Болезни роста: петербургская медицина на пути к чудесному цифровому будущему

Оцифровка медицины в Петербурге началась
В будущем году работа всех медицинских учреждений Петербурга будет «оцифрована». Об этом отчитался губернатор Александр Беглов на встрече с министром здравоохранения Михаилом Мурашко. Для этого больницы и поликлиники постепенно подключают к единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), созданной и протестированной в Москве. В Смольном решили не изобретать велосипед, а воспользоваться проверенными наработками столичных коллег, когда встал вопрос о необходимости единой цифровой инфраструктуры.

Процесс перехода на «цифру» начался в прошлом году, и к настоящему моменту, по словам губернатора, 35 стационаров и 164 поликлиники уже используют платформу в тестовом режиме. Ещё четыре десятка различных медучреждений город планирует переводить на общую систему исключительно своими силами, без участия консультантов из Москвы. Параллельно функционал местного сегмента ЕМИАС расширяется, вносятся исправления и улучшения. Запуск полноценной версии программного комплекса намечен на 2026 год.

Нельзя сказать, что до этого петербургские клиники вели исключительно бумажную картотеку, а у горожан не было доступа к цифровым услугам. Электронные карты появились ещё лет пять назад, а записываться к докторам через интернет мы начали и того раньше. Так зачем сегодня прилагать такие усилия, чтобы запустить новую платформу? Даже с учётом того, что лицензия на её использование городу досталась бесплатно, требуются колоссальные затраты на закупку оборудования, доработку сервисов, отладку сетей и обучение медперсонала. На это уже ушёл не один миллиард рублей. Во всяком случае, только на текущий год были запланированы расходы в размере 3,7 млрд рублей.
В едином контуре ЕМИАС
По задумке, ЕМИАС должна упростить и скоординировать работу всех медицинских организаций. Общие базы данных врачей и пациентов, мгновенный обмен информацией, возможность мониторить ситуацию в региональном здравоохранении в режиме реального времени — всё это прежде было невозможно.
Дело в том, что изначально местные клиники сами решали, какую платформу автоматизации выбрать. Параллельно действовали десятки разных IT-комплексов, которые между собой не особо ладили. Конечно, каждый из них предполагал и ведение электронных карт, и передачу сведений в единую государственную информационную систему. Благодаря этому мы и получали отчёты о визитах в поликлиники и записывались на приём через «Госуслуги» и портал «Здоровье Петербуржца».

Сейчас же речь идёт о создании общей цифровой экосистемы для обмена медицинской информацией. Доступ к историям болезни одновременно получат и больницы с поликлиниками, и служба скорой помощи, и профильные структуры, включая Фонд социального страхования, ЗАГС, центр медико-социальной экспертизы. А значит, человек сможет спокойно обращаться в любое медучреждение и ему не придётся пересылать свою карту из одной клиники в другую, делать запросы, ждать справок и выписок. Вся хронология его общения с врачами уже есть в программе.

Для докторов ЕМИАС тоже должна стать хорошим подспорьем — они смогут увидеть полную картину здоровья своего пациента, включая назначения коллег и исследования, сделанные в других лабораториях. Кроме того, в систему встроены интеллектуальные шаблоны на основе искусственного интеллекта. Они помогут с постановкой диагноза и назначениями. Словом, минимум рутины и максимум заботы о людях.
Почему врачи недовольны ЕМИАС
Но пока это, скорее, идеальный образ будущего. Во всяком случае, практикующие врачи, которые уже успели познакомиться с новой платформой, особых восторгов не испытывают. Так, Елена, отоларинголог одной из петербургских поликлиник, заметила, что времени на общение с больными теперь остаётся ещё меньше.
— Практически весь приём уходит на заполнение истории. Делать это нужно очень внимательно, поскольку после того, как поставишь электронную подпись, исправить документ уже невозможно, просто нет такой функции. В результате времени хватает только на короткий опрос, а объяснить человеку какие-то детали лечения уже не успеваешь. Конечно, для некоторых заболеваний можно заранее приготовить шаблоны, но в целом это не спасает ситуацию.
А ещё, как оказалось, проблемой часто становится и очень полезная, на первый взгляд, опция. Пациенты видят свою медицинскую карту и, вместо того, чтобы рассказывать о текущих проблемах, пытаются обсудить ход лечения и правильность назначений, предварительно «посоветовавшись» с интернетом, добавляет доктор.

То, что работа в ЕМИАС отнимает слишком много времени, подтверждает и Николай, хирург городской больницы.
— Система пока не годится для стационаров, оказывающих экстренную помощь. Здесь всегда много срочных пациентов, одновременно в приёмный покой поступает пять, а то и десять человек. А врачи не могут даже назначить анализы, пока диспетчер не заполнит очень подробную историю болезни. Там много информации, которую можно было бы внести и позже, но форма стандартная и не позволяет что-то пропускать. В результате пациенты вынуждены часами ждать помощи, а диспетчеры просто не выдерживают такой нагрузки.
Но для более рутинных задач платформа оказывается во многом полезной, считает Николай. Так, со своего рабочего места можно отслеживать ход лечения пациента: какие процедуры ему сделали, какие результаты анализов получены. Видны все диагнозы и назначения специалистов других отделений. Соответственно, под рукой есть вся необходимая информация, и не нужно постоянно бегать по клинике.
Кроме того, в ЕМИАС встроены формы, утверждённые Минздравом. Это облегчает общение со страховыми компаниями, которые обычно очень щепетильно относятся к деталям оформления документов. Теперь же все истории болезней и выписки составлены по заданному стандарту, и об этом не нужно задумываться лишний раз.

Отдельная проблема — это регулярные сбои в программном комплексе. Они фактически парализуют жизнь медучреждений: останавливается приём пациентов, не работают лаборатории и электронная запись. И если в поликлинике ещё можно подождать, когда восстановят доступ к системе, то в больницах такие ситуации могут оказаться критическими.
Как пояснил Николай, в его клинке продолжает действовать медицинская платформа на базе 1C, которой медики пользовались до внедрения ЕМИАС. И в моменты, когда новая система «зависает», приходится оперативно переключаться на программу-дублёра. Хотя такие случаи бывают всё реже, признаёт собеседник 78.ru.
— Пока программа выглядит несколько сырой: многие необходимые функции ещё не загружены, а интерфейс интуитивно непонятен. С некоторыми разделами нужно долго разбираться. Особенно сложно это для врачей старшего поколения. Но видно, что над платформой работают, и хотелось бы, чтобы больше прислушивались к пожеланиям практикующих медиков, тогда процесс пойдёт гораздо быстрее.




