Прямой эфир

Всё под контролем? Зачем Петербургу ещё 10 тыс. камер

Татьяна Черных
29 сентября, 11:35
В последнее время кажется, что Петербург переполнен камерами. Они следят за нами на перекрёстках и парковках, в метро и на фасадах зданий. Домофоны в парадных фиксируют возвращение горожан домой. Каждый год на улицах появляются тысячи новых электронных «глаз» и Смольный хочет ещё увеличить их количество. Что это – тотальный контроль или искренняя забота о нашей безопасности?
Коллаж 78.ru: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, freepik.com/tohamina, СПб ГКУ ГМЦ, flaticon.com/Freepik

Сколько камер слежения в Петербурге

Сейчас в Северной столице работает больше 105 тыс. видеокамер. И в следующем году их станет больше ещё на 10,5 тыс. Об этом на «нулевых» чтениях бюджета сообщил комитет по информатизации и связи.

Смольный запросил на «технические мероприятия по профилактике правонарушений» весьма солидную сумму — 8,4 млрд рублей дополнительного финансирования. Конечно, часть этих денег пойдёт на улучшение системы экстренного оповещения, что и правда актуально, а ещё — на нужды полиции и Росгвардии. Но цифры все равно впечатляют. А главный вопрос — для чего городу так много следящих устройств. Ведь сеть видеонаблюдения в Северной столице сегодня уступает лишь московской, где задействовано около 270 тыс. камер. Но и площади мегаполисов отличаются почти в два раза.

Однако в профильном комитете убеждены — инструментов мониторинга должно быть как можно больше, поскольку они уже доказали свою эффективность:

— Мы планируем расширять и количество, и функционал камер, а также продолжим обучение нейронных сетей, чтобы автоматизировать процесс обнаружения различных нарушений. Необходимость этого подтверждает статистика раскрытия преступлений в местах, оснащённых системами видеонаблюдения с высоким разрешением.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Действительно, в прошлом году количество правонарушений на улицах нашего города снизилось на 15%. В частности, краж стало меньше почти на 30%, автоугонов — на 20%. Кроме того, на 17% сократилось число инцидентов, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Только за первый квартал этого года камеры зафиксировали свыше 270 различных преступлений, а раскрыто и того больше – 328, естественно, с учётом происшествий прошлых лет. В делах со сроком давности помогают разбираться архивные записи: благодаря им полиция восстанавливает ход событий, вычисляет подозреваемых и свидетелей, отслеживает маршруты передвижения злоумышленников.

Среди дел, расследованию которых помогла система наружного видеонаблюдения, есть и довольно серьёзные. Так, только за первые три месяца 2025 года в Петербурге обнаружили 30 человек, находящихся в федеральном розыске, изъяли более 200 кг наркотиков и завели около 40 дел о контрабанде психотропных средств, культурных ценностей и даже редких животных.

Все эти успехи с наведением порядка на улицах в администрации, прежде всего, связывают с развитием аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», основой которого и стали тысячи «умных» камер, развешанных во всех районах Северной столицы.

За кем следят видеокамеры

Проект «Безопасный город» запустили ещё весной 2017 года, и с тех пор он разросся до размеров гигантской цифровой платформы. Помимо самой системы видеонаблюдения, в неё вошел центр экстренных вызовов 112, который круглосуточно принимает десятки тревожных звонков, а также служба 004 и портал «Наш Санкт-Петербург», куда мы регулярно жалуемся на бытовые неурядицы. Здесь же следят за ситуацией во дворах жилых домов и на дорогах, собирают сигналы дежурных служб и составляют ленты происшествий.

Весь этот колоссальный массив данных стекается в единый мониторинговый центр, обрабатывается и анализируется. В итоге складывается актуальная картина жизни мегаполиса в режиме реального времени.

А пользуются полученной информацией далеко не только органы правопорядка, но и десятки других городских служб и ведомств, конечно, в меру своих полномочий. Например, комитет по градостроительству с её помощью присматривает за ходом капитального ремонта, комитет по энергетике — за состоянием инженерных сетей, комитет по транспорту — за графиком движения автобусов и трамваев.

Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Опираются на ресурсы «Безопасного города» и службы спасения. Как отмечают в комитете по информатизации, «с начала года при поддержке комплекса осуществлялось оперативное сопровождение свыше 670 происшествий, из них более 250 пожаров. При реагировании пожарно-спасательными подразделениями спасены 735 человек».

