Хамство, штрафы и больная спина за гроши: топ самых «адских» профессий в России

Пока одни на «расслабоне» строят карьеру, зависая на Бали с ноутбуком и зарплатой в 300 тыс. рублей, другие смиренно «отбывают» 12-часовые смены на кассе супермаркета за суммы в пять, а то и в десять раз меньше. И при этом должны быть вежливыми, даже когда клиент устраивает скандал и угрожает «накатать жалобу».
Мы собрали рассказы представителей самых «адских» профессий, которые чаще всего жалуются на условия труда и проблемы со здоровьем.
Кассир в супермаркете
Работа на кассе в супермаркете — это ежедневный марафон на выносливость. По данным DreamJob, средняя зарплата кассира в России в 2025 году составляет 44 тыс. рублей, а продавца-кассира — 41 тыс. рублей. В большинстве сетевых магазинов зарплаты находятся в диапазоне от 30 тыс. до 52 тыс. рублей. Если верить объявлениям на сайтах вакансий, в «Пятёрочке» продавцам-кассирам обещают до 63 тыс. — 80,6 тыс. рублей, в «Магните» — 63,2 тыс. – 89,3 тыс. рублей , в «Ленте» — аж до 92,7 тыс. рублей.
При этом рабочий день часто длится не стандартные восемь часов, а все 10-12. И нередко кассир обязан стоять — присесть можно только во время официального обеда, да и то не во всех сетях. Прибавьте к этому постоянное психологическое давление: кассиры обязаны предлагать каждому покупателю товары по акции, скидочные карты и дополнительные услуги. Не выполнил план по навязыванию карт или не предложил пакет — получай выговор или штраф. А если в кассе обнаружилась недостача — она вычитается из и без того скромной зарплаты, причём доказать свою невиновность практически невозможно.
Отдельный вызов — работа с покупателями, которые считают кассира виноватым во всех бедах магазина. По статистике, каждый третий россиянин сталкивается с техническими проблемами на кассах самообслуживания, и весь негатив обрушивается именно на кассиров. «Почему касса не работает?», «Где ваша акция на молоко?», «Сколько можно ждать?» — и всё это с требованием немедленно решить проблему, даже если кассир физически не может на неё повлиять.

О том, как выглядит неизвестная сторона этой профессии, откровенно рассказал экс-кассир «Пятёрочки» (оригинальная орфография и пунктуация сохранена — прим. ред.):
— Работая в час пик я просто вымираю, моя улыбка и довольное лицо сменяется на пофигизм и отвратительное отношение, я отдыхать могу только когда они достают 10 лет карты «Пятёрочки» и карты, и это в лучшем случае. Есть такие люди, которые берут 5 тыс. рублей и с улыбкой дают кассиру, я прям радуюсь, когда сумма — 600 рублей. Я должен достать 4 тыс. и четыре сотни, и всё это я должен сделать аккуратно, чтобы не было лишнего, а иначе, ну штраф.
Я в течении 2–3 часов просто приклеен к кассе, не к стулу. Стою и пробиваю, скрывая эмоции. И после этого у меня так сильно болит голова, нога на которую опираюсь, и свою личность. Я просто как робот:
— Здравствуйте.
— Карта «Пятёрочки»?
— Чек нужен?
У меня есть час перерыва, которые превращаются в 45 минут. После мой единственный отдых, это... работа.
После час пика я выгораю до конца, у меня нет желания дальше работать, хочу просто молить Бога о пощаде и пытаюсь простить все грехи, но нет, люди приходят и говорят: «Пробивай, а, и пакет».
Отдых после часа пик не положен, а мне страдать ещё 4 часа. После этого наплыв сбавляется, но по 5 очередей в час не обойтись. Мне нужно хотя бы минут 10 отдохнуть, но...
Консультант в магазине косметики
Продавец-консультант в магазинах косметики — тоже та ещё работа, несмотря на «гламур» и видимую лёгкость. Платят же за неё не слишком много: в «Рив Гоше» — от 60 тыс. рублей, в «Л'Этуаль» — от 65 тыс., в «Подружке» и вовсе всего 38 тыс. — 47 тыс. рублей (по данным SuperJob). Больше всего, если судить по сайтам с вакансиям, зарабатывают консультанты в «Золотом яблоке»: от 95 тыс. до 120 тыс. рублей в месяц.
При этом во всех сетях продавцы обязаны стоять весь рабочий день — 10-12 часов подряд, а присесть можно только во время официального перерыва, если он вообще предоставляется. Плюс всё та же обязательная настойчивость, которая прописана в должностной инструкции. Каждому покупателю нужно предложить помощь, рассказать об акциях, показать новинки, и обязательно делать это с улыбкой, даже если тебя показательно игнорируют. Нередко посетители заходят в магазины, как в бесплатные салоны красоты: поливаются дорогими духами перед работой, тестируют косметику без намерения купить, а дети превращают торговый зал в игровую площадку, разбрасывая товар по всему магазину.

