Биометрия и роботы в Пулково: как меняется обслуживание пассажиров

Пассажиры, которые заходят в здание аэровокзала, сталкиваются с технологиями сразу же, говорит Глеб Головченко.
— Самые простые из них — это табло с информацией о рейсах и звуковые сообщения. Возможно, не все знают, но если взять те же объявления, то раньше они наговаривались живыми дикторами. Сейчас в этом помогают синтезаторы речи на базе искусственного интеллекта, которые могут озвучивать информацию на нескольких языках.
Строчки на табло тоже обновляются не вручную, а с помощью цифровых систем информирования пассажиров. При изменении времени вылета или номера гейта программа в течение нескольких секунд актуализирует данные на экранах.
Для самостоятельных
Ещё одна технологичная деталь, давно ставшая привычной для крупных аэропортов, — всевозможные устройства самообслуживания. Они помогают развести потоки пассажиров, сократить очереди и ускорить предполётные процедуры. Чаще всего в воздушных гаванях встречаются:
- Информационные терминалы и электронные помощники, которые помогают с навигацией по аэропорту, рассказывают о правилах перевозки багажа, расписании, статусе рейсов и т. д.
- Стойки самостоятельной регистрации на рейс.
- Автоматические стойки для сдачи багажа. Более продвинутые устройства позволяют разом зарегистрироваться, распечатать посадочный талон и оформить багаж. В частности, такие «умники» работают в московском Шереметьево. Модели попроще требуют, чтобы пассажир предварительно прошёл онлайн-регистрацию или получил посадочный талон в специальном электронном киоске. И уже после этого он сможет отправить свой чемодан на погрузку без участия сотрудников аэропорта.
- Пункты автоматического паспортного контроля. Цифровая система мгновенно анализирует все защитные элементы паспорта в видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, безошибочно вычисляя даже самую искусную подделку.

Лицо вместо паспорта
Биометрические сервисы — например, «оплата улыбкой» — всё увереннее входят в нашу жизнь. Внедрение подобных систем идентификации в аэропортах упрощает и ускоряет все предполётные процедуры: пассажирам становится не нужно общаться с персоналом и предъявлять паспорт при регистрации, проходе в «чистую зону» или посадке в самолёт.
Как это будет работать в Пулково, а затем, при успешном запуске пилота, и в других российских воздушных гаванях?
Сервис реализован на базе Единой биометрической системы. Поэтому пассажиру нужно будет заранее зарегистрироваться в ней, а в аэровокзале воспользоваться стойками или воротами, оборудованными биометрическими сканерами. Для доступа в зону предполётного досмотра или посадки на борт нужно будет посмотреть в камеру и приложить к сканеру QR-код на посадочном талоне.
Процедура проверки занимает буквально секунды, но при этом биометрические ворота абсолютно точно идентифицируют человека. Пропуск осуществляется строго по очереди. При попытке одновременного прохода нескольких человек камера распознает нарушение и заблокирует створки.
— Нужно понимать, что аэропорт — это сложный инфраструктурный объект, к которому предъявляются большие требования по безопасности, — напоминает Глеб Головченко. — Пока на многих участках нельзя полностью отказаться от людей в пользу технологий. Поэтому, хотя та же биометрия доступна уже давно (мы с партнёрами такие проекты обсуждаем и пилотируем, наверное, лет 5–7), но пока невозможно сделать так, что лицо пассажира, входящего в здание аэропорта, будет отсканировано, и дальше он пройдёт полностью по лицу. Но за этим, безусловно, будущее. Я думаю, что лет через 5–7 мы все к этому привыкнем и будем повсеместно пользоваться.
Первоначально полёт по биометрическим данным станет доступен только для рейсов внутри России.
— Дело в том, что мы здесь мы ещё столкнёмся с рядом вопросов со стороны нормативно-правовой базы, — добавляет технический директор аэропорта Калуга Артём Поддубный. — Даже если нам хочется максимально упростить жизнь пассажира и создать полностью автоматизированный проход, то есть определённые законы, которые пока работают в сторону жёсткого контроля. Иногда это двойной, тройной контроль, и здесь у нас уже и количество сотрудников больше, но их работа необходима.

