«Мы даже не целовались»: как Нина Гребешкова прожила 40 лет с Гайдаем, который её унижал

За свою долгую карьеру Нина Гребешкова сыграла более 80 ролей в кино. Но настоящую славу ей принесли именно те самые короткие появления в легендарных комедиях мужа, которые зрители цитируют до сих пор.

Супругу в своих фильмах Гайдай действительно снимал часто, но только в маленьких, второстепенных ролях. Многие считали, что режиссёр недооценивает талант жены, но на самом деле он просто считал неприличным «продвигать» родственников.
— Лёня был очень скромным человеком. Как председатель тарификационной комиссии вычеркнул мою фамилию из списка артистов — претендентов на звания. Так что никаких званий я не получила, — с долей сожаления вспоминала Нина Павловна.
Психиатр с двумя словами: «большая роль» от Гайдая
В некоторых картинах Нина Гребешкова и вовсе появилась случайно. Например, на съёмки «Кавказской пленницы» она поехала только для того, чтобы готовить мужу, страдавшему язвой желудка, диетическую еду — ради этого она даже отказалась от съёмок у другого режиссёра. Коллеги, узнав об этом, пристыдили Леонида Иовича, и он в благодарность жене впервые в жизни придумал для неё роль, которой не было в сценарии.

Гребешкова позже с иронией вспоминала, как обрадовалась, узнав, что муж даёт ей «большую роль». Но оказалось, речь шла о враче-психиатре в «Кавказской пленнице», у которой было всего несколько реплик: «А где у нас прокурор?» — «В шестой палате, где раньше Наполеон был!»
— Ну, думаю, ничего себе «большая»! Но я не обижалась, — признавалась актриса.
И действительно, крохотная роль медсестры в психиатрической больнице принесла ей массовую популярность, а немногочисленные фразы её героини разошлись на цитаты.
«Бриллиантовая рука»: не хотела играть «ходячую мораль»
Когда Гайдай предложил Нине сыграть жену Горбункова в «Бриллиантовой руке», актриса прочитала сценарий и наотрез отказалась.
— Ну что мне здесь играть? — недоумевала она.
Персонаж Надежды Ивановны Горбунковой показался ей скучным и пресным: «Какая-то она правильная — просто ходячая мораль».

Но режиссёр парировал мгновенно: «Именно такой и должна быть нормальная жена». И Нина согласилась — правда, с условием, что сможет доработать образ. Именно она предложила ключевую деталь для одной из самых смешных сцен фильма. По сценарию Семён Семёныч должен был проснуться от упавшей со стены картины, но эпизод никак не получался. Тогда Гребешкова исходила из простой житейской логики:
— Он каждое утро встаёт по будильнику — значит, может среагировать на этот сигнал!
Сценаристы и режиссёр приняли идею, и сцена вошла в историю советского кинематографа.
Сама актриса потом вспоминала об этой работе без особенного пафоса:
— Я вообще-то драматическая актриса, не комедийная. И отлично понимала, что не могу привнести ему в кадр что-то, равноценное его задумкам.
Но зрители с ней категорически не согласны — роль Нади Горбунковой до сих пор считается самой культовой работой Нины Павловны.
«Никакая я вам не матушка!»: как Гребешкова стала «Мусиком»
Одной из самых запоминающихся работ стала роль Мусик — жены инженера Брунса, она же царица Тамара — в гайдаевских «12 стульях». Гребешкова создала яркий сатирический образ экзальтированной дамочки, которая то сурово приказывает псу «проводить» отца Фёдора со двора, то приглашает соседа на наливочку и партию в «шестьдесят шесть».
— Никакая я вам не матушка! Что вам угодно? Я царица Тамара. В моём царстве, пожалуйста, не становитесь ни на какие колени! — эти строки стали хрестоматийными благодаря таланту актрисы.
«Не может быть!» и другие работы
В комедии «Не может быть!» (1976), которая стала одним из лидеров проката, Нина также снялась во второстепенной роли. Интересно, что именно по её инициативе Гайдай снял легендарную картину «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам романа Булгакова — правда, сама Гребешкова в этом фильме не появилась.
Актриса много снималась и у других режиссёров: работала с Георгием Данелией, Станиславом Ростоцким, Николаем Лебедевым. На её счету роли в фильмах «Доживём до понедельника», «Дни хирурга Мишкина», «Спортлото-82», «На Дерибасовской хорошая погода...».
Впрочем, для большинства киноманов она так и осталась в первую очередь женой Гайдая. Да она и не обижалась — ведь она сама выбрала свою непростую судьбу ещё на первом курсе театрального.
«Чувствовала его кожей»: как начался роман с хромым Гайдаем
Со знаменитым режиссёром Леонидом Гайдаем Нина Гребешкова встретилась, когда ей было всего 17. Гайдай был откровенно некрасив, но зато уже успел прославиться, к тому же его все безмерно уважали за тяжёлое ранение в ногу, полученное на фронте. Юная студентка сразу поняла, что у этого парня большое будущее.
— Такой серьёзный, высокий, худой, в очках, — описывала она первую встречу с суженым. — К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошёл войну...
Первая красавица курса, которая ни разу не целовалась

