Распродажа 11.11: как закупиться во Всемирный день шопинга и не попасться мошенникам

Что значит 11.11 и в чём отличие от «Чёрной пятницы»
Распродажа 11.11, с одной стороны, похожа на «Чёрную пятницу», а с другой стороны, имеет несколько важных и характерных только для неё отличий. Среди них и история распродажи, и ассортимент, и участники.
Так, история распродажи 11.11 насчитывает всего около 30 лет — в отличие от «Чёрной пятницы», которая появилась ещё в XIX веке и получила официальное название в 1966 году, она родилась в 1990-х годах. Отличается и родина этой распродажи: если «Чёрная пятница» появилась в США, то 11.11 — в Китае.
Официальная история этой распродажи гласит, что она выросла практически из шутки: в 1993 году студенты университета города Нанкин решили устроить праздник для тех, кто ещё не встретил любовь — День холостяка. Это должен был быть праздник одиночек, ведь даже дата была выбрана специально — 11.11, каждая цифра в ней символизирует одиночество. При этом предполагалось, что празднующие будут признаваться в любви самим себе и дарить себе подарки.
С течением времени продавцы обратили внимание на рост продаж в этот день, и так постепенно 11.11 стал вместо Дня холостяка днём покупок. К нему стали приурочивать распродажи и акции, чтобы ещё больше подстёгивать спрос. Взрывную популярность распродажа 11.11 получила в 2009 году, когда к ней присоединилась Alibaba Group, проведя большую акцию на площадке Tmall. В итоге её стали устраивать ежегодно, и в Китае она стала превосходить по популярности даже «Чёрную пятницу».
В результате распродажу 11.11 стали называть Всемирным днём шопинга, и с распространением китайских товаров и онлайн-площадок в мире он действительно стал таковым.

При этом у распродажи 11.11 есть несколько существенных отличий от «Чёрной пятницы», помимо времени проведения и истории происхождения. «Чёрная пятница» — прежде всего предновогодняя распродажа, поэтому и ассортимент у неё разнообразный. Распродажа 11.11 делает акцент в первую очередь на технике и гаджетах, она предназначена для молодой аудитории, которой интересна электроника и мода. Помимо этого, из-за ставки на молодёжную аудиторию распродажа 11.11 в основном проходит в онлайн-магазинах, а «Чёрная пятница» охватывает и офлайн-торговлю.
Когда начнётся и сколько продлится распродажа 11.11 в 2025 году
Сама распродажа 11.11 обычно начинается именно в этот день — 11 ноября, недаром она носит такое название. Однако некоторые магазины анонсируют её сильно заранее, а также устраивают предварительные акции «для разогрева». Так действует, к примеру, AliExpress: за неделю до распродажи он проводит игру, в которой за выполнение заданий можно получить скидочные купоны, кроме того, до 7 ноября действуют скидки и спецпредложения от некоторых брендов.
Подобным образом работают и российские площадки: на большинстве из них распродажа началась в конце октября.
Длительность самой распродажи также у всех площадок разная. Обычно она длится три дня, 11–13 ноября, но у каждой площадки свои правила. Например, на AliExpress она пройдёт до 18 ноября, на Wildberries и «Озоне» — по 13 ноября, а на «Яндекс.Маркете» она продлится до 14 ноября.
Распродажа на «Озоне» 11.11
На «Озоне» акция «Легендарная распродажа 11.11» началась 29 октября и закончится в 23:59 13 ноября. Скидки в её рамках доходят, как заявлено на рекламных баннерах, до 90 %.
Все товары распродажи собраны на странице акции. В ней участвуют товары разных категорий, причём особый акцент организаторы сделали на товары для ремонта и строительства, витамины и БАДы, товары для кухни, для дома и для животных. Кроме того, в акции участвуют зарубежные товары, скидки на которые могут составлять до 80 %, отдельно собраны товары, за покупку которых продавцы предлагают дополнительные бонусы, и эксклюзивные предложения от брендов.

Также организована страница «Вау-цены», где собраны основные товары, участвующие в акции. Здесь, помимо указанных выше, есть также товары для гейминга, одежда, продукты, ювелирные украшения и товары для автомобилей. Часть скидок действует уже сейчас, часть вступит в силу с 11 ноября — чтобы увидеть эти товары, нужно переключиться на соответствующую вкладку.
Распродажа на ВБ 11.11
На Wildberries распродажа 11.11 стартовала сильно заранее — 23 октября. Продлится она по 13 ноября. Скидки в её рамках достигают 90 %.
Участвующие в акции товары собраны на её странице: здесь представлены товары из всего каталога, кроме того, они помечены значком акции. Отдельно выделены рекламные акции конкретных брендов, например, «Техноноябрь». А самые популярные товары и товары с самыми большими скидками собраны на странице «11.11: товары-герои». Часть из этих товаров, особенно электроника, доступны для покупки только по одному в одни руки.
Однако при проверке скидок по-прежнему можно найти товары, динамика цены которых не соответствует заявленной скидке.
«Яндекс Маркет» 11.11
«Яндекс.Маркет» также принимает участие в распродаже 11.11. У него из всех площадок самый короткий период акции: начнётся она 11 ноября в 10:00, а закончится 14 ноября.
Товары, которые примут участие в акции, собраны на странице «Распродажа 11.11». Вверху страницы представлены товары с текущими ценами и скидкой, когда начнётся распродажа. Все они помечены значком участника акции с указанием, что новая цена станет актуальна 11 ноября в 10:00. Это самые разнообразные товары: от косметики до электроники, от товаров для дома до одежды и обуви. Заявленные скидки могут превышать 90 %.
Также на странице собраны и другие акционные товары, которые можно приобрести со скидкой уже сейчас.

