтвердили опрошенные 78.ru эксперты. И это проблема не только города на Неве, но и всей России.
— Такая ситуация не уникальна для Петербурга — она характерна для многих регионов России. Вместе с тем, отмечу, что в последние годы наблюдается тенденция к локализации производства, особенно в сегменте корпоративных подарков и уникальных изделий с региональной спецификой, — отметила доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих.
Её слова подтвердила PR-директор компании по производству мерча Oasis Алия Кешишьян. Она отметила, что ситуация по России плюс-минус одинаковая, но сейчас наметилась важная тенденция на продвижение национальной идентичности и в регионах с отличительным культурным кодом отрасль движется в сторону местного производства и национальных сувениров. Правда, у Петербурга и здесь есть проблема.
— Петербург хоть и обладает мощной культурой, своих народных промыслов или уникальной гастрономии город почти не предлагает. Но есть и свои производства, например, Императорский фарфоровый завод, — констатировала эксперт.
При этом она обратила внимание, что сувенирная отрасль не регулируется, а потому и точных замеров по ней никто не делает. Так, она привела данные комитета по туризму Санкт-Петербурга: за 2023 год, согласно им, город заработал 11,8 млрд рублей в год на сувенирах, и большую их часть принесли открытки и брендированные сладости, которые производят как раз на местных фабриках, а не за границей.
— Что касается остальной продукции, то доля местного, конечно, меньше. В индустрии промопродукции (корпоративные заказы) рынок более измеримый, и на нём наблюдается тенденция импортозамещения, в ассортимент вводится всё больше товаров отечественного производства, в Oasis доля таких закупок выросла за три года в три раза. Но переносить эту статистику на туристический блок мы бы не рискнули, — обратила внимание Алия Кешишьян.

Покупать дешевле, чем производить
Хотя отечественное производство растёт, всё же зарубежное пока доминирует. Почему, если везти из-за границы, казалось бы, гораздо более накладно? На деле происходит с точностью до наоборот: импорт, как правило, обходится дешевле, чем собственный выпуск, из-за низких затрат на производство в странах-поставщиках, объясняет Линда Рыжих.
— Почему китайское производство доминирует? Ответ прост: себестоимость. Магнит, произведённый в Китае, обходится в копейки, а его аналог российского производства — в рубли. Это создаёт огромный ценовой разрыв. Но есть и вторая сторона медали — технологии. Наши восточные партнёры располагают оборудованием и методами нанесения изображений, которые нам либо недоступны, либо недопустимо дороги, — рассказал в беседе с 78.ru генеральный директор мерч-агентства Com.Mint Ольга Лобач.
Китайские фабрики с радостью произведут типовую сувенирную продукцию — магниты, значки, кружки и так далее — для всех городов, от Калининграда до Хабаровска, добавила эксперт. За счёт массовости производства зарубежные предприятия на голову обходят местные по цене конечного продукта.
Играют огромную роль и логистические преимущества: благодаря налаженным глобальным цепочкам поставок можно быстро доставлять большие объёмы товаров, дополнила Линда Рыжих.
— Если говорить конкретно о Санкт-Петербурге, то, очевидно, сдерживающим фактором являются ограниченные производственные мощности — не все местные предприятия обладают необходимым оборудованием или технологиями для массового производства некоторых видов сувениров. Наконец, зарубежные производители зачастую предлагают более широкий ассортимент и современные решения, которые соответствуют трендам и потребностям рынка, — констатировала Линда Рыжих.
Подробнее о технологиях рассказала Алия Кешишьян: по её словам, российские фабрики уже активно закрывают потребности в производстве изделий из дерева, фарфора, кожи, бумаги — здесь удаётся не только конкурировать с зарубежными производителями, но и импортозамещать их. Однако есть отрасли, где решений пока нет.
— Всё, что касается пластика и недорогих промосувениров (магнитики, фигурки и пр.), то здесь с Китаем пока тягаться невозможно, так как за цену российского производства их вряд ли смогут покупать, — отметила эксперт.

Сам собой напрашивается вопрос: при такой ситуации как скажутся на рынке запреты и ограничения, если их всё же введут?
Болезненный переход
Локализация производства сувениров в Петербурге и появление стандартов оформления могут привести к повышению цен из-за роста себестоимости и сокращению ассортимента, особенно если стандарты будут жёсткими, указала Линда Рыжих.
— Есть ощущение, что переход от «китайских» сувениров к российским будет болезненным для всех игроков рынка. Поставщики и производители будут вынуждены оперативно поменять в закупках примерно всё, а покупатель в какой-то момент не найдёт привычных магнитиков на холодильник, зато найдет нечто новое, российского производства. Эти перемены однозначно скажутся на ценах, они вырастут, так как вся цепочка производства от сырья, оплаты труда мастеров и до самой полки магазина будет стоить дороже. Ассортимент также может сократиться из-за технической невозможности изготовить тот или иной сувенир, — согласилась с ней Ольга Лобач.
Однако не всё так плохо, возможны и положительные моменты — например, улучшение качества и аутентичности, отмечают эксперты: китайские и другие зарубежные сувениры часто не показывают качество, в случае местного производства это будет проще контролировать и соблюдать. Качество же, возможно, компенсирует рост стоимости продукции, а у местных производителей появится стимул закупать отсутствующие пока технологии и сосредотачиваться на уникальных, а не типичных изделиях, что повысит их привлекательность у туристов.
Есть вопрос и к тому, что именно подразумевать под локализацией. Видом сувенирной продукции много и для каждого из них ситуация своя.
— Если это касается не сувениров, а мерча города, то есть стандартных носителей (футболки, шоперы, блокноты и т. д.), но с дизайнерскими принтами, то нанесение принтов делать в России не проблема, пошив текстиля тоже довольно развит. Если город обеспечит регулярные заказы с большими тиражами, цена будет вполне конкурентоспособна, — уверена Алия Кешишьян.
Так что же, местные производители готовы заместить Китай на сувенирном рынке Петербурга?

