Водителей-мигрантов в такси Петербурга заменят женщины. ДТП станет больше?

На нехватку персонала с «пандемийных» годов жалуются во всех крупных отраслях экономики. Однако до недавних пор никто не фиксировал дефицита таксистов — из-за гибких условий труда и привлекательной оплаты. Охотно здесь трудились мигранты-мужчины. А женщины-россиянки воспринимали такую сферу деятельности больше как шанс подзаработать в высокие сезоны перед праздниками и в их разгар, а также во времена летнего туристического бума.
Весной этого года власти Северной столицы анонсировали планы запретить работать в такси по патентам иностранцам до конца 2025-го — изначально в качестве эксперимента. В конце июля инициативу оформили постановлением губернатора Петербурга Александра Беглова.
В ноябре стало известно, что мораторий хотят продлить и на 2026-й, а, возможно, даже и 2027-й.
При этом к 1 января агрегаторам и таксопаркам предстоит окончательно распрощаться с иностранцами-водителями, которые, исходя из логики документа, трудиться до этого момента ещё могут, но новых набирать нельзя.
Запрет на мигрантов пока не успел сильно сказаться на соотношении в отрасли мужчин и женщин. Но изменения могут дать эффект на более длительной дистанции, считают некоторые участники рынка. Представительниц женского пола становится больше и по другим причинам.
Ещё в 2024-м в Северной столице анонсировали запуск специального женского таксопарка GDel. Правда, с тех пор об этом проекте ничего не слышно, делятся собеседники.
Дело не только в мигрантах
Количество водительниц в такси выросло в городе на Неве в 2024 году на 11 % после открытия женского такспопарка, сообщали представители Яндекс Go. Для сравнения, в других регионах — только на 5 %. В 2023-м прирост составил 18 %.

Женщин действительно становится ощутимо больше, признают и в пресс-службе «Ситимобил» и «Таксовичкоф». По наблюдениям перевозчиков, тренд сформировался в последние годы, но сейчас он набирает обороты.
— Наблюдается устойчивый тренд к увеличению доли женщин среди водителей такси, в том числе за счёт оттока из сферы большого числа водителей, не готовых продолжать работу в рамках ужесточившегося законодательства, — поясняют там.
От себя поясним, что дело не только в запрете на мигрантов на городском уровне, но и в появлении с осени 2024-го ОСГОПа (страхование гражданской ответственности перевозчика), планов по введению локализации с марта 2026-го машин в отрасли и так далее.
Женщин-водителей действительно становится больше в количественном выражении, но их доля среди всех, сотрудничающих с сервисом, практически не меняется, уточняет руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
— Сейчас в Петербурге водительниц всего 3 %. Запрет на работу иностранных граждан в такси действует не так давно и не успел серьёзно повлиять на соотношение мужчин и женщин среди водителей. Возможно, изменения можно будет увидеть на более длинной дистанции, — отмечает он.
Больше доверяют, если речь идёт о детях
Работать таксистами и женщины, и мужчины любят в период высокого спроса: перед праздниками, особенно, Новым годом, в летний туристический сезон, в часы пик, когда все едут на работу, либо возвращаются из офисов. Однако часто представительницы слабого пола всё же выбирают время, когда дети находятся в школе или детском саду.
Никаких особых условий труда в сфере, требований и ограничений к женщинам в федеральном законодательстве не предусмотрено.
— Да, безусловно, спрос на женщин-водителей существует и растёт. Многие пассажиры, особенно женщины с детьми, чувствуют себя более комфортно и безопасно, когда за рулём тоже сидит женщина, — подчеркивают в пресс-службе «Ситимобил» и «Таксовичкоф».
Павел Стенников и здесь готов поддержать коллег.
— Женщинам бывает комфортнее ехать с водителем своего пола. Особенно, если поездка проходит в позднее время или по незнакомому маршруту. Если нужно отправить ребёнка, многие тоже предпочитают, чтобы за рулём была женщина, — констатирует он.

