Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Певцова убрали, дочь унижали, а «Ленком» разваливали: наследие Марка Захарова после смерти

Михаил Садчиков-младший
13 октября, 19:23
Смерти таких людей как Александр Ширвиндт, Галина Волчек и Марк Захаров – потеря для всей русской культуры. Кажется, что великие должны жить вечно. Вдвойне обидно, что после их ухода в театрах начинаются серьёзные проблемы… Что стало с наследием Марка Захарова, выстоял ли «Ленком» после всех скандалов и где сейчас дочь великого мастера? 78.ru разбирался в ситуации.
Коллаж 78.ru: Globallokpress.com; kulturologia.ru; pngwing.com; pixabay.com

Причина смерти Марка Захарова

Великого мастера Марка Захарова нет с нами уже много лет. Он ушёл из жизни в 2019-м году. 20 августа режиссёра госпитализировали в реанимацию, где врачи выявили у него двустороннее воспаление легких. 9 сентября худрука «Ленкома» выписали из клиники, Марк Анатольевич мечтал поскорее вернуться в театр, но снова заболел — причиной смерти стало повторное воспаление лёгких.

Фото: kulturologia.ru
Фото: kulturologia.ru

В последние годы режиссёр боролся с тяжёлой болезнью, что не могло не отразиться на его состоянии. «В больнице в результате повторного воспаления лёгких скончался Марк Анатольевич Захаров», — сказал тогда директор «Ленком» Марк Варшавер.

Прощание с легендой прошло в стенах театра и продолжалось оно несколько часов. Похоронили народного артиста на Новодевичьем кладбище.

Как вспоминают Марка Захарова в родном театре

13 октября 2025 года Марку Анатольевичу исполнилось бы 92 года. Для «Ленкома» это значимая дата и руководство не могло пройти мимо.

— Марк Анатольевич построил целый космос под названием «Ленком», где высокое искусство встречается с иронией, а сказка говорит с нами о самых важных вещах. Его почерк, его смелость, его безграничная фантазия — узнаваемы с первых секунд. Марк Анатольевич учил нас не бояться быть смелыми, нестандартными, верить в чудо и всегда, несмотря ни на что, оставаться верными искусству. «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Женитьба», «Варвар и еретик», «Тиль», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев», «Фальстаф и Принц Уэльский» и другие постановки — это не просто спектакли. Это вехи, это билеты в легенду, которую мы называем «Театр Захарова», — пишут в театре в день памяти.

Все эти годы наследие Захарова и его интервью пересматривают, цитируют и ищут в них смыслы, которые раньше не замечали. Вот что Марк Анатольевич говорил о своей работе.

Фото: Aleksandr Sternin/Russian Look
Фото: Aleksandr Sternin/Russian Look
— «Мне кажется („думается“), что иногда я ставлю правдивые спектакли. Но только до известного предела. Моя правда — это желание не отрываться от психологической и социальной основы нашего многотрудного бытия. Это желание пропускать через собственный мозг и сердечную мышцу наши общие боли и радости — живые токи, что циркулируют в недрах нашего общественного сознания. Я стремлюсь ставить спектакли разные, не похожие друг на друга по своим жанровым и эстетическим признакам. Каждый раз стараюсь уйти как можно дальше от своей предыдущей работы. Так просил Мейерхольд, и я делаю все, чтобы не забывать его настоятельную просьбу», — говорил Захаров ранее.

В театре «Ленком» продолжают жить и творить ученики Марка Захарова, которые считают важны делом подхватить его дело и дальше представлять великие спектакли публике.

— Сегодня мы не просто вспоминаем. Мы смотрим на нашу сцену и видим в каждом спектакле, в каждом актёре, в каждом зрителе, затаившем дыхание — его живое наследие. Его «Ленком» продолжается. С Днём рождения, наш дорогой и вечный Марк Анатольевич! Спасибо, что Вы были и остаётесь с нами. Ваш дух, ваша энергия и ваша любовь к театру по-прежнему живут в нас, — написали в соцсетях «Ленкома».

«Ленком» после Марка Захарова: проблемы Захаровой

Главное, что после себя оставил Марк Захаров — это театр «Ленком». Легендарное место известно во всей России, а ленкомовские спектакли — это знак качества. Попасть туда мечтали многие. Есть расхожая фраза, что билеты раскупают как горячие пирожки — это в полной мере касается «Ленкома» и его постановок.

После смерти Захарова многие думали, что место отца займёт Александра Захарова. Легендарная актриса, талантом которой восхищаются многие, является достойным продолжателем великого Марка Анатольевича. Только вот мечты разбились о суровую реальность.

Фото: Shatokhina Natalia/news.ru
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru

Главным в театре стал Марк Варшавер. Как говорят специалисты, он хоть и был близок Захарову в то время, когда мастер был жив, но имел совершенно другое представление о театре. Варшавер смотрел на «Ленком» как менеджер, а не как творец. Именно тут и пошли конфликты с главными звёздами труппы. Досталось и Александре Захаровой.

Дошло до того, что Захарова начала судебные тяжбы с театром за авторские права на спектакли своего отца. Поддерживала актрису Людмила Поргина, вдова Николая Караченцова.

— Ну, почему я должен обращать внимание на комара, на муху? Летает и летает. Зачем я буду обижаться на третьих артистов? Одна практически не выходит на сцену, у второй остались две роли в театре. Александре Захаровой уже 60 лет. Но пора, наверное, и на заслуженный отдых, если она сама так решит. Если они бьют по директору из пушки, то это глупо, смешно и для них это ненадёжно. Конечно, мне неприятно, что у нас есть такие две мадамы. Именно «мадамы», которые просто не понимают, что делают. Ладно Поргина, Бог с ней. Хотя нужно учитывать то, сколько я сделал для этой семьи, о чём говорят многие артисты, — говорил Варшавер.

