Пришлось придумать новую географию! Как Петербург справляется с охлаждением в туриндустрии

Относительные рекорды
В период с мая по сентябрь Петербург принял примерно 6 млн гостей. Эту впечатляющую цифру озвучил глава Комитета по туризму Евгений Панкевич, комментируя предварительные результаты летнего сезона. Как и ожидалось, основная часть туристов приехала к нам из российских регионов, в первую очередь, из Москвы, Татарстана и Новгородской области. На иностранцев же пришлось менее 7%. Это всего около 400 тыс. человек. И здесь тоже без сюрпризов: больше половины из них — граждане Китая. Также было относительно много путешественников из Белоруссии, стран Персидского залива и Казахстана.
— Динамика хорошая, рост по сравнению прошлым годом — 5-7%, но нам есть к чему стремиться, — признал Евгений Панкевич.

Действительно, если сравнивать текущие темпы увеличения турпотока с достижениями прошлого года, то они кажутся совсем незначительными. Так, в 2024 году город посетили 11,6 млн человек, а прирост составил целых 23%. Хотя такого ажиотажного спроса в Смольном на этот раз и не ждали. Считается, что индустрия уже окончательно восстановилась после провала, вызванного пандемией коронавируса. Внутренний туризм, популярность которого буквально взлетела с началом санкций, тоже более-менее стабилизировался. И теперь, по мнению профильного Комитета, планка роста турпотока будет подниматься очень плавно — на 6-10% в год в лучшем случае.
— Если смотреть с начала года, то Петербург уже посетили 9,4 млн гостей. Это на 9,9% больше, чем в январе — сентябре предыдущего, — отмечают в комитете. — В следующем году мы также ожидаем увеличение турпотока до 10%.
По базовому сценарию социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в нынешнем году предполагается принять 12,3 млн человек. Но удастся ли за три оставшихся месяца «добрать» ещё 3 млн человек до заявленных показателей — это большой вопрос. Пиковый для туризма сезон с белыми ночами, «Алыми парусами» и международным экономическим форумом, когда город буквально задыхался от наплыва делегациями со всех концов света, — всё это уже позади. А октябрь и ноябрь для индустрии, как правило, оказываются провальными.
Ждём до лучших времен
И если в Смольном всё ещё уверены, что в этом году город преодолеет знаковый порог в 12 млн гостей, то в Ассоциации туроператоров России (АТОР) такого оптимизма не испытывают. Здесь считают, что если число туристов и увеличится, то на мизерные 1—2%. И виной тому — целый ряд вполне объективных экономических факторов.
Прежде всего, это инфляция и, соответственно, подорожание всего, что связано с путешествиями. Так, стоимость отелей за год выросла на 10-15%, авиаперевозок — на 7−8%. Уже в декабре нас ждёт индексация цен на железнодорожные билеты на 11,4%. Средний чек в ресторанах поднялся приблизительно на треть. Музеи решили не отставать и тоже повысили расценки. В лидерах, как водится, «Царское Село», куда вход подорожал с 1100 рублей до 1500.
В результате, люди выбирают максимально бюджетные маршруты и экономят на отелях. Из 6 млн летних туристов только половина селилась в гостиницах. Многие просто откладывают поездки до лучших времен. И не последнюю роль в решении на время воздержаться от путешествий сыграли регулярные сбои в работе аэропортов страны и железной дороги.

Что касается иностранных гостей, то для них главным препятствием по-прежнему остаются трудности с расчётами банковскими картами и, конечно же, процедура оформлением виз. Поэтому новость об упрощении визового режима с КНР участников рынка очень вдохновила.
Нужно сказать, что Китай уже разрешил россиянам месяц находиться в стране без оформления визы, отметив, что такая программа будет работать в тестовом режиме в течение года. В ответ президент Владимир Путин пообещал создать аналогичные условия и для туристов из Поднебесной. Когда именно это произойдёт, ещё не известно. В российском МИДе отмечают, что прямо сейчас по этому вопросу «идут контакты в межведомственном формате».
В целом, Петербург к наплыву китайских путешественников готов, ведь в допандемийные времена к нам приезжало свыше 1 млн граждан КНР в год, а этим летом — чуть больше 100 тыс. Хотя раньше это были в основном групповые туры, теперь же в условиях безвиза поедут индивидуальные туристы. А значит, ещё придётся отлаживать работу с китайскими платёжными системами и готовить профессиональных гидов, которых сегодня катастрофически не хватает.
На горизонте — яхты, форты и быстрые поезда
Делать какие-то определённые прогнозы, как повлияет возможная отмена виз на восстановление потока из Поднебесной, в профильном комитете пока не готовы. Но и основные ставки город делает вовсе не на гостей из конкретных регионов, а на создание новых интересных локаций, развитие событийного туризма и транспортной инфраструктуры.
Конечно, самые большие ожидания связаны со строительством круглогодичного курорта «Санкт-Петербург Марина» в Горской. Яхты, пляжи, спортивные комплексы, зимние бассейны, общественные пространства и современные отели на побережье — всё это, как предполагается, должно привлекать не меньше 1 млн человек в год. А главное, такой формат отдыха поможет решить главную проблему местной индустрии гостеприимства — сезонность. Правда, появится этот суперкурорт только в 2030 году.
Чуть раньше, в 2028 году планируется запуск высокоскоростной железной дороги (ВСМ) между Москвой и Питером. Она сократит время в пути между столицами до двух часов и увеличит турпоток между ними на 30%, обеспечив дополнительно до 500 тыс. путешественников ежегодно. Во всяком случае, такие прогнозы даёт Министерство экономического развития РФ.