Отдельная головная боль — это работа с тестерами и поддержание порядка. Покупатели распыляют парфюм прямо над стеллажами, заляпывая дорогие флаконы, а консультантам приходится постоянно всё протирать и перекладывать. Как правило, любая недостача автоматически списывается с зарплаты сотрудников, а планы продаж растут каждый месяц. В «Магнит Косметик» зарплата продавца-консультанта составляет 41-58 тыс. рублей, но при невыполнении плана легко можно получить штраф или лишиться премии, утверждают бывшие сотруднники.
Одна из экс-продавщиц популярной сети честно рассказала, почему консультанты так «любят надоедать посетителям» — оказывается, они опасаются... тайных покупателей:
— Каждые три часа ещё надо отчитываться супервайзеру по продажам. И вот при такой загрузке каждый месяц приходит тайный покупатель и его надо пройти минимум на 95%, иначе пишешь объяснительную. Мы не прошли «тайника», меня ругали и грозились уволить...
А вот как описала обязанности рядового консультанта экс-сотрудница другой известной сети:
— Работаешь за копейки. В 8:30 надо быть на работе, в 21:30-21:40 уходишь домой. По факту, тут не 12-часовая смена, а 13-часовая. Украли духи? Плати из своего кармана. Ценник не тот? Плати разницу покупателю из своего кармана. Не выполнили план? Зп будет меньше. Перевыполнили? Зп будет та, которая должна быть. График обещали 2/2, но через месяц он стал 3/1,4/1, в редких случаях 3/2. За кассой нельзя сидеть, перерыв ровно 30 минут. Весь день ты таскаешь тяжёлые коробки и всем плевать, что ты девушка весом в 43 кг. Помимо того, что ты продавец-консультант, ты ещё и уборщица, моешь полы в зале, окна, двери. Ты промоутер, раздаешь листовки. Ты делаешь плакаты, рисуешь рекламу на асфальте, собираешь заказы, возишь тяжёлые тележки. У тебя температура? Директору до лампочки, ты либо идёшь, либо штраф. У тебя варикоз и мозоли? Терпи. Ой, у тебя выходной? Ну некому выйти, мы же семья, замени своего товарища. Это лишь меньшая часть 10 кругов ада, не советую.
Курьер и доставщик еды
Работа курьером в службе доставки — это ежедневная борьба с временем, погодой (точнее, непогодой) и недовольными клиентами. Правда, этот труд хотя бы неплохо оплачивается: по данным на 2025 год, средний заработок курьера в Москве составляет до 130 тыс. рублей в месяц в зависимости от типа транспорта. Пешие курьеры получают по 30–50 тыс. рублей, велокурьеры — 50–80 тыс., а автокурьеры могут заработать до 150–190 тыс. рублей. Но мало кто знает, что такие деньги получают лишь те, кто готов работать по 12–14 часов в день, семь дней в неделю, в любую погоду.
— Иногда бываю уставшей, особенно зимой, но это компенсируется тем, что можно выбрать удобное время работы и не зависеть от офиса или начальства. Из минусов — иногда напрягают погодные условия. В дождь или снег ехать неприятно, но заказов в такие дни, кстати, больше. А ещё, конечно, физическая нагрузка, — рассказывает курьер из Санкт-Петербурга.