Работу женщин-водителей часто обсуждают в специальных чатах в социальных сетях и мессенджерах.
— Да, я мужиков периодически ввожу, они говорят, вот, ну, было бы для женщин такси, вот года 2 везла мужчину, он говорит, я бы своих жену и детей с удовольствием бы отправлял с девчонками. Ну и так садятся периодически. Очень часто пассажиры, которые говорят, о, прикольно, девушка за рулём. Типа, классно, что девушка. Короче, ну многим нравится, что к ним приезжают женщины-водители, — пишет один из пользователей (орфография и пунктуация соблюдены авторские здесь и дальше — прим. редакции).
И правильно доверяют?
Оптимистичный взгляд на женский труд водителем такси, разделяют, впрочем, далеко не все. Часто пассажиры направляют перевозчикам жалобы на качество полученных услуг, и не всегда справедливые.
— Я более 30 лет за рулём, какой тридцати — тридцати пяти, наверное, даже и меня тоже задолбали вот эти вот жалобы и вот эти вот предупреждения, я самый аккуратный водитель, тем более если, дай бог, женщина с ребёнком или пожилой человек, я не гоняю, опыты у меня достаточно 25 лет водила сначала на механике теперь последние восемь лет вот на автомате, — делится в том же чате интернет-пользовательница Татьяна.
Ещё одна водительница уточнила, что довольно часто недоверие и претензии к вождению возникают со стороны пожилых женщин-пассажиров.
Между тем, участники рынка и страховщики констатируют: представительницы прекрасного пола чаще попадают в аварии и ДТП. Но зато их последствия менее тяжёлые, чем у водителей-мужчин.
Так, по данным пресс-службы «Ренессанс страхование», если по КАСКО в среднем среди мужчин частота ДТП составляет 24,9 % (то есть в аварию попадёт примерно один застрахованный водитель-мужчина из четырёх), то для женщин этот показатель вырастает до 27,8 %.
— При этом средний убыток у мужчин оценивается в 186 тыс. рублей против 164 тыс. у женщин. Если говорить о совсем тяжёлых ДТП, после которых автомобиль не подлежит восстановлению (тотальные повреждения), то у мужчин частота таких аварий на 12 % выше, — отмечают там.

По словам начальника отдела андеррайтинга по каско СК «МАКС» Станислава Сергеева, в компании входные условия страхования по ОСАГО и КАСКО для водителей мужчин и для водителей женщин одинаковы. Стоимость зависит от возраста, стажа и истории страховых случаев водителя.
— При этом, действительно, крупные тотальные убытки чаще случаются с водителями-мужчинами, — подтверждает собеседник 78.ru.
Готовы эксперты объяснить отчасти и то, почему так трудно получить данные о соотношении мужчин и женщин-водителей в сфере такси. Дело в том, что для тех же страховщиков корпоративные автопарки крайне редко прописывают в полисе поименованный перечень водителей. Обычно устанавливается минимальный возраст и стаж, и на этом всё. То есть, например, пишут «водитель старше 25 лет, опыт вождения — 3 года».
Разбирательства с доскональным изучением личности начинаются, когда человек попадает в ДТП.
До Москвы пока далеко
Примечательно, что до 2021 года женщинам было запрещено работать машинистами электропоездов в подземке. Теперь же в Москве водят составы около сотни представительниц прекрасного пола.
Как рассказали в ГУП «Петербургский метрополитен», женщин-машинисток электропоездов в Петербурге — 16. Ещё 16 проходят обучение. На сайте HH.ru в вакансии от предприятия указана зарплата в размере от 95 тыс. до 181 тыс. рублей.
Больше всего дам трудятся водителями в СПб ГУП «Горэлектротранс». На пассажирском подвижном составе (трамваи и троллейбусы) работают 1273 женщины. Водителям и ученикам трамвая и троллейбуса готовы платить 150–170 тыс. рублей.
В «Пассажиравтотрансе» автобусы водят 179 представительниц прекрасного пола. На сайте городского перевозчика в вакансиях без разделения по гендеру предлагают зарплату до 180 тыс. рублей.
Между тем, на днях стало известно, что перечень профессий, доступных для женщин, планируется расширить. Как предполагается, произойдёт это в 2027-м. Одной из отраслей, где это должно произойти, пока в общем, без конкретики, называется транспорт.




