Хэллоуин на пороге: почему в России не приживается «страшный» праздник

Сквозь тьму веков
— Истоки Хэллоуина достаточно древние и уходят корнями в язычество. Кельтские народы праздновали переход к зиме, причём считалось, что в эту ночь царство тьмы и смерти — оно где-то близко. Потом церковь захотела его переосмыслить, как и многие другие языческие праздники — ту же Масленицу, например, — и придать ему, скажем так, христианский импульс. 1 ноября стал праздноваться День Всех Святых, но языческие представления всё равно никуда не ушли. Ну а дальше, когда народы переселялись уже на американский континент, шотландцы и ирландцы принесли этот праздник туда, и в США он тоже стал очень популярен.
Действительно, традиции Хэллоуина восходят к древнему народному празднику Самайн, который знаменовал завершение сбора урожая, окончание тёплого времени года и переход к самому тёмному и холодному периоду годового цикла.
Помимо всего прочего кельтские язычники верили, что в ночь с 31 октября на 1 ноября мир живых и загробный мир оказываются максимально близко друг у другу, и обитатели «той стороны» могут проникнуть на землю. Чтобы задобрить духи предков и отпугнуть злобную нечисть, древние люди устраивали поминальные церемонии и совершали ритуальные жертвоприношения, жгли костры и плясали вокруг них, нарядившись в звериные шкуры.
В VIII веке папа Григорий III освятил во имя Всех Святых одну из часовен базилики св. Петра и повелел каждый год 1 ноября отмечать это событие. А веком позже папа Григорий IV официально утвердил эту дату как праздник Всех Святых.
День Всех Святых — это праздник, когда вспоминают не только официально канонизированных святых, у которых в календаре есть свои собственные дни памяти, но и всех праведников и мучеников, чья жизнь является примером верности, служения и любви к Богу. Кстати, ещё позже был установлен день поминовения вообще всех умерших христиан — День Всех Душ. Он отмечается 2 ноября.

Накануне Дня Всех Святых, 31 октября, верующим полагалось держать пост и молиться. Вероятно, Римско-католическая церковь надеялась, что это убережёт её паству от следования пагубным языческим традициям. Но, как мы видим, это не слишком-то помогло.
Рассказывая о церковных датах, Евгений Раскатов также упомянул, что лютеране 31 октября празднуют День Реформации. В далёком 1517 году именно в этот день Мартин Лютер прибил на дверь церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, в которых он критиковал распространённые церковные практики (в том числе индульгенции) и утверждал незыблемый авторитет Священного Писания.
— Почему он сделал это накануне Дня Всех Святых? Потому что День Всех Святых — это праздник, когда люди вспоминают о своих почивших родственниках и с охотой приходят в церковь. То есть больше людей могли увидеть эти тезисы.
Всё смешалось
К нашему времени Хэллоуин, который никогда не был христианским праздником, утратил и то мистическое значение, которое вкладывали в него древние кельты. Сегодня это, скорее, просто ещё один повод развлечься и повеселиться.
— Хэллоуин в том виде, в котором он существует, — это, конечно, не церковный праздник, а больше светский — с некоторыми элементами язычества и некоего, знаете, осеннего флёра.
Настоятель отметил, что если разобрать современный Хэллоуин на «запчасти», то там можно обнаружить очень много всего:
- праздник осени и сбора урожая с его декором в виде тыкв и ярких осенних листьев;
- заигрывание с глубинным страхом смерти — возможность «пощекотать нервы» в безопасной обстановке и как бы «отпугнуть» от себя смерть;
- карнавал, причём, хэллоуиновские образы уже давно вышли за пределы потусторонней тематики — участники в меру своей фантазии перевоплощаются в абсолютно любых персонажей;
- развлечение для детей, особенно популярное в США и похожее на наши колядки, — когда ряженые детки ходят по домам и ставят хозяев перед выбором «сладость или гадость»;
- коммерческий аспект — бизнес с радостью ухватился за Хэллоуин как за повод продать потребителям много всяких не слишком нужных штучек и пригласить на всевозможные тематические мероприятия, в США объём хэллоуиновских продаж сегодня уступает только рождественским.

— То есть это и дети в костюмах супергероев, и праздник осени, и праздник нечисти — вроде бы совсем не пересекающиеся вещи, но они каким-то образом все смешались в одну кучу.
Российские реалии
В Россию Хэллоуин пришёл в конце 1990-х, однако так толком и не прижился. Хотя в магазинах можно встретить «страшные» товары, а отдельные клубы и рестораны устраивают в канун Дня Всех Святых костюмированные вечеринки, отмечает праздник лишь очень небольшой процент россиян. Большинство или относятся к нему равнодушно, или и вовсе осуждают, считая чуждым национальной культуре и традициям. В последние годы снижению популярности Хэллоуина также способствует его резкая критика (и даже запреты тематических мероприятий и атрибутов) со стороны церкви и властей.
Евгений Раскатов, живший в Англии и неоднократно бывавший в США, подчеркнул, что в России совсем не ощущается коммерческая составляющая праздника, когда его приближение видно в любом магазине или кофейне. С другой стороны, он рассказал, что в силу специфики Анненкирхе её служители отмечают рост интереса людей к потусторонней тематике.
— Я думаю, все петербуржцы знают, как выглядит Анненкирхе — после пожара там просто апокалиптические интерьеры. И каждую осень они привлекают множество людей в костюмах нечисти. Мы получаем огромный шквал звонков от желающих у нас пофотографироваться, так что нам приходится буквально держать оборону от всяких ведьм, поскольку заигрывание со смертью в церковных стенах недопустимо. Но вот по этим звонкам мы видим, что праздник набирает популярность.
Как к Хэллоуину относится церковь?
Российская православная — однозначно и резко отрицательно. Наши священники не раз высказывались по поводу того, что подобное заигрывание с тёмными силами недопустимо для христианина и говорит о предательстве веры.

Евгений Раскатов признался, что не видит ничего плохого в той составляющей праздника, которая символизирует прощание с осенью. Но не одобрил переодевание в нечисть, отметив, что это точно не христианская история.
— Мне нравится вот эта часть тыквами и осенними листиками. Можно сказать, что в ней даже есть выражение какой-то благодарности Богу за урожай. А что касается всех этих заигрываний со смертью, то это уже ближе к язычеству.
Вообще, время от времени вспоминать о смерти полезно. Но, конечно же, надо понимать, что маски её не спугнут. Что она неизбежно ждёт каждого из нас. Поэтому нужно думать о смерти в контексте её христианского восприятия и будущего воскресения. На самом деле, у христиан нет страха смерти. Каждый седьмой день — воскресенье — избавляет нас от него, потому что в этот день мы вспоминаем, что у Бога все живы.