Мошенничество: как не попасться на новые схемы в 2025 году
В России к распродажам, особенно к «Чёрной пятнице», традиционно относятся с подозрением, поскольку часто реальные скидки не соответствуют тем, которые заявлены. Кроме того, нередко продавцы под видом новых гаджетов продают восстановленные, а на онлайн-досках объявлений появляются фальшивые предложения выгодно приобрести скидочные карты. Однако обмануть с целью выгоды стараются не только продавцы — в период распродаж активно ищут своих жертв мошенники.
Приводим самые распространённые схемы мошенников во время распродаж и методы, как с ними бороться.
1. Звонки от «курьеров».
Как ни странно, одна из самых популярных сегодня схем — это телефонный звонок якобы от курьера маркетплейса, который хочет доставить заказанный товар. Легенды могут быть разные: подтверждение адреса доставки, уточнение деталей заказа. Однако заканчиваются они одинаково — курьер просит назвать код, который приходит на телефон жертвы.
Такие коды могут использоваться для доступа к сервисам, мессенджерам или даже регистрации в сервисах микрокредитования.
Как бороться: помнить, что курьеры маркетплейсов не запрашивают коды по телефону, и никому их не называть.
2. Фишинговые сайты.
В преддверии распродаж мошенники создают огромное количество фишинговых сайтов — поддельных страниц, которые полностью копируют сайты популярных брендов и магазинов. На таких страницах цены гораздо ниже, чем в реальности. При оплате товара деньги просто поступают мошенникам, и вернуть их не получится. Кроме того, такие сайты могут собирать личные данные, с помощью которых мошенники позже взламывают банковские аккаунты, а также устанавливать вредоносное ПО.
Часто ссылки на такие сайты приходят в сообщениях в мессенджерах или по электронной почте с завлекающими предложениями «получить эксклюзивную ссылку» или «забрать подарок».
Как бороться: не открывать ссылки на распродажи из мессенджеров и писем, внимательно проверять адрес сайта и не доверять подозрительно низким ценам. Перед покупкой нужно несколько раз проверить, является ли сайт оригинальным.

3. Ложная доставка или задержка заказа.
Ещё один вариант с якобы доставкой от маркетплейса: жертве приходит СМС с просьбой оплатить «дополнительные расходы на доставку». Как вариант, могут позвонить якобы из маркетплейса, сообщить, что заказ задерживается, и попросить продиктовать код, чтобы узнать его статус. В первом варианте деньги просто отправляются мошенникам, во втором можно лишиться доступа к банковским аккаунтам и получить долги.
Как бороться: всегда проверять стоимость доставки на сайте маркетплейса, не доверять СМС и звонкам. При поступлении любого из них лучше всего перезвонить по официальным телефонам поддержки маркетплейсов.
4. Фальшивые бонусы и купоны.
Разновидность рассылок с предложениями огромных скидок — людям предлагают купить купон на большую скидку во время распродажи, а также получить бонусы за регистрацию на сайте. Подобные сайты собирают личные данные, а покупка бонусов обернётся безвозвратной потерей денег.
Как бороться: проверять возможность получить бонусы на официальных сайтах, переходить на бонусные страницы только с официальных сайтов маркетплейсов и магазинов и не доверять рассылкам в соцсетях.
5. Фальшивые QR-коды.
Новый вид мошенничества появился в этом году: преступники расклеивают поддельные QR-коды в общественных местах, забрасывают листовки с ними в почтовые ящики. При переходе по ним открываются фишинговые сайты с авторизацией через «Госуслуги» — так можно потерять доступ к аккаунту. Либо можно заразить устройство вирусом, который позволит мошенникам украсть пароли и другие доступы к сайтам.

Как бороться: не переходить по QR-кодам, особенно если они наклеены поверх объявления, доверять только официальным сайтам.
Эксперты рекомендуют придерживаться таких правил, чтобы не попасться мошенникам:
1. Совершайте покупки только на официальных сайтах.
2. Не переходите по ссылкам в СМС и письмах — вводите адрес вручную.
3. Проверяйте правильное написание адреса и домена, наличие https:// в начале строки.
4. Не переводите деньги за покупку на карты физических лиц.
5. Используйте функцию пост-оплаты — оплаты при получении заказа.
6. Заведите виртуальные карты с ограниченной суммой и совершайте покупки только с них — это убережёт остальные средства от потери, даже если вы попадётесь на мошенническую схему.
Сохраняйте бдительность и не доверяйте самым заманчивым предложениям — это поможет избежать как обмана продавцов, так и уловок мошенников.