К слову, у самой Нины тогда поклонников было не счесть: за ней ухаживала добрая половина курса, в том числе тот самый Владимир Иванов, который сыграл Олега Кошевого в «Молодой гвардии». Были и более романтичные знакомства: долгое время Нину добивался красавец-лётчик. Но у Гребешковой уже тогда были твёрдые моральные принципы — до романа с Гайдаем она даже ни разу не целовалась. Впрочем, и отношения с Леонидом девушка долго воспринимала как обычную дружбу, а о замужестве уж точно не думала. Тем сильнее было её удивление, когда ухажёр неожиданно предложил ей руку и сердце, причём без всякой романтики:
— Когда мы прощались, просто чмокались в щёку. Никаких взрослых поцелуев. И вот в один прекрасный день мой кавалер вдруг заявляет: «Что же это мы всё ходим, ходим — давай поженимся».
Гребешкова была так озадачена, что решила отшутиться: мол, какая же из нас пара — ты такой длинный, а я такая маленькая (рост Нины Павловны был всего 155 см, Гайдай был почти на 30 см выше). Но режиссёр не растерялся — заявил, что готов всю жизнь носить девушку на руках. Она пожала плечами и согласилась. А спустя пару дней, осенью 1953 года, состоялась их скромная свадьба.
Из романтика в тирана: после свадьбы Гайдая как подменили
Увы, вскоре после женитьбы Гайдая словно подменили: из обходительного и смешливого молодого человека он быстро превратился в серьёзного и замкнутого мэтра, к тому же ещё с задатками домашнего тирана.
Обещания «носить супругу на руках» были немедленно забыты: все бытовые хлопоты свалились на хрупкие плечи Нины. Ей пришлось не только кормить и обстирывать Леонида, но и самой делать ремонт и даже чинить машину: сам Гайдай в плане быта был абсолютно беспомощен. Коллеги порой шутили, что Леониду Иовичу проще написать сценарий, чем вбить гвоздь.
Однако Нина Павловна не жаловалась — она просто делала всё, чтобы обеспечить мужу комфортные условия для творчества. Фактически она принесла в жертву собственную актёрскую карьеру ради карьеры мужа, не раз отказывалась от интересных ролей, и всё ради того, чтобы любимому Лёнечке было хорошо, чтобы он ни в чём не нуждался.
Помогала мужу выбирать очередную «красотку»
Сам Гайдай тем временем не отказывал себе в удовольствии пофлиртовать с красивыми дамами, а в свои фильмы приглашал только признанных красавиц. Жене он объяснял, что любуется ими как произведениями искусства, однако время от времени недоброжелатели сообщали ей об интрижках мужа. Нину Павловну это, скорее всего, ранило, но она упорно делала вид, что ей абсолютно всё равно. Более того, не раз она даже сама незаметно подходила к эффектным актрисам на приёмах и советовала им пригласить её супруга на танец.
Гайдай очень ценил лояльность супруги и даже советовался с ней, выбирая очередную «пассию»: например, раскладывал перед женой фотографии актрис и спрашивал, кого из них выбрать на роль. Нина, не моргнув глазом, уточняла: «Ты можешь её полюбить?»
— Если режиссёр снимает артистку и не любит её, она будет плохо играть, не будет смотреться в кадре. Тебе нужна актриса, которой ты будешь восторгаться, — как будто успокаивала она совесть супруга-ловеласа.
«Нинок, ты понимаешь, что ты некрасивая?»
Она отлично знала, что муж её считает некрасивой. Он и сам не раз говорил: «Нинок, ты понимаешь, что ты некрасивая?»
Она лишь отшучивалась, мол, зачем тогда женился? А Леонид Ивович на полном серьёзе отвечал:
— У тебя столько других достоинств!
А между тем коллеги и однокурсники Нины Павловны утверждают, что в юности Нина была чудо как хороша: миниатюрная блондинка с очаровательной белоснежной улыбкой и сияющими глазами считалась одной из самых привлекательных девушек на курсе. Неужели Гайдай этого не видел? Скорее всего, прекрасно видел и осознавал, поэтому, страшась потерять такое сокровище, старался внушить ей, что она хуже других.

