Прямой эфир

Школьная форма в 2025 году: зачем нужен новый ГОСТ и сколько стоит одеть ребёнка в школу

Анна Дерюгина
21 августа, 11:27
В августе общественная дискуссия вокруг школьной формы развернулась с новой силой. Причиной тому — первый в России национальный стандарт для производителей, который регламентирует пошив школьной формы. Вместе с директором СОШ № 193 Еленой Хохловой разбираемся, повлияет ли данный документ на внешний вид учеников, зачем вообще нужна школьная форма и во что обойдётся её комплект в 2025 году.
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина, freepik.com, pixabay.com, flaticon.com/Freepik

Много шума наделала демонстрация сшитой по ГОСТу одежды, которую представили на пресс-конференции, посвящённой введению нового стандарта. Многие родители восприняли её как сигнал о введении в стране единой школьной формы. Причём именно вот этой показанной — вызвавшей ассоциации с костюмом «мымры» Людмилы Прокофьевны из легендарного советского фильма и мгновенно попавшей в мемы.

В ответ на бурное народное возмущение Минпросвещения даже пришлось отдельно объяснять гражданам, что никакой единой формы оно утверждать не планировало и не планирует. Зачем же тогда нужен пресловутый национальный стандарт?

— Тот ГОСТ, который сейчас принят, касается в основном производителей. И создан он, скорее, в помощь родителям: для того, чтобы, выбирая школьную форму, они знали — из каких тканей сшита форма и соответствует ли она требованиям санитарных норм. А вот о том, что форма будет у всех одинаковая, в стандарте ничего не говорится.

Что написано в ГОСТе Р 71582—2024?

Новый стандарт устанавливает общие требования к внешнему виду школьной формы, качеству её пошива и материалов, из которых она выполнена.

Так, например, в документе перечислены основные изделия, которые относятся к школьной форме. Это жилет, пиджак (жакет, блейзер), кардиган, джемпер, свитер или водолазка, рубашка, платье или сарафан, юбка, брюки, шорты, комбинезон или полукомбинезон.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Кроме того, в нём содержаться основные характеристики школьной формы:

  • Её рекомендуется шить в деловом стиле, который отличается строгостью и консервативной сдержанностью в выборе тканей, цветов, фасонов и аксессуаров.
  • Она должна быть эстетичной и носить светский характер.
  • Покрой школьной одежды должен быть таким, чтобы ребёнку в ней было удобно — и сидеть за партой, и двигаться.
  • На школьной форме не должно быть символов асоциальных неформальных молодежных объединений или символики, пропагандирующей противоправное поведение. В то же время, на ней могут присутствовать отличительные знаки конкретной школы: эмблемы, нашивки, тесьма и другой декор. Размещение же на форменной одежде государственной символики и геральдики не только допускается, но и рекомендуется.
  • Фурнитура на форме должна быть функциональной и безопасной — без острых кромок. Стандарт не рекомендует использовать слишком массивную металлическую фурнитуру, а также всевозможные выступающие крючки и клёпки, так как все эти детали могут стать источником травм.

Наконец, самый большой раздел ГОСТа посвящён качеству используемых тканей с точки зрения их гигроскопичности, воздухопроницаемости, гипоаллергенности, механической прочности и устойчивости окраски. Все требования распространяются на повседневную и праздничную форму для детей, которые учатся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Стандарт не применяется для обуви и спортивной одежды.

Таким образом, обсуждаемый ГОСТ— это инструмент, который помогает швейным предприятиям обеспечить высокое качество школьной формы, а родителям при её покупке — сделать осознанный выбор в пользу более безопасного и долговечного изделия.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

При этом, национальный стандарт не имеет силы закона и носит лишь рекомендательный характер. Производитель не обязан следовать его требованиям. Но если уж швейная компания решила это сделать и разместила на бирке соответствующую строку, то должна соблюдать все указанные в ГОСТе параметры.

Чем регулируется внешний вид формы в конкретной школе?

Если не ГОСТ, то кто же тогда диктует конкретные фасоны и цвета для школьной формы?

