Бегство от реальности: как распознать компьютерную зависимость у детей и что с ней делать?

Согласно отчёту ВОЗ, в те дни, когда у подростков есть возможность поиграть, 22 % из них проводят за компьютером не менее четырёх часов. К счастью, у 68 % участников исследования виртуальные игрушки не вызывают никаких проблем. А вот у 12 % наблюдается поведение, характерное для различных зависимостей: неспособность контролировать количество цифрового «допинга», абстинентный синдром при отказе от гаджетов и негативные последствия игр для обычной жизни.
Спрятаться от проблем
Причины игровой зависимости обычно уходят корнями в какие-то проблемы реальной жизни ребёнка, от которых он сбегает в красивый мир цифровой графики и виртуальных приключений.
Успехи в игре и уважение коллег-геймеров могут стать утешением для детей с низкой самооценкой, которые испытывают трудности в живом общении, а также для тех, кто в обычной жизни редко получает похвалу и поддержку от других людей. Ребёнок прячется за виртуальными персонажами, у которых есть то, чего ему так не хватает в реале — признание окружающих, победы, уверенность в себе, общение на равных.
Уход в игру может быть защитной реакцией на проблемы в семье, например, если ребёнок подвергается физическому или моральному насилию. Когда к подростку постоянно предъявляют завышенные требования, то игра становится способом сбросить напряжение и тревогу. А если требования взрослых хаотичны и «правила игры» в реале постоянно меняются, то виртуальный мир со своей понятной и предсказуемой логикой превращается в оазис спокойствия.
В зоне особого риска оказываются дети, у которых мало увлечений и развлечений в оффлайн-жизни. Если ребёнок не любит спорт, не занимается творчеством, редко общается со сверстниками и вообще выходит из дома только в школу, доступные компьютерные игры могут стать единственным и желанным источником ярких переживаний.
Дофаминовый крючок
Механика большинства компьютерных игр провоцирует регулярную выработку дофамина — гормона, который позволяет нам с нетерпением предвкушать победу и чувствовать приятное удовлетворение, когда цель достигнута, а заслуженная награда получена.
— Онлайн-игры всё чаще строятся по принципу таких дофаминовых крючков — постоянные награды, рейтинги, достижения. Это вызывает зависимость от дофаминового отклика.

Ребёнок возвращается в игру, чтобы вновь и вновь испытывать чувство удовлетворения от прохождения очередного уровня, получения персонажем новых способностей или социального одобрения. Соскочить с такой иглы бывает очень сложно, особенно если в оффлайне с дофаминовым подкреплением всё не слишком хорошо — родители чаще ругают, оценки в школе не очень, а Лена из параллельного класса не замечает робких попыток за ней поухаживать.
Опасность игровой зависимости
Если ребёнок ныряет в виртуальность иногда и ненадолго, это может быть даже полезно. Компьютерные игры помогают развивать концентрацию на задаче, внимание, память, моторные навыки, координацию и скорость реакции. Стратегии формируют стратегическое мышление и умение просчитывать последствия своих действий, ролевухи тренируют креативность, а многопользовательские игры прокачивают навыки командной работы и коммуникации. Наконец, час-полтора, проведённые за любимой игрой, просто позволяют сбросить накопившийся стресс.
Проблемы начинаются тогда, когда виртуальность засасывает, а игры становятся единственной радостью и смыслом жизни. Перегрузка нервной системы из-за её частой и чрезмерной стимуляции приводит уже к снижению когнитивных функций, а продолжительное сидение за компьютером начинает негативно отражаться на физическом здоровье.
У зависимых детей могут наблюдаться:
- ухудшение памяти, концентрации и внимания;
- снижение успеваемости в школе и общей трудоспособности;
- резкие перепады настроения — от лихорадочного возбуждения и эйфорической радости до депрессивных состояний;
- тревожность и раздражительность — особенно при недоступности компьютера;
- проблемы со сном, которые приводят к хроническому ощущению усталости и разбитости;
- снижение остроты зрения, синдром сухого глаза;
- другие проблемы со здоровьем — головные боли, туннельный синдром запястья, нарушения осанки, лишний вес;
- утрата интереса к оффлайн-жизни, потеря навыков реального общения и социальная изоляция.
Ещё одна потенциальная проблема связана с тем, что некоторые игры позволяют прокачивать персонажей за деньги и покупать какие-то преимущества в игре. Зависимые дети порой начинают красть деньги у родителей ради реальных покупок или же попадают в различные мошеннические схемы, выстроенные вокруг игрового бизнеса.