Недаром же Гайдай, несмотря на то что сам не стеснялся влюбляться в других женщин, супругу свою ревновал страшно.
— Лёня оказался очень ревнивым. Я это чувствовала, — вспоминала много лет спустя Нина Гребешкова. — Я говорливая, а он молчун, всегда слушал. И если видел, что у кого-то ко мне явный интерес, то молча переживал.
Изменял ли Гайдай: версия вдовы
Доходило ли дело до реальных измен со стороны режиссёра, история умалчивает. Время от времени та или иная актриса делится сенсационными признаниями о том, как Гайдай, к примеру, зажал её в гримёрке или отпускал сальные намёки. Но Нина Гребешкова категорично отметала все домыслы — по её словам, муж был честным и порядочным во всех отношениях, а о реальных изменах ей ничего не известно.
— Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно, — уверяла Нина Павловна. — И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезнёвой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему всё разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю...
«Нина, я без тебя пропаду!»
Правда, кое о чём Нина Гребешкова всё же старалась не вспоминать. Однажды в их счастливом браке пошла трещина.
Гайдай беззастенчиво пользовался жертвенностью супруги, а иногда и вовсе вёл себя откровенно хамски. Однажды супруги шли по улице, на которой шёл ремонт, вся дорога была изрыта ямами и колдобинами. Но когда Нина попросила мужа подать ей руку, Гайдай лишь язвительно рассмеялся: «Может, тебя еще и на руках понести?» Это просто добило Нину Павловну: она вспомнила, что именно это муж обещал ей делать, когда звал замуж. Она не выдержала и разрыдалась.
Это стало последней каплей. После 10 лет совместной жизни Гребешкова решила уйти от мужа, устав терпеть его придирки и недвусмысленные взгляды «на сторону». Когда режиссёр осознал, что та единственная, которая всё ему прощала и была для него надёжным тылом, готова покинуть его, он не стал устраивать сцен и истерик, а просто тихо сказал:
— Нина, я без тебя пропаду!
Эта фраза резанула актрису по сердцу словно ножом. Она не смогла закрыть за собой дверь и бросить своего талантливого, но совершенно не приспособленного к жизни мужа, и осталась с ним до конца дней.
Дочь, которую муж не хотел
Детей постановщик категорически не хотел, он вообще считал, что главное в жизни — работа, а всё остальное лишь отвлекает от важных задач. Но когда в 1957-м у пары появилась дочь Оксана, Гайдая как подменили: в девочке и наследнице он души не чаял.

