Читает Коран, не любит Питер, но обожает котов: удивительные факты о Михаиле Пиотровском

Михаил Борисович Пиотровский — уникальная фигура, и не только в мировом музейном сообществе: с Государственным Эрмитажем он связан практически с рождения. Сын легендарного археолога и директора Эрмитажа Бориса Пиотровского, он не просто унаследовал пост отца, но и продолжил династию хранителей величайшего музея России.
О биографии и достижениях Михаила Борисовича написаны сотни статей: именно он совершил смелый шаг, впервые публично объявив о хранящихся в запасниках Эрмитажа бесценных картинах, вывезенных из Германии во время Второй мировой. Именно он в самые трудные постсоветские годы взял на себя ответственность за музей с мизерным бюджетом и превратил его в по‑настоящему современный мировой центр культуры. Именно при нём восточное крыло Главного штаба получило новую жизнь, открылись обновлённые залы XIX–XX веков, заработали инновационные хранилища и библиотека, а Эрмитаж перестал быть только «храмом шедевров» и научился разговаривать с публикой языком современного искусства и больших международных проектов.
Но за всеми этими должностями, регалиями и достижениями скрывается живой человек со своими привычками, привязанностями и маленькими слабостями. Попробуем посмотреть на Михаила Пиотровского не как на «императора Эрмитажа», а как на обычного петербуржца, и раскроем самые неожиданные и малоизвестные факты его биографии.
Интересные факты о Михаиле Пиотровском
1. В детстве стучал в Эрмитаже на барабанах
Эрмитаж был первым местом, которое посетил маленький Михаил: ещё малышом его привели в Арсенал и даже разрешили поиграть на барабанах. А одним из самых ярких детских впечатлений будущего директора Эрмитажа стали знаменитые Часы «Павлин» — шедевр XVIII века с механическими фигурами павлина, петуха и совы.
2. Дом в Ереване и собственная планета в космосе
В столице Армении невероятно чтят память об отце Михаила Борисовича. На одном из ереванских домов до сих пор висит мемориальная доска, гласящая, что в нём жил знаменитый археолог Борис Борисович Пиотровский.
А в 1997 году в честь отца и сына, Бориса Борисовича и Михаила Борисовича, одной из малых планет было присвоено имя «Пиотровский».

3. «На 100 % Джанполадян и на 100 % Пиотровский»
Михаил Пиотровский гордится своим армянским происхождением по материнской линии и никогда не скрывает своей двойственной идентичности. Его мать, археолог-востоковед Рипсимэ Джанполадян, происходила из знатного армянского рода. Директор Эрмитажа признаётся:
— Я могу ощущать себя и в культуре европейской, и в культуре арабо-мусульманской. Это великое богатство. Во-первых, ты понимаешь всех на свете. Потом ты можешь в какие-то моменты то в той культуре быть, то в этой. Вот это и есть удовольствие.
К слову, Михаил Пиотровский, как настоящий востоковед, обожает холодное оружие: в прежние времена он даже постоянно носил при себе джамбию — традиционный йеменский нож с загнутыми ножнами. Впрочем, позже с аксессуаром всё же пришлось расстаться.
— Когда мы привозили из Йемена ещё в прежние времена эти джамбии, то обязательно получали справку, что это часть национальной одежды йеменцев и везётся поэтому для передачи в музей. Действительно, я джамбию свою в музей отдал, — рассказывал руководитель Эрмитажа.
4. Главный поклонник эрмитажных котов
Михаил Пиотровский — страстный кошатник и считает музейных котов неотъемлемой частью истории Эрмитажа. По его словам, «коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть». Директор лично участвует в судьбе пушистых хранителей подвалов: установил лимит в 50 котов и регулярно помогает пристраивать «излишки» в хорошие руки на акциях «Хочу домой!». Благодаря Пиотровскому эрмитажные коты даже стали международной достопримечательностью: в марте 2016 года они вошли в список мест, которые необходимо увидеть по версии британского издания Telegraph. С 2011 года в Эрмитаже ежегодно проводится День эрмитажного кота, на котором лучшие детские рисунки с изображением котов выставляются на мольбертах в музее.
— В Эрмитажных котах самое главное — это душа, своя особенная душа Петербурга… Это не порода, а особый род — Эрмитажные коты, — уверяет Пиотровский.