Другие страны тоже разрабатывают биометрические проекты «бесшовного» прохода к самолёту, которые позволяют пассажирам по минимуму использовать бумажные документы и контактировать с сотрудниками аэропортов.
Например, летом 2025 года в Терминале 3 аэропорта Дубая — одного из самых загруженных мировых воздушных хабов — появился иммиграционный ИИ-коридор. Люди просто проходят по нему, а искусственный интеллект идентифицирует их, используя технологию распознавания лиц и предварительно зарегистрированные биометрические данные. Для подтверждения личности достаточно 14 секунд, одновременно через коридор могут следовать 10 человек. Если система обнаруживает в документах какие-то проблемы, такой пассажир направляется на традиционную проверку службой безопасности.
Пока «умный» тоннель доступен для пассажиров первого и бизнес-класса, которые отвечают определённым критериям по гражданству, типу паспорта и визовому статусу. Однако генерал-лейтенант Мухаммед Ахмед Аль Марри, генеральный директор Генерального управления по делам резидентов и иностранцев Дубая, уже назвал эту систему «квантовым скачком в области интеллектуальных путешествий».
Всевидящее око
Многие цифровые инструменты остаются «за кадром» и не заметны пассажирам. Зато они очень облегчают работу персонала аэропорта — как, например, интеллектуальные системы видеоаналитики, пристально следящие за соблюдением правил безопасности и вообще за всем происходящим во внутренних помещениях и на лётном поле.
— Сегодня в аэропортах уже активно применяется компьютерное зрение, — объясняет Глеб Головченко, — когда «умные» камеры распознают очереди или отслеживают ход наземного обслуживания на перроне. И, по сути дела, человеку остаётся только контролировать те или иные процессы в случае каких-то сбоев.
Неутомимая нейросеть в реальном времени анализирует видеоинформацию, поступающую с многочисленных камер наблюдения, и немедленно сигнализирует, если что-то пошло не так. В числе прочего ИИ помогает обнаружить:
- пассажиров, случайно оказавшихся на лётном поле или пытающихся проскользнуть мимо досмотровых рамок;
- сотрудников, отсутствующих на рабочем месте или нарушающих должностные инструкции;
- неправильно запаркованную на перроне служебную технику;
- дефекты покрытия лётного поля;
- забытые вещи и т. д.

Управление и аналитика
Ещё один невидимый фронт, на котором успешно трудится ИИ, — это обработка данных и автоматизация ключевых процессов в работе аэропортов: от управления расписанием и оптимизации графика технических работ до прогнозирования пассажиропотоков и поддержки принятия решений. Так, ИИ-алгоритм в московском Шереметьеве предсказывает загрузку аэропорта и рассчитывает необходимые для её обслуживания ресурсы с точностью 99,3 %. Это помогает сократить расходы и повысить качество сервиса.
Вкалывают роботы
Говоря о новых технологиях, которые используются в воздушных гаванях, никак нельзя обойти вниманием роботов. Тем более что этим летом оператор аэропорта Пулково поделился планами по закупке беспилотных роботов-тягачей для работы с багажом. Умные машины будут таскать багажные тележки от самолётов до багажных лент и обратно. Кроме того, роботов планируется использовать для кошения травы летом и очистки лётного поля от снега зимой.
И это далеко не единственные области применения роботов в аэропортах:
- роботы-манипуляторы помогают комплектовать и разгружать багаж;
- роботы-доставщики развозят по терминалам различные грузы и посылки;
- роботы-охранники патрулируют территорию и сигнализируют о нарушениях;
- роботы-уборщики утилизируют мусор, выполняют влажную уборку и дезинфицируют поверхности;
- роботы-помощники объясняют пассажирам, как пройти к нужному гейту, и делятся справочной информацией на разных языках.
Роботизация аэропортов позволяет освободить людей от утомительного, неквалифицированного, а порой и вредного физического труда. А внедрение технологий в целом помогает обеспечить пассажирам передовой уровень комфорта и безопасности, снизить операционные расходы аэропортов и повысить эффективность их работы.




