Борьба с просрочкой: как сейчас контролируются сроки годности и помогут ли автоштрафы?

Зачем вводить автоштрафы за просрочку
В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что успехи в борьбе с просрочкой есть уже сейчас. Например, количество нарушений, связанных с реализацией просроченной молочной продукции, на апрель 2025 года сократилось аж в 40 раз. Однако ситуация пока далека от идеальной: только с 20 июля по 20 августа были выявлены почти 20 тыс. продавцов, которые нарушили запрет на продажу просрочки (во всех товарных группах). И эта цифра оказалась больше, чем в апреле.
Поскольку пока в стране действует мораторий на плановые проверки бизнеса, надзорным органам сложнее выявлять нарушения и привлекать продавцов к ответственности. Роспотребнадзор хочет, чтобы контроль за сроками годности и назначение наказания за их несоблюдение осуществлялись в автоматическом режиме. Если закон примут, при сканировании на кассе просроченного товара информация о нарушении будет мгновенно передаваться в систему. А та сама сформирует соответствующий штраф.
Предполагается, что такой механизм заставит серьёзно задуматься те магазины, которые пока продолжают приторговывать просрочкой, мотивирует сети ещё более ответственно относиться к учёту товаров и станет действенной мерой профилактики продаж некачественных продуктов. Важно, что использование программы полностью исключит человеческий фактор.
Но Елена Федорук предупредила, что говорить о перспективах нового предложения пока рано:
— У нас ежегодно вносятся тысячи законопроектов. То, о чём мы говорим сейчас, это только инициатива, которая пока не оформлена в законопроект. Превратится ли она в закон, об этом мы сможем судить только спустя недели и даже месяцы.

«Честный знак» на страже качества
Пока специалисты и общественность обсуждают возможность введения автоштрафов, другая цифровая система уже несколько лет успешно контролирует качество товаров в наших магазинах. Речь, конечно же, о «Честном знаке».
«Честный знак» — это российская система маркировки и отслеживания товаров. Нанесённый на упаковку цифровой код содержит подробную информацию о конкретном продукте: кто и когда его произвёл/импортировал, состав, ключевые характеристики, а также дату производства и срок годности. Маркировка «Честным знаком» сегодня обязательна уже для большинства товарных групп, от молочки и лекарств до велосипедов и детских игрушек.
С помощью кодов контролирующие органы могут отследить буквально весь путь товара: от его «рождения» или ввоза в страну, через оптовые базы до продажи конечному потребителю в конкретном магазине.
Покупатель же может легко получить ключевые сведения о товаре, скачав себе на смартфон одноимённое приложение и отсканировав с его помощью код. Если система не нашла данные, значит, код поддельный, а товар контрафактный. Если на подлежащей маркировке продукции нет кода, то тут немолодцы сразу и производитель/импортёр, который не выполнил требования по нанесению маркировки, и продавец, который взял в реализацию немаркированный товар. Кстати, сообщить о любых обнаруженных нарушениях также можно через приложение.
Если вернуться к теме просрочки, то «Честный знак», во-первых, позволяет самим потребителям легко удостовериться в надлежащем сроке годности продукта. Во-вторых, даже если покупатель не заметил, что срок годности товара истёк, при его сканировании на кассе программное обеспечение должно получить эту информацию из системы и заблокировать продажу.

— Я вчера провела эксперимент. Зайдя в магазин, попыталась пробить на кассе самообслуживания просроченный товар, и у меня это не получилось. То есть система учёта в целом уже выстроена достаточно хорошо. И даже если по недосмотру продавца в зале обнаружится какая-то просрочка, касса не даст её пробить. Здесь уже вопрос к ритейлерам — насколько они добросовестны, чтобы учитывать такие моменты в своих программах.
Нужны ли новые меры?
С одной стороны, идея автоштрафов за продажу товаров с истекшим сроком годности прекрасно вписывается в общий тренд цифровизации и автоматизации всевозможных процессов. Если механизм автоматического выставления штрафов за нарушения правил дорожного движения уже существует, то почему бы не появиться чему-то похожему и в сфере торговли?
С другой стороны, прежде чем вводить новые меры, вероятно, есть смысл полностью реализовать потенциал уже существующих. В данном случае — добиться того, чтобы все игроки рынка стали участниками системы маркировки и отслеживания товаров. Обязательные коды на всём и автоматическая блокировка просрочки на кассе уже достаточно надёжно защищают потребителей от некачественных продуктов.
— Просроченный товар на полке — это не всегда злой умысел продавца. Возможно, всё-таки удастся решить такие вопросы техническими методами, — отметила эксперт.
При этом покупателям не стоит полагаться только на умные программы. Каждому человеку нужно самому проявлять бдительность — особенно при покупке товаров на развес. Большие упаковки обязательно должны иметь этикетку с датой производства, условиями хранения и сроками годности, но это не гарантирует качество того, что лежит внутри.

Точно так же и упакованные продукты могут оказаться испорченными, даже несмотря на нормальный срок годности. Неправильное хранение на складе, жара в торговом зале, механические повреждения — существует множество причин возможной порчи товара. И важно вовремя заметить вздувшуюся упаковку, надорванный пакет или подозрительный запах.
— Прежде всего, нам самим нужно быть внимательными. Это всё-таки наше здоровье и наша ответственность за то, что мы выбираем покупать.