Бизнес готов, но…
Эксперты разошлись во мнении, сможет ли местный бизнес заместить Китай и другие зарубежные поставки, если некие запреты будут приняты. Так, Ольга Лобач убеждена, что бизнес к этому давно готов, ему только нужно дать возможность.
— Город должен услышать бизнес, понять его потребности и возможности. Мы готовы создавать уникальные сувениры — те, которые будут вызывать эмоции, а не просто занимать место на полке. Сувенирная продукция из Петербурга — это уже звучит как бренд. Можно сделать множество уникальных продуктов, которые будут интересны покупателю. Конечно, это будет дороже, чем массовая продукция из Китая, но зато она будет хранить суть, отражать идею и символизм Петербурга, его дух, — указала эксперт.
Инициативу депутата Дмитрия Панова она назвала прекрасной, однако важно реализовать её на должном уровне и главное — не стандартизировать всё до такой степени, чтобы ассортимент утверждённых материалов и изображений стал скучным и скудным. Покупателю важно всё: качество, эстетика, идея, тренды, сезонность, уместность. Если сувенир этому не соответствует, его просто не купят.
Линда Рыжих указала, что готовность петербургского бизнеса к замещению зарубежных поставок зависит от нескольких факторов. Первый из них — это уже упомянутый дефицит производственных мощностей и квалифицированных кадров. Кроме того, важен доступ к финансированию и мерам государственной поддержки, ведь в текущих экономических условиях малые предприятия нуждаются в льготах, субсидиях и кредитах на расширение производства. И наконец, в-третьих, очень важен спрос — будут ли готовы туристы и жители города покупать сувениры местного производства по установленной цене.
— По поводу того, почему бизнес до сих пор не обеспечил полный охват рынка, можно сказать следующее. Начальные инвестиции в оборудование и технологии очень высоки, а процесс масштабирования производства для удовлетворения массового спроса достаточно сложен. Кроме того, можно наблюдать недостаточность маркетинговых усилий для продвижения локальных брендов и явную зависимость от сезонности спроса. Бум продаж сувениров всё-таки приходится на туристический сезон, — констатировала Линда Рыжих.
В итоге, по мнению эксперта, для успешной локализации производства важнее не запреты, а эффективное сочетание государственной поддержки и частных инвестиций, повышение осведомлённости покупателя о преимуществах местных сувениров — будет спрос и интерес, будет и стимул развивать производство.

Не запрещать, а стимулировать
Петербург далеко не первый в списке регионов, где стараются заместить или хотя бы поднимают проблему импортозамещения сувениров. Так, в некоторых субъектах России действуют программы стимулирования локального производства и ограничения на импорт для защиты местных производителей.
— К регионам с наиболее активными программами поддержки можно отнести Московскую область, Республику Татарстан, Нижегородскую область, Ярославскую область, а также Пермский край. Если говорить о международном опыте в этой сфере, то следует упомянуть такие страны, как Грузия, Южная Корея, Бразилия, — отметила Линда Рыжих.
Есть подобные программы, как ни странно, и в Петербурге — например, проект «Петербургский сувенир», муниципальная программа поддержки местных производителей. Однако, раз проблема засилья зарубежных товаров на сувенирном рынке всё ещё существует, их, по-видимому, недостаточно.
— Мы можем говорить о требованиях к закупкам товаров отечественного производства по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Но пока закупки регламентируются в формате приоритета, а не обязательств. Эти законы помогают развивать промышленность и малый бизнес, но полноценно смогут регулировать рынок только тогда, когда предложение местных товаров станет конкурентоспособно по ассортименту и цене. На горизонте лет пяти это произойдёт вряд ли, — указала Алия Кешишьян.
Ольга Лобач, в свою очередь, считает, что идея установить единые стандарты оформления — это хорошо, но важно не переборщить, иначе спрос на сувениры упадёт. Поэтому важнее не запреты, а стимулы для развития.
— Например, льготное кредитование для производителей сувениров, налоговые преференции, помощь в закупке современного оборудования. Петербургский бизнес давно готов к локализации производства — нужна только поддержка и чёткие правила игры, — резюмировала она.
И тогда на полках сувенирных магазинов будут появляться интересные вещи с «чисто питерским настроением» — например, вдохновлённый описанием петербургского ветра из гоголевской «Шинели» шарф. Вещи, которые хранят подлинный дух Петербурга, а не безликие китайские «поделки», одинаковые во всех городах страны.