Вообще, крупные транспортные проекты, которые в последние время реализует Петербург, меняют не только жизнь самого города, но и напрямую влияют на рост туризма. Лучший пример тому — Кронштадт. Дамба, построенная в 2011 году, открыла дорогу на фактически опустевший остров. Пять лет назад, когда здесь создали музейно-исторический парк «Остров фортов», в Кронштадт приехало больше 1 млн человек. А в этом году — уже больше 4 млн, что сравнимо с тем же «Царским Селом» и Исаакиевским собором. После завершения реставрации трёх фортов — Петра Первого, Кроншлота и Императора Александра, Котлин имеет все шансы стать самым посещаемым туристическим объектом региона.
А пока — «Сезон премьер»!
Возвращаясь к итогам прошедшего летнего сезона, объектами-рекордсменами по популярности у туристов на этот раз стали музей Фаберже, Петровская акватория, Новая Голландия, Музей РЖД и инсталляция Ленфильма «Пропавшие в кинохронике».
— В последнее время заметно растет спрос на экскурсии по объектам новой туристской географии города, — добавляют в комитете по туризму. — Прежде всего, это «Газпром Арена» и «Лахта Центр». Людей стали больше интересовать необычные музеи, как сказочный Особняк Небылица, и общественные пространства — фудмолл Vokzal 1853 или «Двор Гостинки». Но для нас приоритетом сейчас является развитие возвратного туризма, поэтому мы стараемся создавать уникальные маршруты, привлекающие путешественников, уже знакомых с классическими достопримечательностями Северной столицы.
Из ярких новинок этой осени — проект «Петербург.Модный» для ценителей современного дизайна и городской культуры. Он объединяет исторические достопримечательности и галереи, креативные и гастрономические пространства, магазины и рестораны. Осью тематических маршрутов стал Большой проспект Петроградской стороны.
Для старшеклассников местные вузы, наконец, решились открыть святая святых — свои лаборатории, исследовательские площадки и университетские музеи. Обычно попасть туда крайне сложно, но теперь в рамках групповых туров можно будет увидеть все самое интересное, а может быть, и поучаствовать в реальных экспериментах. Маршруты разрабатывают совместно с комитетом по высшей школе, у которого свой интерес — увлечь будущих студентов достижениями науки.
Еще одно новшество, которое явно завоюет сердца не только туристов, но и горожан — это экологические маршруты по побережью Финского залива, где пляжи и парки соседствуют с памятниками истории. Но их изучение придется оставить до следующего лета, когда петербургская погода будет располагать к долгим прогулкам.
Для межсезонья у Смольного появился особый проект — «Сезон премьер». Его на недавнем форуме «Отдых» анонсировал Евгений Панкевич:
— Это новый туристический продукт, куда входит абсолютно все: фестивали, значимые премьеры, театральные постановки, музейные выставки, различные креативные площадки, гастрономия. Таким образом, мы наполним уникальными культурными впечатлениями осень, зиму и весну.

Специальный раздел о том, чем заняться в Северной столице в это время скоро появится на сайте Visit-Petersburg.ru и в сервисе «Яндекс Путешествия». Ну, а пока в осеннем календаре событийного туризма Петербурга из топовых мероприятий нас еще ждет фестиваль «Чудо света» в Петропавловской крепости, намеченный на 2—4 ноября. Проект уже стал визитной карточкой города и даже вошел в книгу рекордов России благодаря невероятному размаху инсталляций. В прошлом году его успели посмотреть свыше 270 тысяч человек из 45 стран.
А дальше — традиционная Рождественская ярмарка на Манежной площади, которую обычно посещают до полутора миллионов человек. А еще — фестиваль ледовых скульптур «КроншЛед» и мультимедийное представление на Никольском Морском соборе Кронштадта. Они тоже успели завоевать целую армию преданных поклонников, собирая по несколько сотен тысяч зрителей
Так что, даже в дождливом в холодном Петербурге гостям скучать не придется, и, будем надеяться, до конца года город все же встретит своего 12- миллионного туриста.




