Пересадка длиной в пять лет: станция метро «Путиловская» готовится к запуску

«Путиловская» готова, когда же открытие
Открытия пересадочной станции «Путиловская» ждут в декабре 2025-го, хотя точные даты до сих пор не названы. Некоторые горожане опасаются, что повторится прошлогодняя история. Тогда до самого последнего момента в Смольном утверждали, что все работы идут по графику и запуск состоится вовремя. А потом сроки сдвинули на лето 2025 года, затем на осень, ну а теперь поговаривают о техническом старте – работы метростроевцы полностью завершат, но начало пассажирских перевозок отложат на первый квартал следующего года.
Надежда ещё есть. «Путиловская» действительно готова почти на 100%. Отделка вестибюля и кассового зала практически завершены, четыре эскалатора установлены, раздвижные двери на перроне работают отлично, а первый технический состав опробовал здешние пути ещё в конце октября.
К слову, город для новой Красносельско-Калининской линии уже закупил поезда. Первый «Балтиец» в коричневом исполнении был доставлен в июле, а всего до конца года поступит пять составов.
В качестве финальных аккордов в кассовом зале смонтировали декоративные панно и даже сделали влажную уборку в туннелях и на платформе. Причём путевые стены и шпалы моли вручную.

Внешне станция тоже выглядит вполне законченно: фасад облицован жёлтым фибробетоном, входные колонны — чёрным натуральным камнем, рядом уложен свежий газон с хвойными кустарниками. Что же касается перехода на «Кировский завод», то о степени его готовности информации мало.
— Продолжается архитектурное обустройство, — сообщил губернатор Александр Беглов в своём последнем радиообращении.
Однако именно без пересадочного узла открытие не состоится. Без связи с общей системой движения метро отрезок длинною в 2,5 километра просто не имеет смысла.
Пересадка с коричневой ветки на красную: главное
Наземный вестибюль «Путиловской» выходит на улицу Васи Алексеева, и со станцией «Кировский завод» их разделяет буквально 300 метров. Но предположить, что люди будут доезжать сюда с соседней «Юго-Западной» и «по земле» пересаживаться на красную ветку, просто невозможно. Разве что новым участком могли бы пользоваться те, кто работает на территории Кировского завода, да покупатели больших торговых комплексов «Форум» и «Румба», которые занимают всю противоположную сторону улицы.
Значение «Путиловской» именно в том, что это пересадочный узел. Он соединит с центром один из самых густонаселенных районов города — Красносельский. Так уж сложились обстоятельства, что до сих пор на его территории не проложили не одной станции метро, и юго-запад города буквально задыхается в пробках.
Кроме того, коричневая ветка поможет разгрузить Кировско-Выборгскую линию. Сейчас жители сразу нескольких южных районов, включая Стрельну, Петергоф и Красное Село, вынуждены пользоваться «Проспектом Ветеранов», «Ленинским» и «Автово». В результате все три станции работают на пределе пропускной способности, а пересадка на «Технологическом институте» считается наиболее напряжённой, особенно в часы пик.

Планы по строительству коричневой ветки метро
В будущем новая ветка обеспечит связь между всеми линиями и кардинально изменит схему движения подземки. Но случится это после того, как будут реализованы следующие этапы — от «Путиловской» до «Каретной» с пересадкой на «Обводный канал» и дальше — до «Площади Восстания», к Смольному и в направлении Пискарёвки. Но, судя по темпам прокладки туннелей в Северной столицы, ждать придётся долго.
Сейчас только-только начинается прохождение участка до «Каретной» — разрешение выдали лишь в октябре. Его длина составит примерно 7 километров, и по пути заложено три станции — «Броневая», «Заставская» (с пересадкой на синюю линию) и «Боровая». В схеме развития метрополитена ориентировочный срок открытия отнесён на 2030 год.
И здесь можно с уверенностью сказать, что работать будут с максимальной скоростью, ведь следующая остановка — «Лиговский-2». Он станет выходом к вокзалу скоростной железной дороги Москва – Петербург – мегапроекту федерального значения. К старту движения по ВСМ дотянуть коричневую ветку не успевают — к этому времени обещали оборудовать только дополнительный выход к уже существующей станции. Сроки явно постараются не срывать.
Когда появятся остальные станции Красносельско-Калининской линии прогнозировать сложно, поскольку не завершён даже этап проектирования.
Ну а пока к запуску готовится коротенький отрезок «Юго-Западная» — «Путиловская». По сути, его единственной задачей станет подвоз пассажиров к первой ветке метро и частичная разгрузка «Проспекта Ветеранов» и «Ленинского». Именно поэтому было принято решение сдавать участок единым комплексом вместе с переходом на «Кировский завод». Хотя, когда проектирование пересадочного узла окончательно зашло в тупик, в Смольном предлагали пустить поезда хотя бы между двумя станциями, как когда-то курсировали составы от «Площади Мужества» до «Девяткино».