Оксана Гайдай актрисой не стала: выучилась на экономиста, долго работала в банке, а ещё участвует в работе онлайн-музея, посвящённого отцу. Дочь Оксаны тоже выбрала экономическую специальность и также работает в банке.
40 лет рядом: друг, мама и служанка
Нина Гребешкова прожила со своим капризным, но талантливым мужем 40 лет. Все эти годы она была для него лучшим другом, мамой и служанкой одновременно. Зная о его слабом здоровье, она ездила на все его съёмки, лично готовила еду, следила чтобы он принял лекарства, готовила костюмы. Она знала: без неё Гайдай пропадёт.

Но уберечь всё равно не смогла: в 1993 году, в возрасте 70 лет Леонид Иович серьёзно заболел: врачи диагностировали отёк легкого. 9 ноября 1993-го режиссёр умер на руках у жены. Первое время после похорон Нина Павловна не знала, как жить дальше. В интервью она признавалась:
— Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Лёня не снится мне и не зовёт с собой. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нём. Знаете, я перематываю в памяти всё, что между нами было, и удивляюсь — как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой!
«Нинок, я перед тобой виноват»: последнее признание Гайдая
К слову, незадолго до смерти Гайдай сделал невероятное признание:
— Нинок, я перед тобой виноват.
Как потом вспоминала Гребешкова, услышав эти слова, она потеряла почву под ногами — подумала, что он будет каяться в изменах. Но он имел в виду другое: режиссёра мучили угрызения совести, что он так и не снял жену в главной роли.

Спустя 20 лет после смерти супруга Нина Павловна призналась — она в какой-то степени рада, что он первым ушёл из жизни.
— Если было бы наоборот, он бы не справился. Для меня он не умер, а просто вышел на минутку, — пояснила звезда «Бриллиантовой руки».
«Это, наверное, климакс»: как Гребешкова отбрила Варлей
Актриса стоически перенесла и сплетни, которые вдруг начали распускать о её супруге после его смерти. Сначала на излишнюю любвеобильность намекнула Наталья Варлей: в своей автобиографии она описала некрасивую сцену, когда Гайдай якобы пытался поцеловать её на съёмках «Кавказской пленницы». Затем к сонму бывших жертв присоединилась и Светлана Светличная, признавшаяся, что режиссёр проявлял к ней повышенное внимание при работе над «Бриллиантовой рукой».
Гребешкова ответила жёстко, даже грубо:
— Это, наверное, климакс. Ну что вы во всяком говне копаетесь? Ну, написал человек, я не читала, что она там написала. У меня нет её книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад. Мне это неинтересно.
Последние годы: пожар, слухи об инсульте и могила рядом с мужем
Сама Нина Павловна, несмотря на возраст, до последнего была востребована в кино и с удовольствием снималась. На её счету, например, небольшая роль в сериале про Виолу Тараканову, фильмах «Легенда № 17» и «Экипаж». А однажды она даже появилась в популярном сериале «Содержанки», где сыграла бабушку.

Замуж после смерти мужа актриса так и не вышла — понимала, что человека уровня Леонида Гайдая больше просто не встретит, да и не хотела. Нина Гребешкова более 30 лет прожила одна в обычной двухкомнатной квартире на улице Черняховского, недалеко от метро «Аэропорт». У артистки также была дача в Подмосковье, но однажды она чуть не лишилась собственности: неизвестные подожгли дом. К счастью, огонь не уничтожил строение дотла, и актриса смогла восстановить дом своими силами.
В июне 2024 года появились тревожные сообщения, что вдова Леонида Гайдая будто бы упала у себя дома и попала в больницу, где ей должны были сделать операцию. Правда, позже сама Гребешкова эту информацию опровергла.
— Подвернула я ногу, не подвернула, кто её знает, — рассказывала Нина Павловна. — Вот видите, нога нормальная. Думали, что инсульт, а инсульта нет. Я тут, поскольку мои дочка, зять, внучка — они сумасшедшие.
А 10 мая 2025 года стало известно, что Нина Павловна скончалась от острой сердечной недостаточности. Она не дожила до своего 95-летия всего полгода. Актрису похоронили на Кунцевском кладбище рядом с мужем.