Но, пожалуй, наибольшее количество вариантов применения комплекса видеонаблюдения нашли в государственной административно-технической инспекции (ГАТИ). Её сотрудникам приходится контролировать качество благоустройства по всему Петербургу и фиксировать даже мелкие недочёты: вытоптанные газоны, граффити на фасадах, переполненные контейнерные площадки, сломанные детские качели, неправильно запаркованные машины. Лишь за I квартал этого года выявлено более 3 тыс. нарушений.

И тут без автоматизации и умных технологий, действительно, справиться сложно. Уже пару лет в распоряжении ГАТИ не только стационарные камеры, но и восемь передвижных комплексов «Городовой» с нейросетью, обученной находить с десяток самых разных дефектов. И их список постоянно пополняется. Премьеры этого сезона — поиск вредоносных зарослей борщевика Сосновского и обнаружение незаконных торговых точек.

Как подсчитали в комитете, нейросети и камеры уже сэкономили казне Северной столицы не один миллион рублей. Машины «Городового» в день могут осматривать и оценивать состояние более 2500 объектов. Это в 55 раз больше того, сколько физически могли обойти обычные инспекторы. Для такого объёма работы понадобилось бы примерно 500 человек, а на их зарплату за два года ушло бы порядка 700 млн рублей.

Зачем домофонам бесплатный Wi-Fi

В большинстве случае работа «Безопасного города» для простых жителей остаётся практически незаметной: камеры работают — информация идёт куда следует. Но некоторые программы всё же оказываются крайне резонансными.

Так, после запуска проекта «Умный двор» Городскому мониторинговому центру пришлось долго объяснять, зачем внезапно на тысячах парадных решили заменить вполне рабочие домофоны на новые, да еще и с функцией передачи видео. Рассказывали и о том, что заботятся о спокойствии граждан и дополнительной защите придомовых территорий, и о том, что на счетах за «коммуналку» модернизация никак не отразится, и что отказаться от модных устройств при желании можно, хотя и в этом случае видеозапись на входе всё равно организуют.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Летом 2025 года выяснилось, что обладатели современных домофонов оказались в выигрыше. Помимо способности передавать видео в центр обработки и хранения данных, они оснащены системой аудиооповещения в случае чрезвычайных ситуаций и бесплатным Wi-Fi. А это на фоне регулярных отключений мобильного интернета — большое преимущество.

Сейчас в рамках проекта «Умный двор» установлено почти 50 тыс. продвинутых домофонов, и пока не все они раздают Wi-Fi. Однако в комитете по информатизации заверили, что проводят большую ревизию.

— Мы продолжаем развивать инфраструктуру удобных цифровых сервисов Северной столицы, создавая функциональную и человекоцентричную городскую среду. В настоящее время комитет актуализирует перечень действующих зон бесплатного общественного Wi-Fi. В скором времени будет представлена обобщенная карта, которая будет удобна как петербуржцам, так и гостям нашего города.

А вот окажется ли столь же полезной другая инициатива Смольного — распознание национальности по данным видеонаблюдения – пока сказать сложно. О том, что 8 тыс. наружных камер получат такой функционал, рассказали ещё в феврале на очередном заседании правительства. Тогда важность подобного технологического эксперимента объясняли тем, что нужно предотвращать образование этнических анклавов, вычислять «резиновые» квартиры и в целом, снижать социальную напряженность. Правда, с последним пунктом, похоже, не угадали.

Глава президентского Совета по правам человека сразу называл идею «унижающим человеческое достоинство».

— В России даже в паспорте национальность не указывают. И вдруг какие-то телекамеры будут определять, какой человек национальной принадлежности, — возмущался Валерий Фадеев.

Согласились с ним и в Институте стран СНГ, заявив, что такая практика вполне способна посеять напряжённость и межнациональную рознь. А главное, там задались вопросом, как же видеокамеры смогут отличить, скажем, казахов от якутов.

Фото: Omar Marques/globallookpress.com
Фото: Omar Marques/globallookpress.com

Как признал замглавы комитета по информатизации Игорь Никонов на «нулевых» чтениях бюджета, камеры научились распознавать пока только шесть видов этнической принадлежности, то есть устанавливать происхождение, например, кавказское, азиатское, европейское или негроидную расу. При этом искусственный интеллект обрабатывает видеопоток в изолированном от интернета контуре, что исключает возможность неправомерного доступа к данным.

Однако конкретные результаты работы комплекса в этом направлении и пользу, которую он приносит, в комитете пока обсуждать не готовы. Во всяком случае — до момента публикации статистических данных по итогам года.