Повод для беспокойства
— У этой зависимости, в отличие от алкогольной или наркотической, нет выраженных внешних признаков. То есть ребёнок может просто сидеть в своей комнате и иногда даже какое-то время продолжать достаточно успешно учиться. Поэтому родители бьют тревогу не сразу. Стоит насторожиться, если ребёнок потерял интерес к тем видам деятельности, которые его раньше увлекали, если он становится раздражительным (вплоть до настоящей истерики), когда его отвлекают от игры, если обнаружилось, что он играет всю ночь.
Переход от увлечения к зависимости происходит постепенно. Поначалу, пока игрок входит во вкус и только начинает ощущать затягивающую магию виртуала, у него сохраняется интерес и к привычным занятиям — спорту, встречам с друзьями, прогулкам и т. д.
Затем время, проведённое за компьютером, увеличивается, привычка становится очевидной для окружающих, у ребёнка появляется тревожность при мысли о потере доступа к играм, они начинают вытеснять из жизни уроки, хобби и реальное общение. При неблагоприятном развитии событий это может перейти в серьёзную зависимость с полным уходом в виртуальный мир и потерей связи с реальностью.
Серьёзными поводами для беспокойства должны стать:
- стремление ребёнка проводить как можно больше времени за играми — в ущерб учёбе, сну, еде, общению;
- игнорирование любого другого вида досуга, кроме компьютера, — особенно если раньше ребёнок чем-то искренне увлекался, а теперь потерял к этому всякий интерес;
- эйфория в процессе игры в сочетании с заметным беспокойством в остальное время, которое проходит при получении доступа к компьютеру;
- агрессия, которая появляется при любой попытке ограничить время, проведённое за компьютером;
- ложь в том, что касается игрового времени, взлом ограничительных паролей, кража денег.
Что делать?
Самый опасный возраст с точки зрения развития компьютерной зависимости — 11–15 лет. Но профилактику этой проблемы нужно начинать заранее: с раннего возраста контролировать время общения детей с гаджетами, предлагать увлекательные альтернативы сидению за компьютером, с вниманием относиться к жизни своего ребёнка и его переживаниям (даже если взрослому они кажутся «ерундой»).

Если ребёнок чувствует поддержку со стороны родителей, если они регулярно интересуются его делами и настроением, помогают ему преодолевать трудности и хвалят даже за небольшие достижения, у него будет гораздо меньше поводов сбежать в виртуальную реальность.
Очень важно регулярно проводить время вместе с детьми: заниматься спортом, рисовать, гулять, сражаться в настолки, ходить в кино или на аттракционы — в общем, делать то, что приносит радость всем участникам. Можно даже попробовать вместе поиграть в компьютерные игры — пусть ребёнок покажет то, что его так увлекает, объяснит правила и научит победным стратегиям. Как мы уже говорили выше, сами по себе онлайн-игры могут быть даже полезны и под них вполне можно выделить законные (но фиксированные!) 1–2 часа после уроков. Главное, чтобы компьютер не становился для подростка жизненной доминантой и единственным источником положительных эмоций.
Если предотвратить зависимость не получилось, не стоит пытаться решить проблему с помощью угроз, наказаний и резких запретов. В первую очередь, необходимо понять глубинные причины побега от реальности и работать уже с ними. Сделать это можно самостоятельно или с помощью психолога.
— Обнаружив у ребёнка компьютерную зависимость, родители, конечно, что делают? Они начинают отнимать у него гаджеты, закрывать ему доступ к играм, тем самым провоцируя иногда самые настоящие психозы. Здесь очень важно разобраться, что именно ребёнок замещает игрой, чего ему не хватает в реальной жизни. Нужно постараться вернуть его в реальность какими-то совместными увлечениями, чтобы он из реальной жизни начал получать такой же приток дофамина, как тот, что ему давала игра.