Главная проблема сотрудников доставки — это система штрафов, которая превращает каждый рейс в лотерею. Опоздал на 5 минут из-за пробки — минус к рейтингу. Клиент указал неправильный адрес — виноват курьер. Еда остыла, пока ты искал подъезд в новостройке без номеров — штраф. По статистике, медианный доход курьеров в России в 2025 году составляет всего 36 тыс. рублей вместо обещанных «до 150 тыс.». Реальность такова: чтобы заработать приличные деньги, нужно не только вкалывать без отпусков, но расходовать собственные деньги на бензин, ремонт транспорта и медицинскую страховку, ведь оформляют доставщиков чаще всего как самозанятых.
Отношение клиентов — отдельная история. Курьеров обвиняют в том, что заказ привезли на 10 минут позже обещанного времени, требуют подняться на 9-й этаж без лифта с тяжёлыми сумками, а потом ещё и жалуются в службу поддержки, если сотрудник доставки осмелился попросить встретить внизу или в заказе чего-то не хватает. При этом платформы, как правило, встают на сторону покупателя, а риски полностью перекладывают на самих курьеров: ДТП, кража транспорта, травмы на работе — всё это проблемы сотрудника, а не компании. В итоге «гибкий график» оборачивается невозможностью хоть как-то планировать жизнь, а «буду сам себе начальником» — полным отсутствием социальных гарантий.
— Окончательно выдавили нормальных курьеров, выдавили остатки граждан РФ, и вот теперь у них опять кризис, курьеров не хватает. Почасовая оплата, конечно, есть — от 120 до 250 рублей в час, но для получения этой суммы ВАЖНО быть активным и находиться в зоне доставки. А проблема в том, что заказов банально не хватает на всех, — делится один из доставщиков.
Опытные курьеры дают советы новеньким:
— Нужно какое-то время поработать и наработать рейтинг в системе. Примерно неделю брать все заказы, что есть. Дальше будет лучше.
— Для доставки выбирайте более людные районы. Там заказов больше.
— Работайте, когда коэффициенты высокие — часы пик, дождь, пробки и т. д.
Официант и бариста
Работа в ресторанах, кафе и кофейнях — это профессия, где железные нервы чуть ли не важнее, чем умение готовить кофе или запоминать заказы. Правда, зарплата может быть вполне приличной: по данным DreamJob, в Москве официант может заработать до 205 тыс. рублей в месяц, правда, чаще всего доход варьируется в пределах 50–120 тыс. рублей. Средняя зарплата официанта в Москве составляет 85 тыс. рублей.

Тот же портал утверждает, что бариста в Москве зарабатывает в среднем 55 тыс.. рублей, при этом типичный диапазон составляет 40–70 тыс. рублей в месяц. Но в некоторых вакансиях соискателям обещают до 380 тыс. рублей! Возможно, в эту цифру уже заложены чаевые: порой они действительно щедрые и в иные месяцы позволяют официантам получать двойной, а то и тройной оклад. Но бывают и провалы, когда чаевых едва хватает, чтобы оплатить такси домой после поздней смены.
Неудивительно, что текучка в заведениях общепита огромная: не каждый выдержит годами выстаивать 12-часовые смены на ногах без права присесть, улыбаясь в режиме нон-стоп даже самым неприятным клиентам.
Посетители нервничают из-за долгого ожидания, которое от официанта не зависит, требуют скидки за остывший кофе или пересоленное блюдо, обвиняют в обсчёте, когда не могут разобраться в чеке. А с сентября 2025 года ситуация осложнилась новым запретом: теперь ресторанами нельзя автоматически включать в счёт сервисный сбор — теперь нужно каждый раз спрашивать согласия посетителей, а те, естественно, далеко не всегда соглашаются.
Система штрафов — ещё одна причина, почему люди не задерживаются долго в официантах. За опоздание — штраф, за флирт с клиентом — штраф, за нарушение рецептуры кофе — штраф. К тому же за каждым твоим движением наблюдает камера, а в заведение в любой момент может нагрянуть проверка. Многие работодатели экономят на персонале: один человек работает и за официанта, и за бариста, и за уборщика, и всё это за одну зарплату. По данным статистики, в небольших кофейнях стандартный оклад за 12-часовую смену составляет всего 1,5-2,5 тыс. рублей, а чаевые — от 300 до 700 рублей в день, если повезёт с проходимостью и щедростью клиентов.
«Эта профессия — не то, чем кажется, она страшная», — предупреждает жительница Волгограда, проработавшая бариста 3 года.
— Работа по 12, а то и 15 часов в день, хамство, претензии, усталость, окупаются — барабанная дробь — 25 тысячами в месяц! Это в среднем. Работодатель, как правило, так себе, я знаю только двух действительно хороших управляющих. Остальным плевать, кто вы, как вы, какие у вас проблемы. Самая большая зарплата, о которой я слышала, — 47 тыс., но у того человека было только три выходных в месяц. Обычно владельцы кофеен считают, что 25 тыс. достаточно. При этом студентов на работу они не берут, потому что им нужен полный рабочий день. Стандарты обслуживания ставят очень высокие, а как их работник должен хотя бы жильё оплачивать — загадка...

