Перегрев градусов: почему запасаться алкоголем к Новому году стоит уже сейчас

Новые подходы
Традиционно спрос на алкоголь у россиян перед новогодними праздниками увеличивается на 30–50 %, особенно в предпоследние дни. Приучены покупатели в этот период и к хорошим скидкам, на которые охотно, как уверены многие, идут ретейлеры.
Между тем, федеральные чиновники рассматривают возможности увеличения пошлин на крепкий алкоголь (виски, ром, бренди, джин и так далее) из недружественных стран с 3 до 5 евро за 1 литр. Это может произойти уже с 1 января 2026, сообщали СМИ.
Отечественные производители тоже могут повысить отпускные цены на продукцию уже до конца года. Такими планами поделился, например, президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов в интервью РБК. Это решение он объяснил инфляционными ожиданиями. В целом же по рынку, по оценкам Титова, рост стоимости товаров, а не только конкретно алкоголя, для потребителей может составить 10–15 %.
С 1 января 2026 года также могут увеличиться акцизы на шампанское — на 8,9 %, на тихие вина — на 31 % на крепкий алкоголь — на 18 % с одного чистого литра спирта. На стадии обсуждения находится и повышение НДС с 20 до 22 %.

Эти факторы неизбежно скажутся на росте цен, которые и так в основном только увеличивались в последние годы, и уже меняется подход покупателей к выбору алкоголя. Например, для тех же вин в массовом сегменте уже не так важен конкретный бренд, а поиск оптимального сочетания «цена-качество-вкус», уверены некоторые участники рынка.
Заложат ли повышение акцизов в предновогодние цены
Многие производители стараются нивелировать предстоящее январское повышение акцизов увеличением выпуска продукции перед новогодними праздниками, чтобы поставить её своим клиентам по старым ценам в момент пика спроса, рассказал в беседе с 78.ru генеральный директор АО «Ладога Дистрибьюшен» Сергей Клюшкин.
По его мнению, цены по объективным причинам пойдут в рост ближе к концу зимы и гендерным праздникам. Но там уже вряд ли для кого-то будет иметь принципиальное значение, если та же условная бутылка водки или коньяка подорожает на 30–50 рублей.
— Другой вопрос, что именно дистрибьюторы и оптовики могут захотеть сделать себе дополнительный запас на период переговорного процесса, который стартует перед самыми новогодними праздниками и сразу после них. Вот эти поставщики как раз и могут поднять цены своим клиентам уже к концу 2025-го. Хотя все прекрасно понимают, что перед Новым годом спрос будет повышенным. А затем в январе и до середины февраля он снизится. Так что до этого момента тоже вряд ли стоит ждать какого-то резкого скачка цен, — поделился Сергей Клюшкин.
Старых запасов хватит на 3–4 месяца
Спрос на алкоголь перед праздниками в среднем увеличивается до 30 %, а в предпоследние дни года это может быть и 50 %, утверждает совладелец сети магазинов «РеалЪ» Александр Мышинский.
Да и в первые дни января алкоголь — это достаточно частая покупка, поэтому скидки на него сохраняются. В свою очередь, крупные и средние продуктовые сети всегда стараются держать запас крепкого спиртного и вин на 3–4 месяца вперёд, а перед новогодними праздниками объёмы увеличивают ещё больше.
Другой вопрос, что, например, с 1 января 2025-го выросли так называемые минимальные цены на крепкий алкоголь. Водка подорожала до 349 рублей за 0,5 литра, бренди — до 472 рублей, коньяк — до 651 рубля.
По законодательству, даже если на складе есть запасы по старым ценам, продавать алкоголь дешевле минимальной стоимости запрещается. Иначе ретейлеры рискуют заполучить штраф, и достаточно крупный, поясняет Александр Мышинский. Поэтому в ночь на 1 января 2025-го ценники переписывали.

