Прямой эфир

От скромных ярмарок до гастропутешествий: как менялись пивные фестивали в Петербурге

Ника Семенова
12 сентября, 15:13
Сегодня «Балтика» на 12-м месте в топе крупнейших пивоваренных компаний мира. Она прошла путь от небольшого производства на окраине Петербурга до лидера национальной промышленности, и в этом году отмечает 35-летний юбилей. Перелистнём страницы истории и вспомним, как в Северной столице зарождалась культура пивных фестивалей, а также расскажем о самых новых из них.
Фото: freepik.com

В 90-е годы Петербург называли пивной столицей России. И вовсе не по объёмам выпитых декалитров пива, а по количеству известных на всю страну производителей этого напитка.

Назад в прошлое

Первый крупный «Пивной фестиваль» прошёл в нашем городе в 1997 году. Среди участников — ведущие изготовители пенного.

— Это была, в первую очередь, «Балтика», завод им. Степана Разина, «Красная Бавария» и «Вена». В памяти остались сцены на воздухе, музыканты, первые попытки «сделать как в Европе». Но главное — ощущение, что город получил новую точку сборки, пусть и недолго удерживаемую, — вспомнил владелец пивоварни «Славянское солнце» Алексей Казаков.

И всё-таки, если снять ностальгический фильтр, честнее назвать то десятилетие эпохой ярмарок, а не фестивалей. Продавали больше, чем разговаривали, мерили литрами, наливали в пластиковые стаканчики.

— Это была просто ярмарка пива. Я бы назвал это так. Потому что, особенно если сравнивать с тем же «Октоберфестом», ничего кроме палаток торговцев глобально не было, — добавил Казаков.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

У этого формата были свои причины. В частности, дефицит инфраструктуры и нехватка компетенций у организаторов. В ход шли конкурсы «кто быстрее» и торговля у прилавков — «с утра до вечера», без продуманной городской сцены, в которую вплетаются кухня, музыка, лекции, детские зоны и ремесленные ряды.

— Если мы приходим на фестиваль, и там стоят длиннющие очереди, пиво наливают в  пластиковые кружки, а люди сидят на земле, то это говорит о том, что ни о какой культуре потребления пива там даже близко речи нет. Если же стоят шикарные шатры с удобными столами, оперативно работают официанты: приносят сыры, например, или ту же рульку, и квашеную капусту — тогда это всё прекрасно и здорово, — считает владелец пивоварки «Славянское солнце».

Именно на этом контрасте рождалась следующая логика: Петербургу нужна постоянная площадка и режиссура, а не случайное место и случайный день.

Глоток свежего воздуха

В 90-е «Балтика» стояла у истоков создания грандиозных фестивалей, которые объединяли людей со всей страны.

— Это было сделано как фестиваль. Таким образом, чтобы люди имели возможность поучаствовать в каких-то мероприятиях, посмотреть концерты, получить шоу, — рассказал Алексей Казаков.

На одном из таких фестивалей в 2001 году компания представила своё знаменитое безалкогольное пиво. Сегодня половину таких напитков на отечественном рынке разливают именно на «Балтике». Эксперты уверяют, что потребительский тренд последних лет — за безалкогольным.

«Балтика Фест»

В этом году «Балтика» отмечает 35-летний юбилей. В честь этого 13 сентября на автодроме «Игора Драйв» под Петербургом пройдёт гастрономический фестиваль. Это возрождение фестивальной культуры, событие, где вместо повышенных градусов обещают плотность программы: кулинарные площадки, мастер-классы, разговоры о сырье и многие другие активности.

Фото: vk.com/igoradrive
Фото: vk.com/igoradrive

Не подведёт и концертная программа, которая обещает поддержать атмосферу драйва и свободы. Среди хедлайнеров — легенды русского рока, звёзды дисковечеринок и представители новой сцены:

  • «Чайф»,
  • «Дискотека Авария»,
  • Мари Краймбрери.

Гостей фестиваля ожидает гастрономическое путешествие с блюдами и безалкогольными напитками из разных регионов России — от Калининграда до Камчатки. Будут представлены уникальные вкусовые сочетания, а посетители смогут поучаствовать в гастровыступлениях, мастер-классах и интерактивных шоу.

Не обойдётся и без официальной части. 13 сентября для представителей отрасли состоится торжественное мероприятие, на котором будут награждены сотрудники, проработавшие в компании «Балтика» со дня основания. Кроме того, важной частью станет проведение мероприятия для профессионалов отрасли: первого открытого заседания Совета по развитию пивоваренной отрасли, созданного по инициативе и под эгидой «Балтики». В нём примут участие действующие члены Совета: Таймураз Казбекович Боллоев — председатель Совета, основатель «Балтики»; Николай Сергеевич Тюрников — генеральный директор пивоваренной компании «Эфес» (АО «АБ ИнБев Эфес»); Дмитрий Константинович Киселёв — председатель правления Ассоциации виноградарей и виноделов России. Ожидается также приём в Совет новых членов.

На тематической выставке гостям расскажут о роли пива в истории, раскроют значение напитка как социального и культурного феномена. Для детей на «Балтика Фесте» организуют игровые зоны и другие виды досуга для весёлого времяпрепровождения. Организаторы обещают: каждый гость найдёт занятие себе по душе.

Подробнее о локации, программе гастрофестиваля и билетах — читайте в статье 78.ru.