Дальнобойщик и водитель автобуса
Профессия дальнобойщика на многотонной фуре или водителя городского автобуса кажется романтичной только в фильмах. В реальности это одна из самых изматывающих профессий, где здоровье буквально приносится в жертву заработку. По официальным данным, зарплата дальнобойщика в 2025 году может достигать 200 тыс. рублей. Звучит неплохо, но за этими цифрами кроются многодневные рейсы в снег и жару без нормального сна, постоянные стрессы и хронические заболевания от сидячего образа жизни.
По закону водители не должны находиться за рулём более 9 часов в день при общей продолжительности рабочей смены не более 10 часов. На практике эти нормы соблюдаются далеко не всегда. Дальнобойщики вынуждены ехать без остановки, чтобы уложиться в сроки доставки. Любая задержка в пути оборачивается штрафом, а тахографы контролируют каждое движение — превысил скорость, не сделал положенный перерыв, и начальство уже вызывает «на ковёр».
— Если заболел в рейсе, то хочешь или не хочешь ты этого, а рейс придётся закончить (умри, но сделай). Заболел зимой в самые морозы в рейсе «короной», состояние ужас, всего ломает, есть и пить не можешь, сил нет, а ехать нужно. Так не только ехать, а ещё и люстры выгружать. В итоге в начале рейса заболел, а к концу рейса выздоровел, — делится на форуме один из дальнобойщиков.
Что до водителей городского транспорта, стоит признать, что в последнее время их зарплаты значительно выросли, особенно в крупных городах. Вакансии в столичных автопарках предлагают доход в 110 тыс. – 150 тыс. рублей при полной занятости и вахтовом графике. В Санкт-Петербурге водители автобусов зарабатывают от 90 тыс. до 130 тыс. рублей, а средняя зарплата составляет около 112 тыс. рублей. Водители троллейбусов в Петербурге могут получать от 105 тыс. до 170 тыс. рублей в зависимости от опыта и маршрута, при этом даже начальная ставка на большинстве вакансий — не ниже 90 тыс. рублей.
Однако даже при такой неплохой зарплате труд водителей автобусов и маршруток, которые работают по 12–14 часов, особенно в выходные и праздники, иначе, как каторжным, не назовёшь:
— На работу прихожу к 5 утра, ухожу в 2-3 ночи. Некоторые работают 6 на 1, но, правда, потом умирают, — признаётся сотрудник одного из автобусных парков.
— Условия оплаты труда, самого процесса работы и отдыха нужно пересматривать. Если работать по норме часов, то и зарплаты высокой вы не увидите, за норму часов тысяч 70 платят, а ответственность больше, чем у начальников, ремонт техники отвратительный, условия для отдыха ужасные, — жалуется другой водитель.

У работников общественного транспорта есть и ещё один «бонус» в виде перманентно недовольных пассажиров. В транспортные управления ежегодно поступают тысячи жалоб на водителей — за грубость, нарушение ПДД, отказ делать остановки или предоставлять льготы.
Проводник в поезде
График проводника может быть совершенно разным — от стандартных 2 через 2 до 8/8 и даже 16/16, в зависимости от маршрута. В любом случае эти дни превращаются в испытание нервной системы на прочность. Проводник дальнего следования фактически живёт в поезде, обслуживая полсотни пассажиров в вагоне и отвечая за их безопасность, комфорт и настроение. При этом зарплата до 150 тыс. рублей кажется приличной только до тех пор, пока не разделишь её на отработанные часы — ведь по факту ты работаешь буквально круглосуточно.
Должностные обязанности проводника чего только в себя не включают: нужно быть одновременно билетёром, техником, психологом, охранником и мойщиком туалетов. Пассажиры жалуются на температуру в вагоне, качество постельного белья, шумных соседей, поломку розетки — и все шишки летят в проводника. Любая жалоба автоматически означает служебное расследование и возможный штраф. А если кто-то из попутчиков напился и устроил дебош в три утра, проводнику зачастую приходится разбираться самому, не дожидаясь прибытия наряда.
Физические нагрузки добивают окончательно: километры ходьбы по качающемуся вагону, таскание тяжёлых тюков, смена постельного белья в тесных купе. Спать приходится урывками на складном диванчике в «служебке», да и какой это сон, если в дверь ежеминутно барабанят недовольные пассажиры. К концу рейса ноги не держат, спина болит, а единственная мысль — скорее бы домой на свои законные 16 выходных.
Один из бывших проводников подробно объяснил в блоге, почему он считает свою профессию «самой кошмарной в России»:
— Самое тяжёлое в работе проводника — это зима. Зима и поездка на север. Мой самый частый маршрут был Оренбург — Новый Уренгой, который занимает 6 суток туда-обратно. Первая проблема с которой столкнётся проводник, — ***й холод. Температура в таких местах может опускаться до -30 или -40 градусов, из-за чего твой вагон превращается в движущийся кусок льда. На таких маршрутах ездят не на электровозе, а на тепловозе, следовательно, ты будешь как кочегар в старые добрые 24/7 закидывать уголь в печку, молясь, чтобы огонь не погас, иначе вагон превратится в ледяную глыбу, а разжечь печь без розжига у тебя вряд ли получится. После таких процедур выходишь весь чёрный, в носу и лёгких угольная пыль. На определённых станциях ваш вагон заправляют углём..

