Спрос падает, но цены растут. Насколько подорожает электроника?

Уникальная ситуация
Товары из категории «электроника и бытовая техника» традиционно входили долгие годы в топ покупок россиян на ноябрьские и предновогодние распродажи.
В октябре 2025-го по сравнению с аналогичным периодом 2024-го медианная цена на такие товары в онлайне и оффлайне выросла на 7 % (до 9259 рублей), но количество покупок сократилось на 15 %, подсчитали в преддверии новых распродаж аналитики сервиса «Чек.Индекс».
Сопоставимые цифры привёл гендиректор одного из крупнейших в стране дистрибьюторов электроники и бытовой техники Merlion (также владеет сетью магазинов «Ситилинк») Олег Фоменко в беседе с РБК. По его оценке, падение спроса на электронику без учёта инфляции в этом году составило 10–15 %, и вряд ли к концу 2025-го ситуация выправится.
«Жирные годы бесконечного роста рынка, когда следующий год превышал предыдущий, прошли», а триггера для покупателей «бежать и хаотично всё скупать» больше нет, подчеркнул Фоменко. Причём такого явления не наблюдалось в предыдущие волны экономической турбулентности.
Между тем, эксперты пугают россиян ростом цен на технику из-за мировой политической конъектуры и санкций в адрес Китая, из-за которых ряд крупных IT-гигантов уже переносят производства в другие страны, где логистика будет дороже, не считая других издержек.
На днях стало известно и о планах чиновников Минпромторга и Минфина ввести с 2026-го так называемый «технологический сбор». Он затронет как импортных, так и отечественных производителей электроники, ради развития которых всё и делается. Новый налог станет неким аналогом утильсбора для авто и может привести к резкому росту «серого рынка», уже бьют тревогу в некоторых телеграм-каналах.

При этом именно сейчас в России наблюдается уникальная ситуация, когда в премиум-сегменте продукты даже дешевеют, но так не может продолжаться бесконечно.
Надёжнее, но дороже
Рынок электроники в России, так же, как и другие смежные рынки, падает. В штучном выражении снижение год к году составляет около 20 %, соглашается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
— В 2026-м, думаю, тоже увидим по этому показателю снижение в 15–20 %. В деньгах падение будет меньше, так как средняя цена устройства растёт, — поясняет он.
По словам Муртазина, формирование такого тренда можно объяснить, как минимум, двумя причинами: низкой покупательской способностью и сроком использования устройств. Они стали надёжнее, хоть и дороже. Средний срок использования смартфона теперь составляет 5–5,5 лет. Для ноутбуков и ПК это 7,5–8 лет.
— В итоге мы и получаем ситуацию, при которой объективно продажи техники падают. Здесь важно понимать, что цены объективно растут во всём мире, а не только в России. Увеличивается стоимость как средних, так и бюджетных и дорогих моделей, — поясняет эксперт.
Однако, как особо подчёркивает Эльдар Муртазин, именно на российском рынке наблюдаются свои аномалии: цены на премиальные товары падают быстрее, чем на бюджет. Сокращение спроса заставляет продавать такие дорогие товары с минимальной маржой.
— Мы можем наблюдать ситуацию, когда устройство появляется по условной цене в 80 тыс. рублей, а уже через несколько дней оно стоит 55–60 тыс. рублей. То есть уценка идёт моментальная. Потому что нет тяги, нет спроса, промахивается и розница, и онлайн со стоимостью, с оценками своих рисков. Им надо вернуть свои деньги здесь и сейчас, — рассуждает эксперт.

Уже и так усложнили?
Рост цен, в том числе, на премиум-сегмент, уже к концу года может составить 10–15 %, ожидает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих.
Санкции США против китайских компаний, производящих микрочипы, очевидно, могут привести к удорожанию комплектующих и готовой продукции, рассуждает эксперт.
При этом в 2024 году уже были введены ограничения на экспорт оборудования для полупроводников, что усложнило цепочки поставок и повлияло на конечную стоимость продукции. Параллельный импорт стал дороже из-за удлинения маршрутов и увеличения таможенных расходов. Сокращение поставок от подсанкционных компаний также повышает логистическую составляющую себестоимости товаров.
— Кроме того, пока ещё достаточно высокая ключевая ставка ЦБ РФ увеличивает стоимость кредитования для бизнеса и потребителей. Это тоже влияет на производственные затраты и конечные цены. Моё личное мнение: цены на электронику могут вырасти на 10–15 %, причём основным фактором роста станут не столько внешние обстоятельства, а особенности ценовой политики продавцов, их поведение на рынке. Темпы роста цен, очевидно, будут различаться в зависимости от категории товара, — отмечает эксперт и приходит к выводу, что смартфоны и ноутбуки вряд ли резко взметнутся в цене.
Покупать технику уже сейчас?
Резкого роста цен до конца 2025 года не ожидается, но вряд ли что-то «будет дешевле, чем сейчас», полагает генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
— Если что-то нужно здесь и сейчас, в моменте, все характеристики и цена устраивают, это можно купить. Если техника имеется, есть возможности и желание подождать, это тоже стоит сделать, — рассуждает он.
По его словам, даже с учётом возможных перспектив введения «технологического сбора» цены вряд ли подскачут в 2–2,5 раза, но вот 10-процентный рост в перспективе вероятен.

«Технологический сбор» разгонит стоимость продукции в России ещё дополнительно на 3–6 % к общему росту цен, полагает Эльдар Муртазин. А цены на всех мировых рынках и так сейчас растут на 2–10% в зависимости от категории товаров и ежегодной корректировки в 10–15 % на новинки.
— Больше всего, в 2–2,5 раза, дорожают сейчас устройства с большими объёмами памяти. И опять же, подчеркну, это происходит по всему миру. Так что, видимо, нас ждут весёлые времена.
В серой зоне сейчас находится 35–40 % от общего объёма рынка. Не думаю, что именно в России она рискует из-за сбора резко вырасти. За ней пристально следят теперь и контролируют, — делится Эльдар Муртазин.
В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК перспективы роста цен из-за дополнительной нагрузки пока не комментируют. Конкретных ставок нет. Но, по словам директора по связям с общественностью РАТЭК Антона Гуськова, в ассоциации считают введение такого рода сбора контрпродуктивной мерой, которая, скорее всего, негативно отразится на развитии отечественных производителей и рынка в целом. С последних, в том числе, начнут взимать деньги, а меры поддержки — не факт, что до них вообще дойдут.
Тут важно понимать, подчеркивают в РАТЭК, что сейчас и так, кроме налогов, существуют дополнительные, парафискальные сборы: и авторский, и экологический, например. В существующих экономических реалиях введения ещё одного — это явно не лучшее решение, заключают в ассоциации.




