Жаловаться на зиму, делиться одеждой: что запрещено в день иконы «Всех скорбящих радость»

Что за икона «Всех скорбящих радость»
Икона Богоматери «Всех скорбящих радость» уникальна. Её название происходит от богородичной стихиры, то есть церковного песнопения в честь Богородицы:
«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Именно этой стихире посвящён образ Богородицы на иконе. Обычно Дева Мария изображается в центре или, реже, вверху иконы во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове, на руках она часто держит Младенца. Над Ней в облаках — Спаситель, а вокруг Неё — люди, которым требуется помощь: нищие, раздетые, голодные и больные. Рядом же изображают ангелов, которые от Её имени помогают людям, а также нередко — почитаемых на Руси святых, например, Сергия Радонежского.
В отличие от многих других любимых и известных на Руси образов Богоматери, икона «Всех скорбящих радость» относительно «новая»: её история насчитывает около 400 лет. Известно, что изначально образ «Скорбящей» пришёл на Русь из традиций Западной Европы, и русские иконописцы творчески переосмысляли его в XVII–XVIII веках. Поэтому на некоторых иконах «Всех скорбящих радость» есть непривычные для православных икон атрибуты — например, чётки, которые больше распространены в западной традиции. На некоторых иконах Богоматерь стоит на полумесяце — это тоже влияние западноевропейских традиций, где подобные образы были распространены ещё в XIV веке.
Впервые икона «Всех скорбящих радость» упомянута в 1683 году — тогда её, согласно историческим документам, создал придворный живописец Иван Безмин. Позже образы распространились по всей стране: известны, например, иконы и из царской вотчины в селе Коломенском, и из Арзамасского Алексеевского женского монастыря. А в 1710–1711 годах при переселении в Петербург именно икону «Всех скорбящих радость» взяла с собой сестра Петра I Наталья Алексеевна, и впоследствии ей приходила молиться вся Северная столица.

Интересно, что есть два самых почитаемых варианта иконы «Скорбящей» — московский и петербургский. Московская икона находилась в Преображенском храме на Большой Ордынке и изображала Богородицу с Младенцем на руках в окружении ангелов и молящихся людей, а рядом — святых во главе с Сергием Радонежским. По названию иконы и храм начали называть Скорбященским. Однако после 1917 года, когда храм закрыли, икона в драгоценном окладе исчезла и считается утраченной. Сегодня в храме на Ордынке находится список с чудотворной иконы.
Петербургский вариант отличается от московского: на нём не изображены страждущие люди, которые обращаются к Богоматери с мольбами, Она окружена сиянием, в правой руке держит чётки, а на левой — Младенца, в руках которого также изображены чётки. Если на московском образе над Богоматерью расположена новозаветная Троица, то на петербургском — Господь Саваоф. А сама Богоматерь стоит на полумесяце — это отсылка к словам из Апокалипсиса: «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна». И конечно, это образ, написанный под влиянием западных традиций. Петербургская икона также была утрачена после 1917 года, и у неё есть только чтимые списки.
Оба образа считаются чудотворными и даже немного «конкурируют» между собой. Точно не известно, какой именно образ царевна Наталья Алексеевна увезла в Петербург — согласно некоторым сведениям, это был чудотворный образ из церкви на Большой Ордынке, однако другие исследователи этот факт опровергают. Тем не менее обе иконы почитаются, и у обеих есть свои дни памяти: 6 ноября почитают московскую икону «Всех скорбящих радость», а 5 августа — петербургскую.
Какие чудеса связывают с иконой
С иконами «Всех скорбящих радость» связано много чудес. Самое известное из них произошло в Москве в 1688 году: благодаря образу Богородицы из храма на Большой Ордынке исцелилась родная сестра московского патриарха Иоакима Евфимия Папина. Она очень тяжело болела, и врачи были бессильны ей помочь. Однако однажды во сне ей явился таинственный голос, который велел идти в Преображенскую церковь и обратиться к иконе «Всех скорбящих радость». Она так и сделала и, когда совершили молебен с водоосвящением, выздоровела.
Эта история быстро разлетелась по всей столице, и в храм стали приходить многочисленные верующие с просьбами об исцелении и о помощи в жизни: по свидетельству церковных книг, после молитвы иконе слепые прозревали, глухим возвращался слух, а немым — речь. Об исцелении Евфимии составили «Сказание» и отдельную службу в честь иконы, а день исцеления стал днём памяти — 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Ещё одно знаменитое чудо, связанное с иконой «Всех скорбящих радость», произошло в Петербурге в 1888 году и получило название «Чудо с грошиками». Один из списков иконы находился в часовне недалеко от стеклянного завода. Летом в неё ударила молния, и начался пожар. Однако икона не только не сгорела в пламени, но и «обновилась»: если до пожара она была тёмной от времени и копоти, то после него лик Богородицы посветлел и стал как новый. Кроме того, икона упала на рассыпавшиеся по полу медные монеты из пожертвований, и к ней чудесным образом прилепились 12 грошиков.
С тех пор к образу Богоматери «с грошиками» стало приходить множество прихожан, и даже появился новый тип иконы, на которой стали изображать грошики краской. Считается, что чудо с грошиками — это напоминание о важности милостыни и помощи нуждающимся. Поэтому в честь этого чуда установили новый день почитания — 5 августа как день чудесного преображения иконы.
Образ Богоматери «с грошиками», в отличие от московского и петербургского подлинников, пережил советское время, что тоже можно назвать в каком-то смысле чудом. Скорбящинский храм, построенный в честь иконы на месте сгоревшей часовни, взорвали после революции, но икону сберегли прихожане. В годы блокады Ленинграда икону разместили в Свято-Троицком храме, и она дарила утешение множеству ленинградцев. А уже в новой России Скорбященскую часовню возродили, и чудотворный образ «Всех скорбящих радость» вновь вернулся на своё историческое место.
Почему у иконы свой праздник
Праздники в честь икон — традиция Русской православной церкви. При этом для таких дней устанавливается в том числе служба, то есть это не просто «день в календаре». Так, праздники отмечаются, например, в честь Казанской иконы Божьей Матери и Владимирской иконы Божьей Матери, причём не один раз в году.
Обычно такие праздники устанавливаются в память о чуде, с которым связана икона. Это может быть чудесное обретение — как, например, у Казанской иконы, или спасение страны — такие чудеса совершали и Владимирская, и Казанская иконы. В случае иконы «Всех скорбящих радость» это чудеса исцелений и обновления в огне.
Священники уточняют, что праздники посвящены не только иконам — прежде всего прославляется Богоматерь и Её молитвенное предстательство. Иконы же — только средство, через которое Она являла Свою помощь людям.