Но при этом учёный не скрывает: коты — это ещё и очень важный маркетинговый инструмент:
— Он привлекает людей, и с его помощью мы рассказываем об очень человечески важных вещах.
К слову, Михаил Пиотровский — покровитель не только эрмитажных котов: он ещё и активный адвокат кошачьих прав по всему миру. В 2018 году он официально пригласил в Эрмитаж двух японских котов, которые годами пытались попасть в художественный музей Ономити в Хиросиме, но их не пускала охрана: по словам Михаила Борисовича, «в музей надо пускать всех, кто соблюдает правила». В Японии котов оставили талисманами у входа, а вот в петербургском музее, пообещал директор, пушистым «посетителям» двери всегда открыты.
5. Видит сны на арабском языке
Директор главного музея Петербурга несколько десятилетий изучал арабскую письменность, преподавал историю Йемена и участвовал в раскопках на территории Кавказа и Центральной Азии. Поэтому неудивительно, что он свободно владеет арабским языком, причём со всеми его диалектами. Кроме того, Пиотровский никогда не скрывал, что время от времени обращается к Корану:
— Я арабист, у меня есть несколько книг о Коране. Я читаю его достаточно регулярно.
Супруга Михаила Борисовича Ирина однажды поделилась необычной деталью: её муж регулярно видит сны... на арабском. Сам учёный никогда не скрывал глубокой любви ко всему восточному, это проявляется даже в его гардеробе: например, он обожает носить шарфы и не снимает их даже на даче. Эта особенность стала своеобразной визитной карточкой директора.
6. Единственная любовь на всю жизнь
Михаил Пиотровский последовал примеру своих родителей-археологов, которые прожили долгую и гармоничную жизнь. Его единственной и любимой женой стала Ирина Леонидовна, выпускница факультета международных экономических отношений Московского финансово-экономического института, кандидат экономических наук.
Ирина Пиотровская — яркая личность, работает экономистом в модном доме Татьяны Парфёновой и регулярно сопровождает мужа на статусных мероприятиях по всему миру. Безупречный стиль и чувство вкуса Ирины Леонидовны снискали ей репутацию законодательницы мод обеих столиц.

7. Считает своих сотрудников «ненормальными»
Пиотровский как-то обмолвился, что все сотрудники Эрмитажа — «немножко ненормальные» люди. Но это вовсе не оскорбление, а совсем наоборот, жест уважения и почтения.
Михаил Борисович объясняет:
— Каждый человек, работающий в Эрмитаже, понимает, что есть Эрмитаж и он, все мы — букашки по сравнению с музеем, и мы должны на него работать, потому что он выше нас.
На вопрос о модели управления директор отвечает парадоксально:
— Я ничем не управляю. Эрмитаж управляет собой сам.
При этом Пиотровского порой стесняет необходимость быть публичной фигурой.
— Я вообще чувствую, что я слишком много интервью даю, — пошутил как-то учёный.
8. На его даче отдыхала сама Ахматова
Отдыхать от музейных хлопот директор Эрмитажа предпочитает на старинной даче в Комарово, где в прежние годы нередко бывали Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, братья Стругацкие и другие известные люди. Летом Михаил Пиотровский старается по возможности гулять по лесу, хотя больше всего любит просто «сидеть у окна и смотреть на лужайку».
— Это совсем другое дело, чем смотреть на гобелен в кабинете Эрмитажа, — признаётся учёный. — Тут на участке растёт черника. Сюда Борис (сын Михаила Пиотровского, вице-губернатор Петербурга — прим. ред.) чаще приезжает. Встречаемся поздними вечерами, разъезжаемся. В городе всё-таки не та красота встреч, а на даче возможно торжество возвращения: открываются ворота, и в воротах — человек.

9. Терпеть не может слово «Питер»
В отличие от многих, Михаил Борисович никогда не противопоставляет Санкт-Петербург Москве. Более того, он говорит, что «Петербург — это Москва, просто немного изменённая». При этом Пиотровский категоричен в отношении просторечного названия Санкт-Петербурга — Питер.
— Я не переношу это слово. Потому что оно неинтеллигентное. Оно всегда употреблялось как простонародное. Потом стало употребляться как литературное. Потом опять вернуло себе простонародный оттенок. А теперь даже приличные люди говорят «Питер»...
По словам директора Эрмитажа, это вовсе не лингвистическая придирка, а вопрос сохранения интеллигентности, которая, по его мнению, «кое-где ещё остается. И прежде всего в Петербурге».
10. «Приходите в Эрмитаж в утробе матери»
Михаил Пиотровский убеждён, что знакомство с искусством должно начинаться ещё до рождения. Он активно призывает беременных женщин посещать музей: говорит, что это положительно влияет как на будущих мам, так и на их детей.
— В Эрмитаж надо приходить в утробе матери. Беременные женщины должны приходить в Эрмитаж, тогда у них и роды будут хорошие, и дети будут хорошие, — заявил директор музея.
По мнению учёного, встреча с культурной средой создаёт положительный настрой, который передаётся будущим детям. А в ответ на жалобы некоторых посетителей на шум директор парирует: посещение музея детьми — это вклад в будущее поколение ценителей искусства.
11. «Оккупировали Эрмитаж на целый век»
Время от времени в адрес Пиотровских звучат обвинения в семейственности и кумовстве: мол, «оккупировали Эрмитаж на целый век»! И некоторые основания у хейтеров есть: случай, когда сын занял место отца во главе такого учреждения, как Эрмитаж, абсолютно уникален в истории российской культуры.
Сам Михаил Борисович к нападкам относится спокойно, терпеливо объясняя:
— В Эрмитаже тема преемственности поколений очень важна для всех. В Эрмитаже работают люди, которые в нём встретились и поженились. Работают родители вместе с детьми, работают дети после родителей... Поэтому Эрмитаж и является семьёй. Сложной, но семьёй.

В последние годы в Петербурге муссируются слухи о возможном уходе Михаила Пиотровского на пенсию. Да и сам руководитель музея буквально год назад непрозрачно намекал, что у него «готовится смена караула». Однако в сентябре 2025 года стало известно, что Михаила Борисовича вновь переназначили на должность генерального директора Государственного Эрмитажа на пятилетний срок.