Помимо холода у вас есть и другие проблемы. По словам автора, самая серьёзная из них — это буйные вахтовики.
— Люди работают месяцами на севере и возвращаются назад с таким количеством алкоголя в крови, что драки и скандалы будут неизбежны! Вы не раз увидите, как пьяное чучело скручивает сотрудник полиции и выкидывает на мороз. К сожалению, полиция не едет с вами на протяжение всей поездки, поэтому будьте готовы. И не будьте женщиной.
Парикмахер и мастер маникюра
Сфера красоты тоже кажется гламурной, только если не знать её внутренней кухни. На деле парикмахеры и мастера маникюра ежедневно рискуют своим здоровьем ради чужой привлекательности. Весь день на ногах, руки в постоянном напряжении, а в воздухе витает термоядерный коктейль из аммиака, ацетона, формальдегида и прочих «прелестей». При этом оклад у мастеров мизерный (если вообще есть), а основная часть заработка зависит от клиентов, поэтому доход может быть нестабильным.
Профессиональные болезни накапливаются незаметно: варикоз от постоянного стояния, хронические боли в запястьях от повторяющихся движений, аллергические реакции на химикаты. Мастера жалуются на боли в спине, ведь им приходится проводить целый день в наклоне над головой клиента или его руками. Страдает и психика: ежедневно приходится терпеть капризы клиентов, которые хотят моментальный блонд на чёрных волосах или требуют сделать маникюр за полчаса, хотя по-хорошему это занимает времени в два, а то и в четыре раза больше.
Нельзя не упомянуть и о высоком риске заражений: мастера контактируют с кровью, грибковыми инфекциями, ВПЧ и прочими неприятными «сюрпризами». При этом клиенты часто скрывают свои болячки, а когда мастер отказывается работать с проблемными ногтями или кожей, начинают качать права и грозят плохими отзывами.
Соцсети и форумы переполнены жалобами бьюти-мастеров на условия работы. Вот лишь несколько навскидку:
— Из плюсов — профессия, которой вы всегда сможете заработать на кусок хлеба. Но чтобы выучиться до приличного уровня, надо быть «с руками», иметь достаточно времени и денег. Любые семинары платно, причём стоят приличных денег. Хотя, если учитесь для себя, вам это может и не понадобиться, но если захотите устроиться в приличный салон — просто необходимо. Еще из минусов — профвредность — длительное стояние с поднятыми руками. У многих появляется варикоз, болят плечи, спина и шея. Постоянный контакт с аэрозолями, красками и волосами — если вы аллергик, работать не сможете.
— Работа на ногах, связана с вредными красками, чужой «волоснёй» — большинство людей уверено, что в парикмахерскую нужно ходить уже окончательно заросшим и с грязными волосами — зачем мыть, если там мастер помоет. Кстати, иногда у людей бывают вши. Большинство мастеров — женщины, сплетницы и завидущие, любят всё и всех обсуждать, не любят новичков, конкуренция...
— Клиенты порой такие бывают, что ты им хоть самый супер натвори на голове, всё равно не понравится. Самое главное — бабский коллектив. Ну не могу я с одними бабами, да ещё зачастую достаточно необразованными.

Стоит задуматься: пока мы жалуемся на опоздавшего курьера, возмущаемся неулыбчивостью парикмахера и требуем от официанта поменять неудачное блюдо, люди «адских» профессий мечтают всего лишь об одном — дожить до выходных.