Согласно пункту 1 статьи 38 закона «Об образовании», внешний вид школьной формы, включая виды допустимых предметов одежды, их фасон и цвет, устанавливает каждая школа самостоятельно — с помощью локального акта. При его создании и принятии должны учитываться мнения учеников и их родителей. В этом документе также прописываются правила ношения формы и требования к общему внешнему виду учеников (украшения и аксессуары, цвет волос, макияж и т. д.).

Теперь при разработке локального нормативного акта школы могут опираться на ГОСТ, что в своём июньском письме им прямо рекомендовало Минпросвещения. Ранее они руководствовались письмом Министерства образования и науки от 28 марта 2013 года и региональными документами на соответствующую тему. Например, в Северной столице в 2015 году вышло распоряжение местного Комитета по образованию, в котором также установлены единые требования к одежде учащихся.

В целом, они похожи на положения нового стандарта. Согласно петербургскому распоряжению, школьная одежда должна быть эстетичной, деловой и светской, соответствовать месту и температурному режиму, отвечать санитарно-эпидемиологическим нормативам. На ней могут присутствовать отличительные знаки учебного заведения, а в числе рекомендованных цветов значатся бордовый, зелёный, серый, синий и чёрный.

На практике жёсткие требования носить только конкретный вариант формы и ничего больше встречаются не так часто. Уставы нередко разрешают как строгое следование дресс-коду, так и более свободный выбор одежды. А многие школы и вовсе ограничиваются только общими рекомендациями по предпочтительным видам и цветам одежды.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Плюсы и минусы школьной формы

— Школьная форма — это очень важно, потому что она позволяет, во-первых, разделить рабочее и нерабочее время. Кроме того, форменная одежда дисциплинирует и действительно сглаживает финансовые и социальные различия между учениками.

К основным преимуществам школьной формы обычно относят:

  • Сглаживание социального неравенства — когда все дети одеты одинаково, различия в финансовых возможностях не так заметны. Это помогает избегать ситуаций, когда ребёнок из менее обеспеченной семьи подвергается буллингу из-за своего внешнего вида и достатка.
  • Формирование дисциплины и более серьёзного настроя на учёбу — формальная одежда сигнализирует детям о том, что пора заняться уроками, и помогает лучше настроиться на процесс обучения.
  • Экономию денег и времени — единовременная закупка школьной «капсулы» на весь учебный год может обойтись значительно дешевле, чем разнообразный гардероб с регулярными обновками. Также форма исключает споры на тему «что сегодня надеть» и заметно ускоряет утренние сборы в школу.
  • Формирование чувства единства — общая форма сплачивает учеников и способствует развитию командного духа.

Некоторые из этих плюсов, например про социальное равенство, выглядят достаточно сомнительно. Ведь материальное положение заметно не только по одежде. Да и с финансовым вопросом всё не так однозначно. Несмотря на экономию в перспективе, семье со средним достатком может быть сложно в конкретный момент приобрести полный комплект формы. Особенно если школьников несколько и/или школа требует купить недешёвую форму от определённого производителя.

Мнение общества

В России единая школьная (вернее, гимназическая) форма для мальчиков появилась в 1834 году. Для девочек — в 1896 году. Однако несмотря на долгую историю, споры о её нужности не утихают до сих пор. В недавнем опросе 36% россиян проголосовали за единую форму для всех школ. Каждый пятый выбрал вариант индивидуальной формы в каждой отдельной школе. А треть респондентов выступили против любой формы в принципе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Судя по комментариям под новостными публикациями, к введению свежего ГОСТа пользователи интернета отнеслись скептически, не увидев в нём особой пользы:

— Форма должна быть единая, в масштабах всей страны, как было в СССР, или её не должно быть вообще. А этот очередной ГОСТ, который носит рекомендательный характер и не обязателен к применению — очередная профанация…
— Ну что за бред? Ввели бы как в советское время школьную форму единую и всё.
— Что форма, продающаяся в магазинах, требовала ГОСТов, это да. Нечего было вообще ГОСТы отменять. А деловой стиль, он и так в школах соблюдается. Лишь бы изобразить бурную деятельность.