Варшавер считал, что Захарова уже практически не появляется в театре, а только скандалит. Соответственно, ролей у неё все меньше и меньше.

— Она — лишь одна из многих актёров. У нас есть и более талантливые. Я уже устал от неё. Александра Марковна портит уважаемую фамилию великого Марка Захарова и уже дискредитировала её так, что ей должно быть стыдно приходить в театр и смотреть в глаза коллегам, которые ещё недавно были её товарищами. А сегодня у неё товарищей в театре, к сожалению, не осталось. Её никто не заменял. Есть решение творческого совета о том, что в спектаклях должны быть вторые составы. Благодаря этому решению мы пережили пандемию, не отменяя спектаклей и зарабатывая средства, чтобы театр выжил, чтобы актёры получали зарплату. Сегодня у нас в театре играют практически все, и у многих есть главные роли. Хотя артистка Захарова обзывает своих товарищей «массовкой». Нет! Это не массовка. Это талантливые актёры, которые по 10-15 лет не играли в театре. А сегодня у них есть возможность играть, — говорил Варшавер.

Дмитрия Певцова выгнали — а затем вернули обратно

Другой серьёзный конфликт, который был у Варшавера во время работы в «Ленкоме» — это спор с Дмитрием Певцовым. Легендарный актёр играл во многих спектаклях, но постепенно стал интересоваться политикой и все меньше появлялся в театре. Это не нравилось Варшаверу.

Фото: Bulkin Sergey/news.ru
Фото: Bulkin Sergey/news.ru

Спор длился несколько лет, но все это время Певцов блистал на сцене «Ленкома» и даже ездил на гастроли. Пока не наступила зима 2025 года.

— Я прослужил в театре 33 года — с весны 1991-го, свою последнюю «Юнону» сыграл 24 ноября 2024 года. Сегодня, 14 января 2025 года, мою фотографию убрали со стены в фойе «Ленкома». Наконец, после почти двухмесячной неизвестности, наступила ясность: государственное бюджетное учреждение культуры «Московский театр Ленком Марка Захарова» в моих услугах более не нуждается. Официально мне об этом никто не скажет, но у нас уже так повелось, — заявил Дмитрий в соцсетях.

Варшавер на это ответил, что оба актёра до сих пор числятся в театре и продолжают работу. А все слова о том, как им тяжело — просто для привлечения внимания.

— Сейчас то, что Певцов наговорил журналистам, я даю в Сети, чтобы зрители тоже послушали, как человек обвиняет театр, в котором он сегодня играет три спектакля. Ну не нравится тебе этот театр? Уйди сам, если не хочешь здесь быть. Ничего подобного, она продолжает числиться в театре. Работала и продолжает эту работу, никто даже не предлагал ей уйти из театра. Поэтому это наговор, информация не соответствует действительности, — сказал Варшавер.

Впрочем, когда начался большой скандал, то Певцова отстранили от гастролей.

— Если после этого вы будете видеть моё изображение на афишах, изображениях и фасадах, знайте: вас обманывают, а моими фотографиями просто пользуются. Меня в «Ленкоме» нет, — сказал артист.

Уход Варшавера, возвращение Певцова и появление Панкова: есть ли будущее у «Ленкома»

Фото: Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press
Фото: Ekaterina Tsvetkova/Global Look Press

Истрия с Захаровой и Певцовым, похоже, серьёзно ударила по имиджу Марка Варшавера. В итоге скандальный директор театра ушёл. Это была радость некоторых актёров, ведь нам его место пригласили знаменитого Владимира Панкова.

— А теперь радость и прекрасная новость! Художественный руководитель московского театра «Ленком» Владимир Николаевич Панков пригласил меня вернуться на сцену моего родного театра. Сначала будет возвращение в спектакль «Юнона и Авось», далее участие в театральных работах нового худрука. Спасибо и земной поклон Владимиру Панкову, — написал Певцов в личных соцсетях.

Появление Панкова восприняли позитивно и многие деятели культуры Москвы. Они считают режиссёр достойным продолжателем наследия Захарова. Панков сделал самую правильную вещь в этой ситуации, позвонил Александре Захаровой и Дмитрию Певцову, предложив им вернуться.

— Мы договорились о том, что заканчиваем дрязги, вот просто заканчиваем. Будем делать с ними и новые работы, — объяснил свою позицию Владимир Николаевич.

Он также отметил, что в ближайшие годы заниматься репертуаром «Ленкома» будет он лично.

— И ближайшие два года, начиная со следующего сезона, буду ставить только я, но не потому что так будет всегда, а надо просто «настроить инструмент». Должно выйти как минимум четыре моих спектакля, чтобы мы могли добиться слаженности, устойчивой позиции, — добавил новый режиссёр.

Осенью 2025 года, выступая на сборе труппы, Владимир Панков сообщил, что не спешит объединять две труппы — «Ленкома» и ЦДР (где он также является худруком). Но какие-то подвижки театр всё равно ожидают.

— Я открыл формулу: есть одна деревня, через речку другая. И не надо их сливать в одну. Они могут ходить в гости друг к другу, может и свадьба случится, а там смотри — дети пойдут, — позитивно смотрит в будущее Панков.

В статье использованы материалы «Московского комсомольца», «Комсомольской правды», «Телепрограммы», News.ru.