Правительство РФ в лице Минфина устанавливает минимальные розничные цены специальным приказом с 2009 года. После январского повышения 2025 года этот документ пока корректировать не планируют, он будет действовать до 31 декабря 2026-го.
— Но ещё не вечер, — мрачно шутят собеседники 78.ru.
Минимальные цены стабилизировали картину на полках до конца 2025-го, полагает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге и гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. По его прогнозам, роста цен на спиртное стоит ожидать в первом квартале 2026-го.
— Главные драйверы удорожания расположены после праздников: с 1 января 2026 года в проекте — повышение акцизов (например, по тихим винам +31 %, с 113 до 148 рублей; по игристым +8,9 %, до 160; по крепкому алкоголю +18 % — до 824 абсолютного спирта), а также повышение базовой ставки НДС до 22 %.
Это создаёт основу для увеличения конечных цен уже в 1 квартале 2026 года. Дополнительно обсуждается повышение импортных пошлин на виски и ром из «недружественных» стран (вариант — с 3 до 5 евро за 1 литр с 1 января 2026 года), что особенно чувствительно для импорта, — отмечает эксперт.
Крепкий алкоголь из недружественных стран уже давно идёт в основном по параллельному импорту, «обходными путями и небольшими партиями», а не через компании-импортёры, как это было до 2022 года, отмечают собеседники 78.ru. И в сопоставимых ценах он может обходиться в опте даже дешевле, чем три года назад. Но какими бы серыми схемы не были, ниже минимальных цен его ставить всё равно нельзя.
Скидки будут, но…
Говоря о российском массовом сегменте, можно ориентироваться на декабрьские акции сетей, считает Максим Черниговский. Скидки будут, но, по опыту этого года, глубоких «минус 20–30 %» ждать не стоит. Ретейл и дистрибьюторы стали осторожнее с промо-акциями из-за растущих издержек и понимания, что в 2026-м налоги и акцизы подтолкнут базовый уровень цен выше.

В «массовом» сегменте выгода от ожидания в конце декабря обычно небольшой величины, уверен Максим Черниговский.
— Если речь об импортных позициях и винной категории (включая игристые), рационально часть покупок сделать раньше — в ноябре—первой половине декабря. Тут накладываются будущие акцизы, потенциальные пошлины по виски/рому, валютные и логистические риски. Это не означает исчезновение предновогодних промо, но «нижняя точка» в импорте этой зимой может оказаться выше привычной, — рассуждает эксперт.
По словам Александра Мышинского, каких-то грандиозных скидок в 2025-м действительно вряд ли стоит ожидать. «Приличное» вино в массовом сегменте вряд ли удастся найти дешевле 800 рублей, а в среднем цена для качественной продукции составит около 1,5 тыс. рублей.
Элитные вина за десятки тысяч рублей с 25–30-летней выдержкой вряд ли подорожают, потому что выше уже некуда, а массового спроса на них нет, добавляют собеседники.
По мнению Максима Черниговского, ключевое окно для подорожаний — январь—март 2026 года.
— Важно понимать тайминг: часть сетей удерживает цены в январские недели по промо-календарю и контрактам, поэтому заметный «пересчёт» потребитель увидит не сразу — ближе к концу зимы. Реальные новые цены потребитель увидит только к марту, когда пройдёт переоценка и перезаказы под акцизы/НДС, — заключает эксперт.
К водке претензий нет
Закупаться спиртным к Новому году в принципе уже можно сейчас, считает руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова. Алкоголь нормально хранится, а чем ближе праздники, тем выше цены и больше шансов нарваться на подделку, поясняет эксперт. Проверить абсолютно всех участников рынка, особенно небольшие магазины в формате ИП, на практике невозможно.
— Жалоб именно на качество алкоголя в конце года к нам не поступает. Зато многие сетуют на то, что цены — чем ближе праздник, тем выше, хотя представители продуктового ретейла и стараются заверить всех, что это, наоборот, самый пик акций.
А после Нового года как раз и начинаются обращения, связанные с качеством. Чаще всего покупатели недовольны качеством коньяка, затем идёт шампанское и вина, намного меньше жалоб на водку, — делится Татьяна Суетова.

Экспертизу в Петербурге проводит Центр контроля качества на Суворовском, 65Б, напоминает специалист. Но есть два важных момента. Во-первых, в новогоднем ажиотаже многие забывают взять или сохранить чек. Без него товар на экспертизу не примут. Во-вторых, анализировать будут не содержимое конкретной бутылки, тем более, уже вскрытой, куда кто-то что-то мог подмешать, а всю партию на основе выездной проверки. С ней тоже вряд ли отправятся в ноунейм-магазины.
— У нас был случай, когда обратилась пожилая интеллигентная пара. Они пожаловались как раз на коньяк, но чек не сохранили. Хорошо, что они хотя бы совершили покупку в крупной сети. Мы посоветовали обратиться в саму точку. Там без вопросов вернули деньги, — вспоминает Татьяна Суетова.
Но, по её словам, в плане алкоголя это, скорее, исключение из правил.