Особенно много критических комментариев вызвали объяснения чиновников, что введение единого стандарта якобы поможет «стереть границы между детьми из семей с разным достатком»:

— Нет, не стирает границы. Можно купить дешёвый сарафан в «Детском Мире», а можно за 20 000 в «Империи Детства», например.
— Как он вообще защищает учеников с разным материальным положением, если он носит рекомендательный характер? Только деньги без толку потратили. Другое дело, если носит обязательный характер. А так как обычно одни пошли в дешёвый магазин, другие в дорогой, вопрос: как рекомендательный ГОСТ защитит тут учеников?
— Вы правда считаете, что одежда детей в школе, то единственное что действительно выдает материальное положение семьи? … Дети обращают внимание на гаджеты, на какие- то новомодные игрушки, брелки, чехольчики, красивую канцелярию, модные рюкзаки с красивыми принтами любимых героев. На то, что некоторых детей на машине привозят к школе, а кто-то и в машине толком не ездил.

Однако, несмотря на споры, покупать школьную форму приходится как её сторонникам, так и противникам. На что нужно обратить внимание?

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Как выбрать школьную форму

Помимо требований конкретной школы и заветной аббревиатуры ГОСТ на бирке, при выборе школьной формы необходимо руководствоваться ещё некоторыми критериями. Обратимся к рекомендациям Роспотребнадзора.

Для весны и осени стоит выбрать одежду из льна и хлопка, для зимы — из шерсти и кашемира. Надзорный орган советует покупать форму, в составе которой есть некоторое количество синтетических волокон, поскольку это увеличивает срок службы одежды и упрощает уход за ней. Однако максимальный процент синтетики не должен превышать 35% для рубашек и блуз и 55% для костюмов. А вот ткань подкладки, если она есть, должна быть строго натуральной.

Нужно внимательно изучить ярлычок с рекомендациями по уходу за одеждой. Лучше отказаться от покупки формы, которая требует химчистки. Во-первых, это заметно усложнит жизнь родителей и повлечёт дополнительные расходы. Во-вторых, вещества, которые применяются при чистке, могут вызвать аллергию или нанести другой вред здоровью ребёнка.

Очень важно правильно подобрать размер формы. Школьник проводит в ней от 5-6 часов каждый день, поэтому она должна быть максимально комфортной и не стеснять движения. Все детали одежды нужно обязательно примерить на ребёнка, а затем попросить его посидеть и походить в обновках. Тесная одежда может натирать, способствовать появлению болей в животе или даже вызвать проблемы с дыханием. Кроме того, узкая и слишком плотно облегающая форма препятствует нормальной вентиляции тела, что грозит перегревом.

Наконец, существенным фактором, влияющим на выбор, является красота формы и её соответствие вкусам ребёнка. Одежда должна нравиться школьнику и вызывать желание надеть её.

Сколько стоит одеть школьника в 2025 году

Школьная форма — одна из самых значительных статей родительских расходов при подготовке к новому учебному году. В 2025 году её стоимость по сравнению с 2024 годом выросла, но незначительно: по разным подсчётам на 5-8%.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Конкретные цифры в различных источниках также отличаются. В частности, это связано с тем, что исследователи «собирают» комплекты, руководствуясь личными соображениями достаточности. В результате, у одних в набор входят только одни брюки, рубашка или сарафан, а у других — 2 или даже 3. Кроме того, итоговая сумма зависит от пола ребёнка, его возраста и места покупки.

Дешевле всего обойдётся форма, купленная «с рук», — около 8 тыс. рублей. Стоимость комплекта новой одежды, в зависимости от количества предметов, может варьироваться от 11 до 18 тыс. рублей. Дороже всего выйдет одеть старшеклассников: по подсчётам одной из сетей гипермаркетов, в этом случае цена набора для девочки составит порядка 24 тыс. рублей, а для мальчиков — 22 тыс. рублей.