История проекта «Путиловской»
Изначально проект участка от «Юго–Западной» до «Путиловской» разрабатывал местный институт «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ). Его успешно утвердили в далёком 2014 году и положили в долгий ящик. Появились другие приоритетные задачи – срочно прокладывать туннели до «Зенита» и «Беговой» — приближался Чемпионат мира по футболу. Когда вернулись к коричневой линии, решили, что документация устарела, и объявили в 2019 году ещё один конкурс.
На этот раз победила московская компания «Метрогипротранс». Она подошла к делу со столичным размахом. Шестигранник со стеклянным куполом для входа на «Юго-Западную», компактный вестибюль «Путиловской» в духе сталинской застройки, зато с лифтами и новой планировкой пересадочного узла. Вот на этом моменте концепт и затормозили.
Обновлённый вариант перехода передвинули с торца перронного зала «Кировского завода» в самый в центр. В результате он получился слишком длинным, с несколькими поворотами, спусками и подъёмами. К тому же такая конфигурация оказалась небезопасной и требовала укрепления стен действующей станции и значительного, до 80%, изменения её архитектуры. А между тем, это признанный памятник культурного наследия и находится под защитой КГИОП. Под угрозой оказался и соседний ДК имени Газа, который также получил статус памятника.
Проект меняли и дорабатывали ещё несколько раз, но экспертизу он так и не прошёл. Уже в 2023 году решили вернуться к старому плану. Привлекли специалистов ЛМГТ, те скомпилировали свои прежние идеи с актуальными чертежами. Вспомнили о камере, которую метростроители ещё в 1955 году закладывали для возможного дополнительного выхода. Положительное заключение в конце концов было получено. Но обещания сдать в эксплуатацию весь участок в конце 2024 года уже тогда выглядели слишком оптимистично.
Этюд в черно-серых тонах: как выглядит «Путиловская»
Тем не менее, сама станция «Путиловская» уже обрела окончательный вид. Недавно её интерьеры продемонстрировали прессе, когда презентовали декоративные панно, смонтированные в кассовом зале над порталом эскалаторного спуска.

Изображения яркие и очень абстрактные, но с аллюзией на историю Кировского завода, который до 1922 года носил имя Николая Путилова. Художники вдохновлялись производственными мотивами и постарались символически отразить разные направления деятельности предприятия — машиностроение, чугунное и художественное литьё.
«Эмоциональную часть композиции создают цветовое решение и напряжеёный центр — символ вечного двигателя как воображаемый механизм, создающий и объединяющий историю прошлого и настоящего», — сообщает нам пресс-релиз.
В целом, дизайн выдержан в индустриальном стиле. Панно собраны из алюминиевых панелей с печатью, а подвесные потолки — из алюминиевых реек, которые формируют объёмные «кубы». Подземный зал украшен арками из нержавеющей стали со светодиодными светильниками, что должно создавать образ динамичного транспортного сооружения. Стены облицованы сотовыми панелями серых и чёрных тонов. Словом, все строго, элегантно и весьма современно.
А вот снаружи вестибюль «Путиловской» сохранил отзвуки советской классики. К этому располагает общий архитектурный стиль района. Основной фасад — невысокое здание охристо-жёлтого цвета с галереей двойных колонн-пилонов и большими витражными окнами. Конечно, по сравнению с соседним «Кировским заводом» новая станция смотрится более чем скромно.
Однако очень символично, что движение по первой ветке стартовало ровно 70 лет назад, в ноябре 1955-го. Тогда открыли большой участок – от «Автово» до «Площади Восстания» и оформлен он был в духе помпезного сталинского ампира. Сейчас на очереди — совсем небольшой участок, который должен лишь дополнить самую старую Кировско-Выборгскую линию. Но будет приятно, если случится это в юбилейный год.