Что можно и нельзя делать 6 ноября
В праздник, посвящённый иконе «Всех скорбящих радость», верующие прежде всего посещают храм. В эти дни совершают Божественную литургию, а также молебен перед иконой. Можно подать записки о здравии и помолиться Богоматери о защите и утешении в беде — праздники иконе считаются особыми днями, когда такие обращения самые сильные. Если же нет возможности посетить храм, можно и нужно помолиться дома — попросить о помощи, мудрости и утешении. И конечно, следует уделить внимание милосердию и добрым делам.
Есть также народные представления о том, как провести день 6 ноября. В народной традиции в этот день изготавливали и развешивали обереги для защиты дома от несчастий зимой, занимались повседневными делами — уборкой и подготовкой дома к холодному периоду. Считалось также, что этот день нужно провести в кругу семьи или по крайней мере не в одиночестве, тогда в будущем человека минуют неудачи.
То, чего нельзя делать 6 ноября, сочетает и церковные, и народные традиции. Так, к примеру, в этот день запрещено:
- ссориться, сквернословить и осуждать других — всё это несовместимо с праздником в честь Богородицы, наоборот, следует постараться помириться,
- давать деньги в долг — считалось, что это привлечёт бедность,
- оставаться в одиночестве — иначе оно продлится долго,
- звать гостей — они могут принести неудачу в дом,
- давать чужим людям свою одежду, а также мерить чужую обувь — можно забрать чужие проблемы и беды,
- жаловаться на зиму — это грозит ещё более холодной погодой,
- сплетничать — к ссорам и неурядицам.
Однако церковь указывает, что главный запрет в этот день — не смешивать веру и суеверия. Многие суеверия берут начало в языческих верованиях, которые несовместимы с церковным праздником.
Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»
К иконе «Всех скорбящих радость» может обратиться любой человек — именно на это указывает и само её название. Ей принято молиться об исцелении, об утешении в скорби и бедах, в обидах и нужде.

Молитва перед иконой «Всех скорбящих радость»: «Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».




